Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Трезвость как страсть - Искусство кино

Трезвость как страсть

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

Событие: в русском переводе вышла книжка Сьюзен Сонтаг – так поправил переводчик Виктор Голышев знаменитую фамилию – «О фотографии» (изд-во «Ад Маргинем Пресс», 2013). О знаменитой книге знаменитого американского культуролога – Зара Абдуллаева.

sontag1Эта книга – сборник эссе, в середине семидесятых публиковавшихся в “New York review of books”. История взглядов Сонтаг (как непривычно звучит эта буква!) на фотографию в историческом развитии, теоретическом поле, в литературных портретах знаменитых фотографов. Или художников. Это «или/или» Сонтаг проблематизирует, как дань мыслительным клише, но полагает возможные споры по этому поводу исчерпанными или наивными.

Если слово «наивность» – едва ли не самое частотное в лексиконе этой книжки, то трезвость ее автора – в разборе фотографических стилей, жанров, установок (от пиктореальных карточек до «банальных») – не что иное как страсть.

Сонтаг уверена, что сам вопрос, является ли фотография искусством, вводит в заблуждение. «Хотя фотография рождает произведения, которые можно назвать художественными – в них есть субъективность, они могут лгать, она доставляет эстетическое удовольствие, – она прежде всего не вид искусства», хотя «у нее есть странное свойство превращать в произведения искусства все свои сюжеты». Случайные, постановочные, безобразные, красивые, агрессивные или нейтральные. Тут заблуждаться не приходится. Вопрос только в том, чтобы этим не обольщаться.

Но еще важнее вот что: «несмотря на подразумеваемую достоверность, которая и делает фотографию убедительной, интересной, соблазнительной, в работе фотографа творятся те же, обычно темные, сделки между правдой и искусством, что и во всяком художестве». Никаких наивных обольщений по поводу т.н. «правды» документальной фотографии Сонтаг, конечно, не ведает.

Присвоенный фотографом мир не только бытовых ритуалов, портретов (звезд и парий), Сонтаг увлекательно расширяет здравомыслящими пассажами о камере как сублимации оружия, о фотографировании как сублимированном убийстве и вообще о memento mori. Но главное в том, что «страдать самому – это одно, другое дело – жить с фотографиями, запечатлевшими страдания; они необязательно укрепляют совесть и способность к сочувствию. Они могут их и заглушать. Раз ты увидел такие образы, ты встал на путь к тому, чтобы увидеть новые – и новые». Такая прожорливость амбивалентна. Она, с одной стороны, делает любое событие и более реальным, и – при многократном обращении к изображениям (ужасов, скажем, войны) – менее воздействующим. Ведь «камера всегда замалчивает больше, чем открывает».

sontag-in-nancy-d-kates
Кадр из фильма Regarding Susan Sontag. Режиссер и продюсер Нэнси Д. Кейтс (Nancy D. Kates)

Эту постоянно возрастающую – в наше время зашкаливающую – потребность удостоверить реальность (прошлого, путешествий, эксплуатации рабочих и т.д.), то есть разомкнуть персональный опыт, Сонтаг называет «эстетическим потребительством». Анализируя работы (на ретроспективной выставке) Дианы Арбус, запечатлевшей несчастных, жалких людей, Сонтаг пишет о склонности такого приятия ужасного «к наивности, и робкой, и зловещей, поскольку в основе ее отстраненность, собственное превосходство, чувство, что увидеть тебе предлагают – другое». При этом Сонтаг равно понимает неуместность как сочувственной реакции на такие фотографии, так и хладнокровной позы перед лицом ужасного. Она усматривает во взгляде фотографа не бессердечие или цинизм, а наивность. Арбус называла кошмарную реальность, которую снимала, «фантастической», «потрясающей», выражая, считает Сонтаг, «по-детски изумленное поп-сознание».

Динамичная, а точнее, историческая проницательность Сонтаг – залог ее выразительной трезвости. Рассуждая о связи фотографии с сюрреализмом, она говорит о буржуазном недовольстве сюрреалистов как о подтверждении их буржуазности. «Социальные невзгоды побуждали благополучных к съемке – безобидному хищничеству. Им хотелось задокументировать скрытую реальность, точнее, скрытую от них». Колкое уточнение.

Социальное, этическое, эстетическое рассматривается Сонтаг в фотографии с одной и с другой стороны, открывая в, казалось бы, знакомом противоположный известному и навсегда точный ракурс восприятия. Отмечая социальный реализм работ Августа Зандера, она называет их, несмотря на это, самыми абстрактными в истории фотографии. «У Зандера бедные не лишены достоинства, но не потому, что он им сочувствует. Достоинство их – из сопоставления: на них смотрят так же бесстрастно, как на всех остальных».

Эти эссе – по сути аналитический роман Сонтаг с фотографией, «срезками» мира, «ранами времени», «реестрами смертности». Но неисчерпаемой актуальностью взгляда Сонтаг остается ее утверждение о превращении мира (в фотографии) «в универсальный магазин или музей без стен, где каждый сюжет низводится до предмета потребления и перемещается в область эстетического».

sontag-on-photography-1977
«О фотографии». Американское издание 1977 года

Да, фотографии могут огорчать, потрясать. И делают это. Однако сама природа, неизменно эстетизирующая, причем всё без исключения, фотографии такова, что она нейтрализует в конце концов страдание. А камера «превращает историю в зрелище». Парадокс, на котором настаивает Сонтаг в этих эссе, заключается в том, что фотография постоянно вносит путаницу в свои отношения с реальностью. Фотографический реализм обезболивает запечатленную реальность. Но одновременно и «проясняет зрение», стимулирует его сенсорные возможности или способности. Отказаться от таких, только на первый взгляд, противоречивых свойств фотографии никому еще не под силу.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Даниил Дондурей: «Телевизор – главный инструмент управления страной»

08.11.2012

Сохранение советского мировоззрения и мягкое принуждение граждан к непрерывным развлечениям, – таковы основные идеологические задачи, решаемые сегодня при помощи управления СМИ, считает культуролог Даниил Дондурей, главный редактор журнала «Искусство кино». Републикуем интервью, данное журналу «Нескучный сад».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Архив Андрея Тарковского будет выставлен на аукционе Sotheby's

07.11.2012

Коллеция режиссера, включающая в себя письма, аудиозаписи и фотографии, как ожидается, будет продана на аукционе «Сотбис», сообщает британская газета Guardian. Руководитель «Сотбис» Стивен Роу (Steven Roe) полагает, что архив дает удивительную возможность заглянуть во внутренний мир русского режиссера, чьи картины входят в многочисленные рейтинги «всех времен и народов». В частности, в нем есть блокноты с разборами, кадр за задром, созданных фильмов, черновики письма Брежневу и многие другие материалы.