"Штука" по-польски значит "искусство"
В рамках Европейского Конгресса культуры во Вроцлаве прошла крупнейшая за последние годы выставка современного польского искусства, на которой были представлены проекты молодых европейских кураторов и художников. В фотоотчете Дины Назаровой, посетившей Конгресс в качестве специльного корреспондента «Искусство кино», представлены некоторые фрагменты экспозиции.
Аудиовизуальный сектор фестиваля расположился в «Павильоне четырех куполов». Реставраторы оставили практически нетронутой эту часть бывшей Вроцлавской киностудии: здесь тянет сыростью, на стенах – облупившаяся штукатурка. В подобной атмосфере «актуальнее» всего воспринимается современное искусство.
Яркий объект, расположенный перед одним из выставочных залов, – неоновая вывеска «Дворец культуры Энергетик» (The House of Energetic Culture), созданная парижской группой под руководством Клэр Фонтен, светившая некогда над Домом культуры в Припяти, недалеко от Чернобыля.
Выставка «10Х10» представляет собой выбор десяти молодых европейских кураторов: Кьяра Паризи, Бландин Роселль, Кареля Чизара, Марты Кирценбаум, Ивана Команицка, Марьян Замечник и других, – каждый из которых в отведенном ему зале выставил произведения современного искусства стран Европы. Работы, размещенные в этих десяти залах, объединены идеей функционирования арта как социального инструмента.
Пишущая машинка с бесконечной лентой текста – визуальный проект «Закройте глаза!» куратора Марты Кирценбаум. Монотонное письмо со множеством опечаток символизирует безнадежность (да и ненужность) самого процесса регистрации и вербализации. Сила звукового образа, по идее авторов, побеждает визуальное, свидетельство тому – запись в лежащих рядом наушниках.
Проект «Лаборатория чтения» (Reading lab): идея молодых польских артистов – расширить представление о современном процессе чтения и читателе, продемонстрировать изменения, начавшиеся с появлением new media.
Искусству неспешного ведения разговора посвящен проект куратора Марьян Замечник под названием «Беседа». Энергетическим центром перформанса, основанного на сложной смысловой игре, вдохновленной идеями итальянского философа Эмануэле Северино, стали движения вроцлавского артиста Павла Яродзкого – приготовление чая в самоваре, доставшемся ему по легенде от деда – владельца кнайпы.
«Мне снилось, что я кинозвезда» – совместный проект группы словенских архитекторов, дизайнеров и кураторов. Используя многочисленные фрагменты фильмов, сохранившихся на Вроцлавской киностудии, артисты предлагают зрителям стать активными участниками перформанса и «поиграть в кино»: на экране проецируется знаменитая сцена в «Монополе» из «Пепла и алмаза», а рядом хромакейный павильон позволяет почувствовать себя на месте Збышека Цыбульского или Эвы Кшижевской.
Фрагмент экспозиции «Art is Dangerous» и «Встретимся там» на вернисаже Мирослава Балки «» (Wege zur Behandlung von Schmerzen).
Искусство как медиум в диалоге между активными членами общества и аутсайдерами при помощи использования современных средств коммуникации выражено рядом видеоинсталляций мексиканского артиста Антония Абад Megafone.net.
Первая иллюстрация: Проект «Лаборатория чтения» (Reading lab)