Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
На правах телезрителя - Искусство кино

На правах телезрителя

Ранний вечер -- время диалогов на телеэкране. С шести до восьми в эфире "Час пик" (ОРТ), "Герой дня" (НТВ) и "Те Кто" (ТВ-6). Все зовут к себе в гости приятных и интересных собеседников. Но если две первые программы во многом повторяют друг друга, то третья стоит в этом ряду особняком.

В начале нынешней весны руководство Шестого канала выделило для программы еще полчаса эфирного времени -- беспрецедентное решение! -- и теперь ток-шоу "Те Кто" длится час и выходит с 18.00 до 19.00 только в прямом эфире. Это увеличение эфирного времени стало переломным в истории "Тех Кто", разделив всю жизнь программы на до и после, впрочем, сохранив незыблемое всегда.

Всегда -- это двое ведущих: Анастасия Соловьева и Петр Фадеев. Они же и главное достоинство программы, выгодно отличающее ее от других подобных программ. Молодые, разумные, эрудированные, любознательные, они имеют свое мнение и свой взгляд на происходящее и в профессиональной работе хороши как в паре, так и по отдельности. С формальной точки зрения, их общение с собеседником никак нельзя назвать диалогом -- двое на одного. Скорее, это своего рода заинтересованный и доброжелательный "перекрестный допрос". Иной раз, правда, когда собеседник не слишком собран, неуверен или, напротив, слишком самоуверен, его превращают в подобие теннисного мяча, который перелетает с одной стороны корта на другую.

Собственно, на подобных пасах в основном и строилась программа до часового эфира. Тридцать минут ведущие атаковали приглашенного вопросами, и практически всегда их точная журналистская реакция позволяла услышать нетривиальный рассказ -- фактурный и колоритный устный автопортрет их собеседника.

С увеличением эфирного времени появилась возможность приглашать в передачу еще одного гостя. Как и прежде, в программу приходят и звезды, знакомые всей стране, и "серые кардиналы", о которых известно только приближенным. "Полосой отчуждения" между двумя сюжетами является выпуск новостей ТСН. Еще одно изменение: информационная рубрика "Жизнь не менее достойных людей", название которой говорит само за себя, уступила место обширному разделу -- светской хронике. Но наполняющие его репортажи с презентаций, показов и праздников мало отличаются от сообщений из жизни нашего "высшего света", какими и отечественное телевидение, и пресса наполнены до краев. И, очевидно, понимая это, светский корреспондент "Тех Кто" старается держать хорошую мину при плохой игре, подражая Светлане Конеген, которая в свое время комментировала подобные сюжеты в "Сладкой жизни" на НТВ. Но, увы, копия гораздо бледнее оригинала. Выпады и шпильки по адресу светских львов и львиц лишь вызывают неизбежный вопрос: зачем же освещать эти мероприятия, если все так противно?

Помимо светских вестей в программе появилось еще одно новшество. С тех пор как программа выходит в прямом эфире, Соловьева и Фадеев начали активно включать в разговор вопросы телезрителей, заданные по телефону. Впрочем, новшеством этот телевизионный прием стал для "Тех Кто" -- на телевидении его используют давно и все кому не лень, у кого есть соответствующие технические возможности. Что внове действительно, так это электронная почта. Теперь каждый желающий может задать вопрос гостю в студии, не отходя от собственного компьютера. Телефонную и компьютерную связь в программе обеспечивает Сергей Крючков, в чьих обязанностях -- выяснять за кадром, о чем же хочет спросить позвонивший, и выводить вопрос в прямой эфир. Надо заметить, что идея общаться со зрителем посредством e-mail весьма плодотворна, а "Те Кто" в очередной раз оказались "впереди планеты всей" и дают остальным сто очков вперед как молодая, энергичная и прогрессивная программа. Подтверждение тому -- весьма охотная ответная реакция зрителей, что в перспективе усилит обратную связь и, стало быть, не может не привести к увеличению аудитории.

Есть, правда, одно "но". Нововведения должны были подогреть интерес к разговору с "тем кто". Однако волей-неволей рубрики стали перекрывать основной сюжет программы и она утратила драматургическую выверенность. Межсюжетные рамки размыты или обозначены весьма нечетко, хронометраж рубрик не систематизирован, отдельные сюжеты иной раз либо затянуты, либо мелькают уж слишком быстро и мешают друг другу... Все это можно, конечно, объяснить вечными издержками прямого эфира, однако даже он требует определенных расчетов.

Ошибки были и в прежней получасовой программе, однако тогда они не бросались в глаза, а отсутствие телевизионных навыков казалось даже привлекательным. Петр Фадеев был напорист и ироничен. Анастасия Соловьева -- сдержанна и осторожна. Петр вертелся вокруг собеседника юлой, заставляя "того кто" отвечать не раздумывая. Настины вопросы не были внешне броскими или экстравагантными. Такие разные стилистики, безусловно, были программе на пользу.

Со временем Петр научился вежливо уступать своей коллеге, а она, в свою очередь, стала более решительной и независимой... Впрочем, они всегда нравились зрителям своей молодостью, непосредственностью. Более того, их появление на телеэкране как будто материализовало извечные представления публики об идеале: он завоевывает с ходу и без рассуждений, а рядом с ней даже плен сладок. Правда, набравшись опыта, они заметно переменились. Все чаще зритель наблюдает забавные, а порой и не очень, междусобойчики ведущих, когда в разговоре с гостем они могут вдруг упомянуть личные проблемы, обсудить общего знакомого или рассказать историю, понятную только им самим. В конце концов, для сообщения о предполагаемом замужестве Анастасии Соловьевой или о том, где она бывает со своим любимым, есть огромное количество светских рубрик в прессе и на том же телевидении. Отвлекать же внимание зрителей на себя, пользуясь такими незамысловатыми ходами, по меньшей мере некорректно.

Наши телеведущие стали весьма известными фигурами "высшего света". Петр охотно участвует в показах мод в качестве модели, чему пример -- дефиле на открытии бутика Джанни Версаче (одежду ныне покойного кутюрье представляли на импровизированном подиуме известные журналисты, модельеры и прочие популярные личности). Фадеев вышел на сцену и на церемонии награждения "Серебряная Калоша" спел вместе с "Иванушками International". Он теперь частый гость звездных тусовок. Об этом не стоило бы упоминать, если бы в последнее время раскованность ведущего не оборачивалась бы развязностью. В последнее время и Соловьева, похоже, отказалась от всего ею же самой наработанного. От имиджа скромной и умной барышни не осталось и следа. На экране появились периодические мини-сеансы женского кокетства, ведущая постоянно перебивает коллегу или лукаво, но уж слишком часто отпускает шпильки по его адресу, очевидно, забывая, что все, что мило выглядит в жизни, может быть неуместным и даже неверно истолкованным в телевизионном эфире. Из программы постепенно уходит непосредственность, но приходит игра, исчезает какая-то необъяснимая изюминка, и появляется невыносимая вальяжность. Увы, это очень заметно...

Все это, безусловно, отразилось на манере разговора с гостями программы, которых уже могут перебить, не дослушав или предложив свои версии ответа. Постоянно возникающие интермедии -- диалоги ведущих друг с другом так сбивают некоторых гостей, что ответы оказываются заведомо скучными. При этом в общении с гостями нет-нет, но прорывается уже знакомая по другим программам фамильярность. Она еще не стала такой же агрессивной, но все же ведущие подчас ведут себя, как отвязанные первокурсники журфака, и так, как было бы более уместно в "Партийной зоне". Особенно это касается бесед с теми гостями студии, которые знакомы ведущим уже давно. Тут просто беспредел -- постоянное "тыканье", "общие воспоминания" и прочее. Иногда в незавидной роли наблюдателя оказывается не зритель, а один из ведущих. Так, недавно бедной Соловьевой пришлось молча слушать, как Фадеев и его давний знакомый вспоминают совместные ужины в ресторанах, забыв о том, что они в эфире.

И все же, несмотря на все эти "ошибки молодости" и просчеты, программа "Те Кто" остается одной из лучших на нашем современном телевидении. Замысел это или случайность, но очевидно, что сегодня "Те Кто", молодая программа на молодом канале, становятся рупором своей телекомпании и на ТВ-6 на нее делают большие ставки. И то сказать: на всех других каналах "Те Кто" могли бы и не прижиться. По элементарной причине. Наше телевидение, несмотря на явный технический прогресс, удивительно консервативно и предпочитает застывшие формы, старые лекала. Жизнерадостные же молодые люди нарушают сложившиеся правила. Это не может не пойти на общую пользу.