Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Олег Лукичев: «Незачем прятать операторскую работу» - Искусство кино

Олег Лукичев: «Незачем прятать операторскую работу»

Интервью ведет Галина Переверзева

Галина Переверзева. «Путешествие с домашними животными» — из тех картин, в которых ярко проявлена и операторская работа. Сегодня это большая редкость…

Олег Лукичев. Спасибо за хорошие слова. В этом смысле мне повезло. Конечно, стараюсь выбирать проекты. Я начинал с короткометражного фильма Александра Велединского «Ты да я, да мы с тобой» — истории про двух братьев, живущих на станции. Это был наш общий с режиссером дебют, и он попал в каннскую программу «Особый взгляд»… Потом военный черно-белый «Последний поезд» Алексея Германа, «Марс» Анны Меликян — фантасмагорическая трагикомедия о нереальном городе, куда попадает уставший от жизни боксер. «Гарпастум» — ретрофильм Германа о футболе — потребовал воссоздать стилистику Серебряного века. Затем наступил черед «Путешествия с домашними животными»…

«Путешествие с домашними животными»
«Путешествие с домашними животными»

Г. Переверзева. На что вы ориентируетесь, выбирая проект?

О. Лукичев. Ну, предложения поступают разные, однако снимать, например, социально-бытовое кино мне неинтересно. Скучно. Я не понимаю, зачем… Оператор — не посторонний человек на картине! Знаете, некоторые говорят: «Приедешь, снимешь профессионально и уедешь…» У меня так не получается. Я не могу приехать с холодной головой, грамотно снять — без погружения в замысел — и все забыть. Я вникаю в картину, отдаю себя, она входит в меня. Поэтому и стараюсь выбирать то, что мне близко, хочу делать то, что чувствую. Как-то я работал на одном фильме, достаточно известном, нас там было несколько операторов, и вот, проработав полторы недели, сказал: «Всё, больше не могу! Мне это чуждо, я сойду с ума в итоге». Я был тогда молодым оператором, и меня почти никто не знал, но я все равно рискнул и уехал.

Г. Переверзева. И все же: как вы выбираете?

О. Лукичев. Читаю сценарий и смотрю на режиссера: кто он?

Г. Переверзева. А если режиссер неизвестен?

О. Лукичев. Не важно. Я снимал три режиссерских дебюта: c Иваном Болотниковым, с Лешей Германом, с Анной Меликян… Это сейчас они все такие знаменитые…

Г. Переверзева. А как вы «смотрите» режиссера?

О. Лукичев. Мы встречаемся с ним, разговариваем. Мне хочется знать, что и как он видит, что скажет. Хочется, чтобы работа была художественной, умной и осмысленной. Иначе я не вижу никакого смысла в своей профессии. И еще: кино должно давать надежду! Если фильм ничего не дает или дает отрицательную эмоцию, я не смогу снимать, я не могу перешагнуть через себя. На этом и обосновываюсь, когда выбираю сценарий. Может, поэтому и удается сделать что-то стоящее — иногда лучше, иногда хуже, но, во всяком случае, не равнодушно… Поэтому можно сказать, что мне были интересны все проекты, за которые я брался.

Г. Переверзева. «Гарпастум» и «Путешествие с домашними животными» — совершенно непохожие картины: разные миры, разные художественные образы, стилистика, структурирование… Какой фильм вам ближе?

О. Лукичев. Сложно сказать. «Гарпастум» — это Серебряный век, благодатное время для оператора, это режиссер, понимающий в изображении, помогающий тебе… «Путешествие…» — живая, настоящая эмоция, погружение в уникальный мир героини…

Г. Переверзева. Возникает ли у вас обычно потребность сделать что-либо в фильме иначе — переделать, доработать?

О. Лукичев. Всегда. После каждой картины хочется что-то убрать, что-то добавить, доснять или переснять … Нормальная паранойя, как я это называю… Никогда не будет идеального фильма, это я уже понял. Но сами по себе операторские кадры значения не имеют. Мне интересны истории о поиске души… Я не умею снимать, скажем, торговую палатку… Я ее сниму, конечно, но хорошо будет в том случае, если сцена, как говорится, ляжет в контекст… Сейчас многие мои коллеги научились снимать более или менее профессионально. Но работать нужно так, чтобы в контексте фильма самый простой кадр заиграл и придал пятый и десятый смысл увиденному и изображенному. Порой во время съемки думаешь: вот этот кадр хорош, а вот этот не очень… А потом, вдруг, оказывается, что этот не очень хороший кадр, смонтированный с другими, расцвел среди них и дал такое, что восклицаешь: «Ах! Как здорово! Это я снял!» Есть масса красивых фильмов, но это бывает красота скучная, уже через пять минут раздражающая настолько, что смотреть невыносимо.

Г. Переверзева. Потому что ничего не содержит…

О. Лукичев. Совершенно ничего! В кино мы все связаны: режиссер, актеры, оператор… Мы все зависим друг от друга. Нет такого: «Я — режиссер, я тут один-единственный, я всех приведу к светлому будущему!» Исключений бывает один случай на тысячу. Это и хорошо, и плохо. Поскольку если один ошибается, то все насмарку.

Г. Переверзева. Что бы сейчас вы хотели снять?

О. Лукичев. Желаний много. Абсолютное разнообразие. От гиперреализма в стиле «Амели» до какого-нибудь остросюжетного боевика вроде «Бойцовского клуба». Но мне тяжело снимать картины без операторской заявки. Не понимаю, когда оператор снимает так, чтобы его не было видно. Говорю не о том, что наша работа должна бросаться в глаза. Это серьезная профессия. Я не требую, чтобы кран летал или еще там что эффекта ради… Мне интересно думать о киноязыке, о содержательной его составляющей. В «Путешествии с домашними животными» все удачно совместилось. У нас нет особых кранов, специальных приспособлений, заметных операторских приемов. С тележки снимем, с рук, есть и общий план, и крупный… Но при этом можно говорить об общей стилистике фильма, отвечающей рассказанной истории, истории его героини и ее характеру. Не все одинаково ровно, но есть киноязык. Можно было бы подойти к решению так: в нашей картине актриса — главная, поэтому не нужно думать ни о чем другом… А я уверен: в кино, искусстве визуальном, незачем прятать операторскую работу.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Кольцо вдохновения

Блоги

Кольцо вдохновения

Нина Цыркун

На экранах российских кинотеатров с большим успехом идет сай-фай “Star Trek Into Darkness” – двенадцатый фильм из цикла «Звездный путь», снятый Джей Джей Абрамсом и почему-то переведенный нашими прокатчиками, как «Стартрек. Возмездие». В том, чем может быть интересно нынешнее продолжение медиафраншизы, разбирается Нина Цыркун. 


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

№3/4

Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

Антон Долин

В связи с показом 14 ноября в Москве картины Филипа Грёнинга «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» публикуем статью Антона Долина из 3-4 номера журнала «Искусство кино».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

«Флаэртиана» привезла в Прагу документальное кино

25.06.2014

В Праге прошел Фестиваль документального кино, организованный командой пермского фестиваля «Флаэртиана». Европейскому зрителю была представлена программа из двенадцати отечественных документальных фильмов последних лет, среди них «Горланова, или Дом со всеми неудобствами» (реж. Алексей Романов), «Урал впервые» (реж. Дмитрий Заболотских), «Крутая Римма» (реж. Владимир Левин), «С.П.А.Р.Т.А. – территория счастья» (реж. Анна Моисеенко) и другие.