Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Рим. Ноябрь 2013. «Трудно быть богом» - Искусство кино

Рим. Ноябрь 2013. «Трудно быть богом»

К Римскому кинофестивалю, с момента его появления семь лет назад, отношение довольно пренебрежительное. Главным образом в среде специалистов кино — критиков и журналистов, которые, собственно, и создают общественное мнение и диктуют коллективное восприятие. В какой-то момент серьезные зрители стали игнорировать Рим — слишком уж статусные огромные залы «Аудиториума» Ренцо Пьяно на севере столицы отличаются от привычных Дворца кино и «Казино» на Лидо. Хотя по размаху вполне сопоставимы с тоталитарной архитектурой эпохи Муссолини.


tbb-rome-sТем не менее, несмотря на все протесты — зачем Италии два фестиваля, — римский смотр смог занять свою нишу. Поставив на зрительское кино, в Риме даже смогли угадать номинантов на «Оскар» — «Джуно» Джейсона Райтмана и «Детки в порядке» Лизы Холоденко с Джулианной Мур. К тому же в программе нашли место европейские картины на острые социальные темы, которые по уровню не дотягивали до фестивального кино, но были интересны местному зрителю, уставшему от американских блокбастеров и итальянских комедий (хотя с Римского фестиваля в прокат выходит несколько названий из их бесконечного потока).

За шесть лет установилось определенное равновесие, которое разрушил неожиданно переехавший из Венеции Марко Мюллер. В свое время, будучи арт-директором Венецианского кинофестиваля, он был первым противником смотра в Риме. Но потом все поняли, что Рим не может составлять конкуренцию Венеции, просто потому, что это совершенно разные фестивали. Мюллер решил применить к Римскому кинофестивалю свою фирменную формулу, трансформировав его не только в интеллектуальный смотр, но еще и в сплетение разных визуальных искусств — то, что он начал практиковать в Венеции, превратив «Горизонты» в секцию экспериментального кино. Надо сказать, в Риме у нового куратора программ появилось больше «горизонтов». Он удачно задействовал Национальный музей искусств XXI века MAXXI для секции CinemaXXI — благо архитектурный шедевр Захи Хадид совсем близко от сооружения Ренцо Пьяно. Объединяют их затяжные сроки строительства — и то и другое длилось более десяти лет.

После того как на первом фестивале, когда жюри было еще только зрительским (тем дороже победа!), главный приз — «Золотой Марк Аврелий» — взяла российская картина Кирилла Серебренникова «Изображая жертву», отечественное кино в Риме стабильно отсутствовало. С приходом Марко Мюллера, который привез «своих» режиссеров и консультанта Алену Шумакову, русские названия снова появились в программе. Но, к сожалению, даже в отсутствие международных медийных имен российское кино не завоевало место в итальянской печати. Национальные издания, разумеется, освещают столичный фестиваль с меньшим рвением, чем Венецианский. По той же причине, по которой серьезные репортеры продолжают его игнорировать.

tbb-rome3
«Трудно быть богом», режиссер Алексей Герман

Российское кино в Италии в прокат не выходит, как, собственно, и итальянское в России. Исключением, пожалуй, стала «Великая красота» Паоло Соррентино. Картина в двух шагах от «Оскара». Премьера менее в этом отношении удачливого выдвинутого от России на статуэтку Американской киноакадемии «Сталинграда» состоялась как раз в Риме (в рамках промоушн-кампании к тому же «Оскару»). Но в центральной итальянской печати фильм Федора Бондарчука, пришедшийся вполне по душе римской публике, затмила Скарлетт Йоханссон. Хотя в фильме «Она» Спайка Джонза актриса сыграла в прямом смысле только голосом, это не помешало ей материализоваться во всей красе на красной ковровой дорожке фестиваля, не избалованной звездами. В итоге на двух полосах, отведенных в основных газетах культуре, уместились фото только голливудской дивы, хотя наша Янина Студилина, позировавшая фотографам как настоящая модель, произвела определенный фурор.

Итальянцы собрались по приглашению английской компании по промоушну «Сталинграда» в одной из римских гостиниц, чтобы пообщаться со съемочной группой. Но в итоге местные СМИ больше интересовал продюсер Александр Роднянский, занимающийся проектами широкого спектра — от Андрея Звягинцева до культового Роберта Родригеса.

Больших же российских режиссеров в Италии часто причисляют к мастерам авторского европейского кино и особенно не заостряют внимание на стране происхождения. Так писали об Александре Сокурове, взявшем «Золотого льва святого Марка» за «Фауста». Алексей Герман-старший здесь так же знаком интеллектуалам и специалистам. Премьера его последней картины «Трудно быть богом» — единственное, что привлекло журналистов на этот раз в Рим. Она стала, по общему признанию, безусловно главным событием фестиваля.


Вера Щербакова, корреспондент ИТАР-ТАСС в Италии


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Kinoart Weekly. Выпуск 160

Блоги

Kinoart Weekly. Выпуск 160

Вячеслав Черный

Вячеслав Черный о зарубежных новостях и публикациях минувшей недели: новые проекты Рубена Эстлунда, Райана Куглера и Мэгги Джилленхол; разборы современного португальского кино, фильмов Аббаса Киаростами, Стэна Брэкиджа и Криса Маркера; воспоминания о Пьере Клеманти; "25 лучших фильмов" XXI века; беседа с Педро Коштой; трейлер "Везучей" Серджио Кастеллитто.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Завершился 24-й «Кинотавр»

10.06.2013

В Сочи прошла церемония закрытия 24-го кинофестиваля «Кинотавр».