Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Ковбой из среднего класса. «Ничья земля», режиссер Нин Хао - Искусство кино

Ковбой из среднего класса. «Ничья земля», режиссер Нин Хао

Все кинотеоретики, писавшие о формуле вестерна, отмечали его главный конфликт: конфликт между дикостью и цивилизацией, вариации которого можно найти не только в американской классике, но и в итальянских «спагетти», и в красном вестерне, снятом на территориях социалистических респуб­лик. По сути этот конфликт отмечает прогресс того общества, в котором развивается вестерн. И даже создавая о нем самые причудливые мифы и сказки, вестерн все равно находит героев, несущих свое одинокое бремя «вестернера», которое порой непонятно постороннему наблюдателю, но которое всегда распознается постфактум, в исторической перспективе.

berlinale logoЭтот конфликт всегда говорит о наличии фронтира – границы между пустошью и садом, не освоенной человеком территорией и цивилизацией. И как показывает эволюция вестерна (например, фильмы Энтони Манна, Сэма Пекинпа или Серджо Леоне), фронтир не обязательно может затрагивать территории. Он может лежать в душе человека, ищущего в себе силы и способности к тому, чтобы в диких условиях действовать по законам цивилизации. Даже находясь in the middle of nowhere, где правят цинизм, алчность и жестокость, одинокие ковбои утверждают себя как «хорошие», а не как «плохие» и «злые» тем, что защищают благородные принципы и напоминают о временах рыцарства.

Неудивительно, что формулой вестерна заинтересовались китайцы, в настоящее время с огромной скоростью и с большим успехом осваивающие жанровое кино. Китай с его программной вестернизацией больших городов, созданием богатейших свободных экономических зон и огромной территорией, часть которой (как, например, Запад и Север) остается дикой и плохо освоенной, все еще остается страной контрастов. Здесь вполне можно отыскать тот суровый и дикий ландшафт, который возникает в качестве nowhere в фильме «Ничья земля» Нин Хао, участвовавшем в конкурсе Берлинале. Пустоши Такла-Макан, на которых кое-где появляются выжженные солнцем горы, напоминают не столько о палимых солнцем и снятых главным образом в Испании «мексикано-американских» территориях «спагетти»-вестернов и уж тем более не о Долине монументов американских предшественников жанра, сколько о фантастических пейзажах «Безумного Макса», населенных дикарями, которым разве что остается стать каннибалами. Впрочем, действуют эти дикари вполне по законам каннибализма: с человеком здесь не церемонятся, чуть что, в лучшем случае бьют железом по голове, в худшем вонзают нож в горло, пускают пулю в лоб или закапывают живьем.

В эти китайские пустынные края, отдаленные тремя днями езды на лошадиной повозке, устремляется главный герой фильма – молодой городской адвокат, подрядившийся защищать злостного и богатого браконьера. Браконьер этот впервые появляется в кадре, подобно терминатору Арнольда Шварценеггера: тяжелые сапоги, уверенно вылезающие из машины на пыльную землю, предваряют демонстрацию сурового лица, глаза которого не обещают пощады. В дальнейшем он и поведет себя, как терминатор, – с упорством робота будет вылезать из любых катастроф, чтобы снова и снова навести на героя оружие. В свою очередь адвокат смотрится абсолютным антиподом злодею: маленький и боязливый очкарик, хорошо знающий букву закона, желающий по-быстрому заработать, он в начале картины и не представляет себе, как «ничья земля» заставит его совершенно преобразиться в финале, приобрести понимание того, что индивидуалистская борьба за выживание – удел обезьян, а взаимопомощь и забота о другом – условие эволюции от обезьяны к человеку.

В «Ничьей земле» можно говорить не столько о географическом фронтире, сколько о символическом. Географический фронтир, обычно расположенный между городской средой и дикой, здесь едва обозначен. Место, откуда приезжает главный герой, определенно является частью nowhere, просто, быть может, там больше признаков цивилизации: дорогие машины, современные гаджеты, каменные дома. «Ничья земля» создает своего рода метафору современного Китая, где законы дикого капитализма и инстинкта выживания являются доминирующими, где все перемешано: средний класс, проститутки, бандосы, рабочие существуют без особой друг от друга дистанции, где всегда рискуешь оказаться в экстремальной беде. Однако в фильме акцентируется символический (он же и психологический) фронтир, который расположен в душе самого героя. Этот герой весь фильм будет бороться со страхами и корыстью, чтобы преобразиться из маленького человека в «вес­тернера», жертвующего собой. Город, из которого он приезжает, лишь оазис большой «ничьей земли» под названием Китай, в котором правила игры все время меняются и, чтобы выжить, нужно постоянно искать в себе мужество и смекалку.

artukh-2
«Ничья земля»

Как некогда авторы «спагетти», режиссер Нин Хао не желает смотреть оптимистично на географический фронтир. Дикий капитализм сделал опасными и городских жителей. Таких, например, как адвокат, который ради быстрого заработка готов оправдать браконьера, убившего полицейского и выдавшего убийство за несчастный случай на дороге. Это он в городе научился тому, что деньги не пахнут и чем отъявленнее бандит, тем больше можно с него содрать. Калькуляция профессионального юриста, забывшего, что существует моральный закон. Однако когда в пустыне этот самый бандос нацелился убрать неугодного адвоката, выпросившего у него дорогую машину в качестве вознаграждения, герой впервые серьезно задумался: стоит ли жизнь личного обогащения?

В отличие от ироничного итальянского циника Леоне, в художественном мире фильмов которого действовал принцип «в царстве слепых одноглазый король», Нин Хао гораздо более моралистичен, чем заставляет вспомнить не столько об итальянских «спагетти», сколько об американских вестернах, в которых часто движение в глубь Дикого Запада служило чем-то вроде духовного пути в направлении к человеческому преображению. Опасности, убийства, индейцы, дикая природа были необходимым испытанием ковбоя на стойкость и одновременно возможностью познать мир и себя. У Леоне играли маски (вроде «Человека без имени»), которые, подобно маскам комедии дель арте, не меняли собственной психологической краски. В американских же вестернах раскрывались характеры, в которых цивилизаторские интенции боролись с дикими импульсами и инстинктами. Таким, к примеру, был герой «Обнаженной шпоры» Энтони Манна – «вестернер поневоле», приложивший немало душевных усилий, чтобы побороть в себе корысть и жестокость и встать на цивилизаторский путь. Герой «Ничьей земли» также проходит свой путь преображения – из мелкого корыстолюбивого дельца с дипломатом преображаясь в ковбоя и даже в современного рыцаря.

Любой рыцарь утверждает себя служением даме. Есть она и в «Ничьей земле». Случайная попутчица адвоката, непонятно как попавшая в эти дикие пустоши, всеми правдами и неправдами попытается вырваться «в лучшую жизнь» – в город, поскольку приходит к выводу, что в дикой пустыне ее ждут только побои от сутенера, умело использующего ее таланты стриптизерши с бензоколонки. Собственно, она первая преподнесет адвокату урок самопожертвования, когда предложит убийце последние деньги в обмен на жизнь своего невольного спасителя. Герой будет упорно спасать ее от передряг, забыв об опасности и собственной шкуре.

Женский образ в «Ничьей земле» вполне достоин «спагетти». Это в американских вестернах женщина, как правило, была ценностью, поскольку обещала продолжение рода и являлась хранительницей домашнего очага. Конечно, в американских вестернах были и женщины из салуна, но они трактовались скорее заблудшими овцами, лишний раз напоминая об истинном предназначении женщины. «Спагетти» были более циничными по отношению к женщинам, показывая их, как правило, проститутками, хотя и не лишенными сердца. Мужчины их меньше оберегали, использовали для своих нужд, и только настоящие герои, как, к примеру, «человек без имени», своим героическим жестом дарили им новый шанс.

Примерно по той же схеме построена «Ничья земля». Героические поступки адвоката (а их число нарастает с каждой новой встречей с жителями Такла-Макана) приводят стриптизершу к мысли о том, что ее устремление в город – это не просто шанс к лучшей жизни, а шанс приобрести предназначение, которое в результате она и приобретает, когда в финале оказывается в балетной школе и начинает работать с детьми.

 

artukh-3
«Ничья земля»

 

Морализм фильма совсем не мешает ему быть веселым и отвязным. Чего, например, стоит сцена, когда адвокат пересаживается из разбитой машины на лошадь и скачет по пустошам, ориентируясь по навигатору. Или момент, когда герой избавляется от преследующих его на грузовике местных дикарей благодаря тому, что бросает зажигалку в кузов с хворостом. В «Ничьей земле» очень много смешных придумок, и это наличие юмора также делает фильм продолжателем традиции «спагетти»-вестерна, но с собственной спецификой, которая говорит о том, что он остается еще и сатирическим произведением, развернутой метафорой современного китайского общества.

Оно стремительно развивается экономически, укрепляя ряды среднего класса. Этот класс теперь не только является главным потребителем кино, но часто становится и его главным героем. С участием его представителей в Китае снимается множество жанровых фильмов – от мелодрам до хорроров.

«Ничья земля» демонстрирует, что пришло время и вестерну рассказать о чаяниях среднего класса. Отрадно, что эти чаяния касаются осмысления того, как человеку укреплять связи с другим, как ему искать пути к взаимопомощи, как стать героем в диких условиях. Конечно, «Ничья земля» транслирует и определенные страхи городских китайцев по отношению к «диким территориям». Саспенс возникает всякий раз, когда адвокату приходится сталкиваться с жителями Такла-Макана. Они рисуются совершенно неуправляемыми, опасными сумасшедшими, лишенными знаний о силе общественного договора. Однако главный вывод фильма все же состоит в том, что рефлексирующий о человеческом предназначении средний класс все же может победить дикость.



«Ничья земля»
Wu ren qu
Авторы сценария Айна Син, Нин Хао, Шу Пин
Режиссер Нин Хао
Оператор Ду Цзэ
Художник Хао И
Композитор Натан Ван
В ролях: Су Чжэн, Дуобуцзэ, Юй Нань, Хуан Бо и другие
Beijing Guoli Changsheng Movies & TV Productions Co., China Film Group
Китай
2013


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Джессика Хауснер: «Я женский режиссер»

Блоги

Джессика Хауснер: «Я женский режиссер»

Наталья Серебрякова

Завершился Венский кинофестиваль, на котором было представлено не так уж много австрийского кино. Но одним из таких фильмов была «Безумная любовь» Джессики Хауснер («Милая Рита», «Отель», «Лурд»). Наталья Серебрякова поговорила с режиссером.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Проект «Трамп». Портрет художника в старости

№3/4

Проект «Трамп». Портрет художника в старости

Борис Локшин

"Художник — чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его: он — голос своей эпохи". Максим Горький


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Киносоюз выступил против «Этической хартии»

01.08.2013

Союз кинематографистов опубликовал официальную позицию по вопросу разработки так называемой «Этической хартии». По мнению авторов документа, опубликованного на сайте Киносоюза, «любая попытка регламентировать искусство аморальна». Напомним, что после того, как президент России Владимир Путин выступил с идеей создания «Этической хартии» для деятелей киноиндустрии и поручил к октябрю 2013 года обсудить ее принятие, была создана рабочая группа по разработке этого документа. В группу вошли режиссеры Марлен Хуциев, Карен Шахназаров, продюсер Леонид Верещагин, киновед Кирилл Разлогов, журналисты Андрей Шемякин, Генрих Боровик, Елена Ямпольская и другие. Возглавил группу первый зампред Союза Сергей Лазарук.