Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Академический проект. «Кэрол», режиссер Тодд Хейнс - Искусство кино

Академический проект. «Кэрол», режиссер Тодд Хейнс

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

Мы уже публиковали рецензию на этот фильм – один из самых обсуждаемых и топовых – по следам его каннской премьеры. Теперь, когда «Кэрол» вышла в российский прокат, свое впечатление изложила Зара Абдуллаева.


Текст о "Кэрол" Тодда Хейнса можно было бы назвать: "Фотограф и его модель". Фотограф Терез (не "Тереза", это в фильме подчеркнуто, хотя чешка), поначалу любительница, постепенно достигшая успеха в "Нью-Йорк Таймс", снимает свою любовницу Кэрол. В пору раннего знакомства она это делает дешевой камерой. Потом – держа в руках Canon – дорогой подарок богатой возлюбленной. Любовь молодой неопытной продавщицы (отличная работа Руни Мары), внезапно вспыхнувшая, прерванная семейными неурядицами героини Кейт Бланшетт, а в финале, возможно, вновь оживленная в мизансцене шикарного ресторана, – это история взглядов. Об этой истории, о фотографической магии, проявленной именно во взглядах влюбленных, написал в "Ведомостях" Олег Зинцов. Но восприятие этого фильма в не меньшей степени зависит и от взгляда сегодняшней публики, ну, или некоторой ее части. От "контактных линз", которые позволяют включиться в вибрацию актерской дуэли, или оценить мастерство и – на том успокоиться.

Понятие "академизма" несет двойную нагрузку в искусстве. Академический фильм – скорей всего, фильм мертвый. Так прямолинейно о "Кэрол" не скажешь. Мотивация: выточенная аж до "золотого сечения", как выразился один критик, киногения этого опуса. Она, по-моему, касается прежде всего художницы Сэнди Пауэлл, оператора Эда Лахмана и отчасти композитора Картера Бёруэлла. Пиршество, вполне академическое, их соучастия в фильме несколько перекрывает радости и тревоги отношений героинь, за которыми положено следить, чувствуя в груди саспенс. У меня не получилось.

"Кэрол", трейлер

Про роман Патриции Хайсмит "Цена соли", опубликованном под псевдонимом в самом начале 50-х, в эпоху широкомасшабного консерватизма, а потом ставшего бестселлером, всем уже известно. А вопрос о том, стилизация ли "Кэрол" цветов, нет, цвета, духа, плоти, антуражей, типажности 50-х, остается более или менее открытым.

carol 2"Кэрол"

В фильме Хейнса "Вдали от рая", действие которого тоже разворачивалось в 50-е и тоже интриговало гомосексуальными отношениями мужа героини Джулианы Мур, не наблюдалось стилизации, по видимости прекрасной и отвратной, маккартистской эпохи. Хейнс, поклонник мелодрам Дугласа Сёрка, как-то сподобился перемахнуть в машине времени из настоящего в прошлое без ущерба для внимательного публичного взгляда. В "Кэрол" режиссер предпочел иную стратегию. Он попытался быть одновременно внутри истории, рассказанной в дотошно воссозданных интерьерах домов, баров, ресторанов, редакции "Таймс", мотелей, и через увлажненные влечением взгляды партнерш, а также – поодаль от того, сего и прочего. Речь идет не о дистанции как обдуманном решении режиссера, но о намерении показать через существование актеров, включая постельную сцену, сам тип поведения, породу жестов, природу пластики и реакций, характерных для той поры. Для времени, не свободного от условностей (обеды в еврейской семье мужа Кэрол, с которым она расходится, но вынуждена маневрировать из-за угрозы потерять опеку над любимым ребенком), но и для времени, "беременного" пассионарными выходками смелых особ (и, конечно, особей). Такова сцена, в которой встречаются муж, жена, их адвокаты для решения отношений с дочкой до суда и где Кэрол поручен нелицемерный монолог о праве на самобытность, на самость.

carol 3"Кэрол"

Все линии вышиты в "Кэрол" благородно, элегантно, честно, с легким налетом ностальгии по запертым страстям в голове и теле героинь, которые в какой-то момент освобождаются от своих, как Терез, или от чужих, как Кэрол, предрассудков. Их интимная связь для Хейнса важнее социально-политических обстоятельств. В отличие от "Жизни Адель" Кешиша, где простая учительница начальной школы влюблялась в богемную художницу, становилась моделью ее постмодернистской живописи, но социальные, да и политические разрывы, преподанные режиссером остро, ненавязчиво, наглядно, не умаляли живой, не реконструированной чувственности обеих героинь. И, что еще важнее, не обходили целого комплекса воспитания чувств одной из них, училки. Ни о каком хэппи энде в том фильме мечтать не приходилось. Но дело даже не в этом.

Взгляды взглядами, и дуэт Мары с Бланшетт на славу проработан, но запоминается все-таки иное. Корраловый лак на ногтях Кэрол, ее золотые броши, браслеты, норковое манто, широкая спина, визажистская обработка скул Бланшетт с очевидным приветом Марлен Дитрих, сочетание вишневой шляпки с пурпурным пальто, преображение внешности и движений Терез, прошедший вверх по нью-йоркской лестнице.

Тут вспоминается "Ангел" Франсуа Озона, снятый по-английски и по знаменитому роману (хотя время его действия было смещено), где героиня проходила торный путь начинающей писательницы с графоманским уклоном, ставшей автором бестселлеров и драматической героиней. Озон тоже обожает мелодрамы 50-х. Но его "Ангел", прошедший на Берлинале и в прокате стороной, как косой, малозаметный дождь, был принципиальным шагом осмысления жанра мелодрамы современным режиссером, не уступившим ни пяди (команде Хейнса) в тщательном оживлении эдвардианской эпохи и ее типажей, не исключая также ее типичных, разнохарактерных избранников.

carol 4"Кэрол"

Удивительно, что чувство дежа вю не противоречило в "Ангеле" неожиданному восприятию гротескных, нежных, кичевых, но и подлинных романических отношений персонажей. "Магии взглядов", которой вооружился Хейнс, Озон противопоставил исследование. А Хейнс, оцененный в свое время за смелое погружение в пятидесятые годы и пространства "Вдали от рая", предпочел теперь выверенное любование. И временем, и его аксессуарами, и очень хорошими актрисами.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

№3/4

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

Лев Наумов

В 3/4 номере журнала «ИСКУССТВО КИНО» опубликована статья Льва Наумова о Сэмуэле Беккете. Публикуем этот текст и на сайте – без сокращений и в авторской редакции.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Гарри Поттер (книга и фильм): что это было?

Колонка главного редактора

Гарри Поттер (книга и фильм): что это было?

25.07.2011

16 июля в программе "Культурный шок" на радио "Эхо Москвы" шел разговор о таком явлении, как Гарри Поттер, о книгах Джоан Роулинг и их экранизациях. В беседе участвовали Сергей Бунтман, Александр Шаталов и Даниил Дондурей. Высказывания Даниила Дондурея на обозначенную тему приводятся ниже. Весь разговор можно прослушать или прочесть на сайте радиостанции "Эхо Москвы" (слушать/читать).


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Объявлены итоги второго конкурса сценариев «ЛИЧНОЕ ДЕЛО»

10.01.2013

Журнал «Искусство кино» завершил проведение конкурса сценариев полнометражных игровых фильмов, под девизом «Личное дело», который мы осуществили при поддержке Фонда «Финансы и развитие». Всего в конкурсе участвовали 794 сценария из 19 стран. Комиссия экспертов, в которую входили кандидат искусствоведения Зара Абдуллаева (автор пяти книг о кино), кандидат искусствоведения Кристина Матвиенко (преподаватель курса современной драматургии во ВГИКе) и Алексей Медведев (создатель фестиваля «2morrow» и «2 в 1», критик, переводчик, арт-директор других отечественных кинофестивалей), отобрали: