Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Алло, гараж? - Искусство кино

Алло, гараж?

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Программа четвертого фестиваля «Дни другого кино» в этом году была составлена только из российских фильмов, представляющих почти весь жанровый спектр, и демонстрироваться они будут сразу в двадцати городах. В Москве фестиваль открылся картиной «Про жену, мечту и еще одну…», обозначенной режиссером как «эроническая полукомедия с элементами сверхъестественного». О дебюте Александра Поженского – Нина Цыркун.


Это история прежде всего для тех, кто считает, что проживает не свою жизнь; что сделай он (или она) когда-то другой ход, выпади ему (ей) орел, а не решка, все пошло бы иначе и, конечно, самым замечательным образом. Александр Поженский, как автор сценария и режиссер, успокаивает: вы живете свою жизнь, и независимо от того, на какую тропу вы в свое время свернули с точки распутья, все будет только так и не иначе – только события и действующие лица получат другие этикетки, другую окраску. Ну, например, черные «шпильки» станут не эротическим символом, а обувью, которая портит дорогой паркет.

Фильм – нетрадиционная двухактная камерная пьеса. Он состоит из двух частей, иллюстрирующих как раз описанную ситуацию. Главный герой Васин (Константин Юшкевич) мечтал стать кинорежиссером, а стал летчиком. Или наоборот: мечтал стать летчиком, а стал режиссером. В любом случае все начиналось с того, что он к 16-ти годам уже снял три 8-миллиметровых фильма и познал трудности «мокрого» кинопроизводства, неизвестного владельцам нынешних гаджетов. В каждой из возможных жизней Васин встречает одну и ту же женщину Марию (Александра Куликова), только в одной жизни она становится его женой, а в другой – любовницей. И никуда ему не деться от необходимости ловчить, изворачиваться и записывать в сотовом номер тайной подружки под кодовым наименованием «гараж. Палыч». Сюжеты обеих частей параллельны, но развиваются в обратной перспективе и иронично переосмысливаются в своем зеркальном взаимоотражении, смещаясь в сторону более обыденного, но счастливого для героев варианта. В альтернативных ситуациях вероятностного двойничества обнаруживается симметрия, которая повторяемо, но ненавязчиво тонко подчеркивается словесно в остроумно прописанных диалогах. Скажем, там, где Васин – режиссер, он оказывается «в пролете по всем номинациям», у него «весь воздух отняли» и жена предвещает, что он «вылетит из профессии».

pozhensky-2
«Про жену, мечту и еще одну…»

Нетрудно держать внимание зрителей, когда у тебя в кадре взрывается вертолет, а вот попробуйте посадить на полтора часа двух человек в одну комнату и заставить их разговаривать, – примерно так сказал Поженский, отвечая на вопросы зрителей о трудностях работы над фильмом. Он прав. Сделать кино в таком формате сложно, но ему удалось на все сто процентов. Скорее всего потому, что он руководствуется правилом: снимать только о том, что хорошо знаешь. Поженский, как и Васин, окончил летную школу и даже успел стать военным пенсионером, а теперь, как его альтер эго, проживает жизнь режиссера.


«Про жену, мечту и еще одну…», трейлер

Кстати, не только режиссера – в этом фильме, снятом по его же сценарию, он еще сопродюсер, монтажер, звукооператор, художник и художник по костюмам. (Оператор Сергей Зубиков). Сняли картину за месяц, а потом Поженский ее монтировал целый год, и результат получился филигранный. Добиться его было, наверное, нелегко. Потому что мало того, что следовало менять планы, изворачиваться, чтобы не наскучить зрителю одними и теми же интерьерами и ракурсами; фильм снимался в «режиме» – от солнечного весеннего дня (9 мая, чтобы зафиксировать пролет пилотажной группы, предвещающей появление в доме героини летчика Васина) до кромешной ночной темноты – и эта смена дня и ночи происходит на глазах зрителя, а стало быть, надо было внимательно следить за освещением, его постепенным изменением. А чтобы не наскучить – эту задачу Поженский разделил с актерами. Требовалось не просто найти хороших исполнителей (в них недостатка нет), а составить правильную пару. Так что Константин Юшкевич появился за три дня до начала съемок, когда уже и костюмы были готовы на другого артиста, и еще пришлось долго гоняться за актрисой БДТ Александрой Куликовой, потому что постановщику нужны были ее грустная интеллигентность и «питерская депрессивность», которые так семантически точно сочетались с бравадой Летчика и брезгливой усталостью Режиссера.

pozhensky-3
«Про жену, мечту и еще одну…»

И еще два героя делают атмосферу и настроение фильма: летящая за горизонт Москва, снятая из окна сталинской высотки, и песня Марка Фрадкина на слова Роберта Рождественского «Там, за облаками» - предвестие, обещание и прощание, уместившиеся в «эроничную полукомедию».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Даниил Дондурей: «Телевизор – главный инструмент управления страной»

08.11.2012

Сохранение советского мировоззрения и мягкое принуждение граждан к непрерывным развлечениям, – таковы основные идеологические задачи, решаемые сегодня при помощи управления СМИ, считает культуролог Даниил Дондурей, главный редактор журнала «Искусство кино». Републикуем интервью, данное журналу «Нескучный сад».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Киносоюз выступил против «Этической хартии»

01.08.2013

Союз кинематографистов опубликовал официальную позицию по вопросу разработки так называемой «Этической хартии». По мнению авторов документа, опубликованного на сайте Киносоюза, «любая попытка регламентировать искусство аморальна». Напомним, что после того, как президент России Владимир Путин выступил с идеей создания «Этической хартии» для деятелей киноиндустрии и поручил к октябрю 2013 года обсудить ее принятие, была создана рабочая группа по разработке этого документа. В группу вошли режиссеры Марлен Хуциев, Карен Шахназаров, продюсер Леонид Верещагин, киновед Кирилл Разлогов, журналисты Андрей Шемякин, Генрих Боровик, Елена Ямпольская и другие. Возглавил группу первый зампред Союза Сергей Лазарук.