Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Берлин-2015. Из сумерек - Искусство кино

Берлин-2015. Из сумерек

  • Блоги
  • Нина Цыркун

«Такси» Джафара Панахи, «Королева пустыни» Вернера Херцога, «Чайки» Эллы Манжеевой – в первом репортаже Нины Цыркун из Берлина, где 5 февраля открылся 65-й международный кинофестиваль.


berlinale logoЮбилейный 65-й Берлинский кинофестиваль начался с высокой ноты. Первым фильмом конкурсной программы стала картина опального иранского режиссера Джафара Панахи «Такси». Берлинале внимательно следит за судьбой отлученного решением суда от профессии кинематографиста, поддерживая его в главном – принимая новые картины для участия на фестивале и в результате превращая, даже в таких условиях, в активного, хоть и отсутствующего лично, участника мирового кинопроцесса. А Панахи, в свою очередь, доказывает, что настоящий талант пробьется через все преграды и во всеоружии только своей уникальности сумеет сказать все, что считает важным и нужным. На этот раз Панахи сам сел за баранку старенького автомобиля, в который подсаживались люди с улицы, в том числе малышка-племянница режиссера, мимоходом открывая для нас разные страницы жизни современного Ирана. В результате получилась трогательная и трагичная, смешная и политически острая картина, кроме всего прочего рассказывающая о том, как в этой стране подрастающее поколение учат снимать правильное патриотичное кино без «чрезмерного» реализма, что, надо признать, звучит для нас совсем неэкзотично. Истина проглаголила устами младенца, то есть племянницы режиссера: «Зачем же они делают то, о чем нельзя говорить?»

К сожалению, второй участник конкурсной программы, чей фильм обеспечил Берлинале присутствие самой Николь Кидман, публику разочаровал. Вернер Херцог своей «Королевой пустыни» не повторил славы «Лоуренса Аравийского», и, кстати, появление как раз в этой роли героя «Сумерек» и кумира подростков Роберта Патинсона вызвало в зале взрыв смеха. Думаю, для репутации самого немецкого мэтра было бы лучше, если б его гламурный мелодраматичный опус, где лучше всего смотрятся не звезды экрана, а величественные «корабли пустыни» – верблюды и арабские скакуны, занял место не в конкурсе, а хотя бы в Панораме.

Зато без всяких скидок можно сказать, что российскую дебютантку Эллу Манжееву с ее «Чайками» смело можно было включить не в Форум, а в конкурс. Эта история о любви, разворачивающаяся в малоизвестной большому миру Калмыкии, менее всего напоминает любимое фестивалями этническое кино, интересное всего лишь своей экзотикой. Хотя это первый калмыцкий фильм, снятый калмыцким режиссером в Калмыкии за последние 30 лет. Элла Манжеева сама написала сценарий, который был опубликован в журнале «Искусство кино».

berlin-tsyrkun-2«Чайки», режиссер Элла Манжеева 

С помощью актеров, в первую очередь исполнительницы главной роли, европейски известной модели Евгении Манджиевой и мастерски выбранных типажей ей удалось создать точный и рельефный коллективный портрет своего народа и рассказать простую и в то же время проникновенную историю лаконичными средствами. Нельзя не назвать и талантливого оператора Александра Кузнецова, передавшего суровое очарование сумрачного края и затаенную мудрость буддистской медитативности. И конечно, свой важный вклад в успех «Чаек» внес композитор Антон Силаев, мастерски закамуфлировавший сложно сочиненную музыку под естественные шумы. А режиссеру удалось главное – создать замечательный ансамбль, где все ладно пригнано, где нет ни излишеств, ни пустот. Так что этот дебют не должен остаться незамеченным.

 


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

№3/4

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

Лев Наумов

В 3/4 номере журнала «ИСКУССТВО КИНО» опубликована статья Льва Наумова о Сэмуэле Беккете. Публикуем этот текст и на сайте – без сокращений и в авторской редакции.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Почему хорошие люди совершают плохие поступки

Колонка главного редактора

Почему хорошие люди совершают плохие поступки

15.08.2011

Запись программы "Ищем выход..." на "Эхо Москвы" с участием Даниила Дондурея. Читать и слушать выпуск можно на сайте "Эхо Москвы".


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

На 8-м Римском МКФ лауреатами стали две картины из России

17.11.2013

В Риме состоялась торжественная церемония закрытия 8-го международного кинофестиваля.  Главный приз основного конкурса – «Золотой Марк Аврелий» – жюри, председателем которого был американский режиссер Джеймс Грей, вручило картине итальянского производства Tir («Тир») режиссера Альберто Фазуло. Фильм посвящен дальнобойщику, странствующему по Европе. Спецальный приз завоевала черно-белая картина Quod erat demonstrandum («Что и требовалось доказать») Андрея Грушницкого о буднях социалистической Румынии. Приза за режиссуру, а также приза за лучший монтаж, удостоилась любовная лента Sebunsu Kodo («Седьмой аккорд») Киеси Куросавы, полностью снятая во Владивостоке. Любопытно, что российский город-герой также служит местом действия и в другой конкурсной картине – Vogura ...