Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Без лица - Искусство кино

Без лица

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Коп, вершитель судеб, экзекутор, с которым каждый может отождествить себя, — в нелучшей, но брутальной экранизации великого комикса «Судья Дредд 3D».

 

По версии британского журнала Empire, «Судья Дредд», творение комиксмейкеров Джона Вагнера и Карлоса Эскуэрры, занимает седьмое место в рейтинге самых знаменитых героев комиксов. Прикиньте, кого он пропустил вперед и кого оставил позади: в первачах, конечно, Супермен и Бэтмен, а восьмым за Дреддом идут Джокер и Магнето, парни не последние из фаворитов читателей комиксов и режиссеров их адаптаций. Первая (1995) экранизация «Дредда», впрочем, оказалась неудачной. Сильвестр Сталлоне получился слишком мягким для человека, в котором соединились сыщик, судья и палач. Но главное было не в этом, а в том, что из-за пиетета перед «звездой» создатели фильма позволили его герою снять маску; продюсеры были напуганы, что если не дать Слаю показать личико, он тоже откажется участвовать в проекте, как поступил Арнольд Шварценеггер. И пришлось экранному Дредду в фильме Дэнни Кэннона сделать то, чего на страницах рисованных комиксов и в графических романах он себе категорически не позволял. Таким образом была грубо разрушена мифология образа. А в данном случае она важна чрезвычайно. И теперь в новой экранизации эпизодов комикса «Судья Дредд 3D» Пита Трэвиса по сценарию Алекса Гарленда все на месте.

Суть в том, что даже голосуя, к примеру, за смертную казнь, средний человек обычно все же не решается столь же решительно взять на себя функцию исполнителя приговора. Одно дело – быть судьей, и совсем другое – палачом. Маска на лице (точнее, шлем на голове) Дредда (Карл Урбан) делает его персоной универсальной, помогая зрителю идентифицироваться с персонажем, что есть важнейшее качество популярного кино. А тут зритель готов соучаствовать даже в расстрельных сценах, снятых в рапиде, и ничего, сомнения не гложут. Тот же зритель вполне может вообразить под маской Дредда собственную физиономию, с поправкой на подбородок, заимствованный создателями комикса у Клинта Иствуда (поразившего их воображение телесериалом Rawhide, который начал выходить еще до «Пригоршни долларов»). Ходить в маске герою комикса велел, к тому же, сам крестный отец жанра Скотт МакКлауд. Комиксы — по преимуществу визуально кодифицированные изображения, персонажи которых сведены к своим внешним признакам; они, по сути, только идеи образов. Это особенно касается супергероев, чей облик неразрывно связан с определенным костюмом и говорящим именем, упрощающими как сам образ, так и его восприятие. В оригинале фильм называется просто «Дредд», без всяких уточнений. Дредд — это и значит коп, судья, экзекутор. Все прочие качества у Дредда не сильно изощренные, зато вполне человеческие; сверхспособностями обладает его напарница-стажерка с античным именем Кассандра (Оливия Тирлби) — пусть с ней идентифицируются экзальтированные девушки-тины: всем сестрам по серьгам.

Отдельно стоит упомянуть хитроумную придумку с наркотиком slo-mo, который фигурирует в фильме, заставляя персонажей двигаться в балетной пластике и оправдывая обильное использование техники рапида, щедро сопровождающего изображение.

Помимо прочего «Дредд» кажется брутальной калькой со случайно опередившего его в прокате «Рейда» Гарета Эванса. Но кого теперь (после, например, «Района №9» Нила Бломкампа) удивишь выразительно мрачной пост-ядерной апокалиптикой, снятой Энтони Дод Мэнтлем («Миллионер из трущоб»)? Кого удивишь (после, например, совсем свежего фильма Оливера Стоуна «Особы опасны») тем, что во главе преступного концерна стоит женщина с изуродованным лицом и с нежным прозвищем Ма-Ма (Лина Хиди)?

Отечественный зритель, между прочим, может вспомнить, в частности, фильм «Мафия» из сериала «Знатоки» 1989 года, в котором Майя Булгакова сыграла подобную штучку (и заодно любящую маму). А то, что вся Северная Америка сжалась до одного города Мегасити, для нас совсем не диво: Россия и без всякой атомной войны стягивается в единый мега-город под названием Москва, оставляя за ее пределами стремительно пустеющие, обезлюдевшие просторы.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Гарри Поттер (книга и фильм): что это было?

Колонка главного редактора

Гарри Поттер (книга и фильм): что это было?

25.07.2011

16 июля в программе "Культурный шок" на радио "Эхо Москвы" шел разговор о таком явлении, как Гарри Поттер, о книгах Джоан Роулинг и их экранизациях. В беседе участвовали Сергей Бунтман, Александр Шаталов и Даниил Дондурей. Высказывания Даниила Дондурея на обозначенную тему приводятся ниже. Весь разговор можно прослушать или прочесть на сайте радиостанции "Эхо Москвы" (слушать/читать).


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Киносоюз выступил против «Этической хартии»

01.08.2013

Союз кинематографистов опубликовал официальную позицию по вопросу разработки так называемой «Этической хартии». По мнению авторов документа, опубликованного на сайте Киносоюза, «любая попытка регламентировать искусство аморальна». Напомним, что после того, как президент России Владимир Путин выступил с идеей создания «Этической хартии» для деятелей киноиндустрии и поручил к октябрю 2013 года обсудить ее принятие, была создана рабочая группа по разработке этого документа. В группу вошли режиссеры Марлен Хуциев, Карен Шахназаров, продюсер Леонид Верещагин, киновед Кирилл Разлогов, журналисты Андрей Шемякин, Генрих Боровик, Елена Ямпольская и другие. Возглавил группу первый зампред Союза Сергей Лазарук.