Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Канн - 2016. Картины мира - Искусство кино

Канн - 2016. Картины мира

  • Блоги
  • Вадим Рутковский

В третьем и заключительном каннском репортаже Вадим Рутковский объясняет, почему решение жюри под председательством Джорджа Миллера на самом деле вполне логично, и бросает прощальный взгляд на фильмы главной конкурсной программы.


cannes film fest logoНастоящий кинофестиваль – не просто случайное собрание пусть даже очень хороших фильмов, но гипертекст, в котором фильмы – главы единого целого. Жюри 69-го Канна сочло лучшей не самую показательную главу – социальную драму Кена Лоуча "Я, Даниэль Блейк". Но разочаровывающее решение выглядит, если отстраниться от эмоций, логичным.

Фильмы говорят – со зрителем и друг с другом, складываются в узоры, прочерчивают линии, и неважно, выглядят они так же гламурно, как "Служанка" Пак Чан-ука, или щеголяют бедностью кадра, как "Неизвестная девушка" братьев Дарденн.

69-й Канн – это фестиваль с женским лицом. В галерее кадров-портретов – отмеченная актерской наградой смешная филиппинка Жаклин Жозе (нелепая, глуповатая Мама Роза в одноименном фильме Брильянте Мендозы, угодившая в полицейский участок за неловкую торговлю наркотой) и царственная Соня Брага, образчик достоинства в любых жизненных обстоятельствах (из "Водолея" Клебера Мендонсы Фильо). По-немецки сдержанная Сандра Хюллер, чья облаченная в формальные корпоративные вериги героиня (в "Тони Эрдмане" Марен Аде) способна эффектно спрыгнуть с катушек, и интровертная Кристин Стюарт, ставшая почти синонимом аутичного ghost детектива "Персональный покупатель". Изабель Юппер – "Она" Пауля Верхувена, чувствующая себя абсолютно раскованной в секс-вселенной голландского мастера, и Саша Лейн – American Honey Андреа Арнольд, почти подросток, несущийся по дороге с облаками.

cannes rutkovsky 3 elle2"Она", режиссер Пауль Верховен

69-й Канн – семейный роман. Даже одинокий вдовец Даниэль Блейк из фильма-победителя обрел свою суррогатную семью, не кровную, но близкую родню – соседку с двумя детьми разного цвета кожи. Даже беглянка из музыкального роуд-трипа Арнольд нашла семью в коммуне неприкаянных ровесников, представляющих почти четверть американских штатов. Семьей (а еще сладкой игрой в "не забудь, ты скоро умрешь") одержимы Педро Альмодовар в "Хульете" и Ксавье Долан, отхвативший Гран-при за "Это всего лишь конец света". О семье-муравейнике – румыны Пуйю ("Сьераневада") и Мунджу ("Бакалавриат"), бразилец Мендонса Фильо ("Водолей"). О семье-мифе – Ален Гироди ("Стой прямо") и Брюно Дюмон ("В тихом омуте"). О непростых отношениях дочерей и отцов – Верхувен и Аде. Свои маленькие ячейки строят пары из "Лавинга" Джеффа Николса (в суровой, нерасположенной к межрасовым бракам Америке 1950-х), "Патерсона" Джармуша и "Коммивояжера" Асгара Фархади (приз за сценарий и актерская награда Шахабу Хоссейни – его герой выдерживает неврозы и истерики жены, ставшей жертвой нападения неизвестного мужчины, не менее стойко, чем джармушевский Паттерсон – стряпню своей мимимишной иранской подруги). Идентифицировать личность "Неизвестной девушки", определить ее принадлежность к роду – идея фикс дарденновской героини.

cannes rutkovsky 3 farhadi"Коммивояжер", режиссер Асгар Фархади

69-й Канн – об уязвимости любой маленькой крепости: опасность подстерегает на каждом шагу – как судьба, как сумасшедший с бритвою в руке, дикий лесной зверь, вломившийся в номер мотеля "Пасадена" в "Неоновом демоне" Виндинга Рефна, неизвестные насильники в "Бакалавриате", "Коммивояжере", фильме "Она". 21 фильм складывается в картину тревожного и страстного мира, существующего то по законам нуара, то в жанре гротескной комедии, но чаще опровергающего все законы и правила: жирный полицейский (у Дюмона) может взлететь в небеса, как воздушный шар. (Отдельно стоит упомянуть и о совсем шизофренических маленьких радостях синефила – открытия в фильмах странных буквальных перекличек, вроде оленя у Альмодовара и Верхувена или каннибализма у Дюмона и Виндинга Рефна). В победители вышел самый традиционный, без сюрпризов рассказ – эстетство и новации проиграли политической внятности левого толка.

cannes rutkovsky 3 mungiu"Бакалавриат", режиссер Кристиан Мунджиу

Джордж Миллер в каннском жюри не новичок – он входил в судейскую коллегию в 1988-м году, когда "Золотая пальмовая ветвь" была вручена скандинавской саге Билле Аугуста "Пелле-завоеватель" (председателем тогда был Этторе Скола), и в 1999-м, когда при председателе Дэвиде Кроненберге главные награды, Palme d'Or и Гран-при, достались более радикальным работам – "Розетте" тех же Дарденн и "Человечности" того же Брюно Дюмона. Если у Миллера хорошая память, он наверняка заметил, что братья не изменились, разве что в сторону схематичности и сухости, зато Дюмон теперь хохмит, но очень уж однообразно, и его комедия ужимок приедается за первые 20 минут. Лоуч, правда, тоже не меняется, его фильм легко представить, прочтя синопсис (от полудюжины предшествующих этот отличает депрессивная интонация и отсутствие хэппи-энда). Но Миллер, как голливудский профи, способный держать внимание и экшн-антиутопией о Безумном Максе, и мистико-сатирической комедией про иствикских ведьм, и байкой о вежливом поросенке, не мог не оценить дар Лоуча-рассказчика.

"Я, Даниэль Блейк" – 100 довольно напряженных минут о вдовце-плотнике, пытающемся выбить из государства пенсию, ибо работать ему не позволяет состояние здоровья. Если верить Лоучу, в Британии пожилым и просто одиноким безработным людям еще хуже, чем в России, из вариантов – либо на дно, в голод, холод, нищету, либо, если повезло родиться женщиной, пусть даже некрасивой, на панель. Возвышать кинематографический голос в защиту бедных – очень благородно. Смущает наивный популизм Лоуча, в благодарственной речи призвавшего нарядный каннский зал покончить с треклятой неолиберальной экономикой, приведшей мир к катастрофе.

cannes rutkovsky 3 daniel blake2"Я, Даниэль Блейк"

Смущает и большевистская прямота, с которой Лоуч перекладывает всю ответственность на социум и государство, хотя можно цинично заметить, что его героиня могла бы учиться, вместо того, чтобы плодить нищету, а Даниэль Блейк, не способный справиться с компьютерной анкетой, говоря прямо, туповат.

Но в решении жюри есть бронебойная логика – отдать дань злободневности, щегольнуть позерством, объявить о неравнодушии преуспевающих людей к "голодающему классу", показательно поддержать "братьев меньших". Логично, что автор анархистской поэмы "Безумный Макс" поддержал левацкое кино, пусть непритязательная эстетика Лоуча и разительно не схожа с визуальным беспределом самого Миллера.

Забавно, что вместе с президентом жюри награду вручал Мел Гибсон – представитель другого, консервативного лагеря. О том, кто получит "Пальму", Гибсон явно не догадывался, высказав надежду, что приз так же изменит судьбу победителя, как "Безумный Макс" когда-то изменил его судьбу. Лоучу летом исполнится 80, приз ему вряд ли чем-то поможет, и уж тем более не понадобится его героям: они даже компьютер в глаза не видели, а о том, что где-то есть такой Каннский фестиваль, просто не подозревают. В кадре они часто оказываются рядом с рекламными плакатами – не просто "два мира, две идеологии", но две планеты.

Самый luxury фестиваль на свете кокетливо поиграл в демократию. Но в дисбалансе наград его трудно упрекнуть: за бортом остались только самые радикальные (и гениальные) образцы гиперреализма ("Сьераневада") и антиреализма ("Неоновый демон"). "Пальма" 79-летнему леваку уравновешена Гран-при 27-летнему Долану – асоциальному поэту неврозов, воспоминаний и скелетов в семейных шкафах. Приз за режиссуру разделили между Мунджу, чей "Бакалавриат" – пример режиссерской и человеческой внятности, и Ассайясом, автором самого загадочного фестивального фильма "Персональный покупатель".

cannes rutkovsky 3 refn"Неоновый демон", режиссер Николас Виндинг Рефн

В нем героиня Кристен Стюарт – девушка-медиум – тщетно пытается выйти на связь с духом покойного брата (прибегая к занятным культурным кодам – спиритуальным абстракциям реальной шведской художницы начала ХХ века Хильмы аф Клинт и вымышленному, снятому самим Ассайясом, фильму о спиритических опытах Виктора Гюго, сыграл которого поп-звезда Бенжамен Биолай). Большую часть экранного времени она проводит в переписке с неизвестным; хоррор на экране мобильного телефона до Ассайяса точно еще не снимали.

cannes rutkovsky 3 personal shopper"Персональный покупатель", режиссер Оливье Ассайяс

Лично мне обидно, что у American Honey только самый "невзрачный" приз жюри, но, в конце концов, в Канне – как на Олимпиаде, главное – участие.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Проект «Трамп». Портрет художника в старости

№3/4

Проект «Трамп». Портрет художника в старости

Борис Локшин

"Художник — чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его: он — голос своей эпохи". Максим Горький


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Чтобы ткань города усложнилась

21.09.2015

В Москве прошел фестиваль современного документального кино о городе и человеке «Центр». Главная идея фестиваля в формировании города как культурного кластера, в котором люди учитывают интересы друг друга. Корреспондент Агентства социальной информации поговорил с одним из членов жюри фестиваля, культурологом и главным редактором журнала «Искусство кино» Даниилом Дондуреем о том, какую роль играют гражданские инициативы в создании культуры города, каких культурных пространств не хватает столице и могут ли москвичи создать собственную городскую культуру.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Киносоюз выступил против «Этической хартии»

01.08.2013

Союз кинематографистов опубликовал официальную позицию по вопросу разработки так называемой «Этической хартии». По мнению авторов документа, опубликованного на сайте Киносоюза, «любая попытка регламентировать искусство аморальна». Напомним, что после того, как президент России Владимир Путин выступил с идеей создания «Этической хартии» для деятелей киноиндустрии и поручил к октябрю 2013 года обсудить ее принятие, была создана рабочая группа по разработке этого документа. В группу вошли режиссеры Марлен Хуциев, Карен Шахназаров, продюсер Леонид Верещагин, киновед Кирилл Разлогов, журналисты Андрей Шемякин, Генрих Боровик, Елена Ямпольская и другие. Возглавил группу первый зампред Союза Сергей Лазарук.