Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Хорошо, что хорошо кончается - Искусство кино

Хорошо, что хорошо кончается

  • Блоги
  • Нина Цыркун

63-й Берлинский кинофестиваль закончился, все призы розданы и, что бывает далеко не всегда, – вполне предсказуемо. Доктрина директора Дитера Косслика последовательно изгнала из берлинских программ крупномасштабное, сложнопостановочное, дорогостоящее кино, вместе с тем приблизив его к реальности по материалу и к социальному реализму по исполнению, считает Нина Цыркун.


Победительницей, обладательницей «Золотого медведя» (а еще и респектабельной награды критиков – жюри ФИПРЕССИ) стала румынская драма «Поза ребенка» (другой перевод – «Поза эмбриона») – на мой взгляд, абсолютно заслуженно. Здесь слились, с одной стороны, традиционно любезная фестивалю социальность, а с другой - мелодраматичность, всегда востребованная зрителем, к которому его устроители год от года все более и более пылко апеллируют. Создателям картины, режиссеру Калину Петеру Нетцеру и его соавтору-сценаристу Развану Радулеску удалась сложнейшая вещь: показать, как в одном частном случае сошлись и остро проявились актуальные проблемы, характерные не только для румынского общества. Привычный старый уклад жизни и сменяющий его новый, еще непонятный, чужой, пугающий; разрыв поколений, между которыми легла пропасть социальных перемен; различие психологий людей, принадлежащих разным общественным кругам, но и – главное: возможность взаимопонимания, которое дается болезненным преодолением собственного эгоизма.

berlin3-childspose2i
«Поза ребенка» («Поза эмбриона»)

Исполнительница главной роли Луминита Георгиу, за которой на протяжении почти всего экранного времени неотступно следует нервно подрагивающая ручная камера, чрезвычайно точна и убедительна в каждом кадре, и конечно, вполне заслужила «Серебряного медведя», но жюри, видимо, не хотело обделить фаворитку фестиваля – «Глорию» чилийца Себастьяна Лельо и вручила приз актрисе Паулине Гарсиа, с огромным обаянием сыгравшей немолодую женщину в поисках любви.

Гран-при жюри («Серебряный медведь») достался боснийскому оскароносцу Данису Тановичу за докьюдраму «Эпизоды из жизни собирателя металлолома» (Другой перевод: «...сборщика железа»). Этот фильм будто специально снят для Берлинале, хотя зрительский успех ему вряд ли светит. Танович реконструировал события, вызвавшие в его стране большой шум, и пригласил участников этой истории сняться в фильме, что и сделала вся цыганская семья Назифа Мужича (он получил «Серебряного медведя» за лучшую мужскую роль) и его жены Сенады. Вот что важно отметить: в фильме снимались и некоторые врачи, которым приходилось отказывать в помощи беднякам – ради таких поступков стоит снимать кино.

berlin3-zhelezo
«Эпизоды из жизни собирателя металлолома»

Престижный Приз Альфреда Бауэра, основателя фестиваля – «Серебряный медведь», который вручается за открытие новых перспектив, получила картина канадца Дени Коте из жизни лесбийской пары «Вик+Фло увидели медведя». Кинокритик и документалист Коте создал странный, гротескный мир со своим юмором и оригинальной визуальной изысканностью, граничащий с сюрреализмом, действительно далекий от кинематографического застоя.

berlin3-vic-flo
«Вик+Фло увидели медведя»

Лучшим режиссером назван Дэвид Гордон Грин (это он поставил криминальную комедию «Ананасовый экспресс: Сижу, курю») за эксцентричную минималистскую buddy-комедию «Повелитель лавин», действие которой разворачивается в техасской глубинке после опустошительного лесного пожара. Это ремейк исландской ленты, призера фестиваля 2011 года в Турине «Другая дорога», на материале которой Грин сделал свою историю, и в ее финале происходит нечто похожее на то, что и в румынской ленте: два брата, комически, хоть и бурно ссорившиеся всю дорогу (на дороге они ведут разделительную линию), находят общий язык, становятся родными людьми.

berlin3-prince
«Повелитель лавин»

Берлинале пристально следит за судьбой опального в своей стране иранского режиссера Джафара Панахи, который уже второй раз находит хитроумный способ снять кино, обойдя двадцатилетний запрет на профессиональную деятельность. Его фильм «Закрытый занавес», решенный в духе национальной драмы «парде», – метафора опутанной запретами жизни в Иране и одновременно экспликация собственного эго. За сценарий к этому фильму отважный Панахи получил «Серебряного медведя».

berlin3-panahi
«Закрытый занавес»

А за лучшую операторскую работу «Серебряного медведя» удостоился казахский оператор Азиз Джамбакиев, партнер режиссера-дебютанта в полнометражном кино Эмира Байгазина. Их фильм «Уроки гармонии» встраивается в русло многочисленных лент о детской жестокости. Джамбакиев оказался достойным продолжателем поэтической линии казахской «новой волны», которая в последние годы сошла на нет.

berlin3-uroki
«Уроки гармонии»

Я думаю, «Долгая счастливая жизнь» Бориса Хлебникова вполне могла бы рассчитывать на приз Берлинале, если бы в распоряжении режиссера было побольше сценарного материала. Впрочем, он оказался в пролете в отличной компании мэтров – с Брюно Дюмоном, Ульрихом Зайдлем, Стивеном Содербергом и Гасом Ван Сэнтом, удостоившимся за свою «Землю обетованную» только «Специального упоминания» жюри.

berlin3-panahi2
«Закрытый занавес»


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

№3/4

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

Зара Абдуллаева

Корнелиу Порумбою, как и Кристи Пуйю, продолжает исследовать травматическое сознание своих современников, двадцать семь лет назад переживших румынскую революцию. Второй раз после «Второй игры», показанной тоже на Берлинале в программе «Форум», он выбирает фабулой своего антизрелищного документального кино футбол. Теперь это «Бесконечный футбол».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Как вернуть зрителя российскому кинематографу?

24.01.2014

К. ЛАРИНА: Добрый день. В студии ведущая Ксения Ларина. Мы начинаем программу «Культурный шок». Сегодня мы вновь говорим, поскольку есть повод. Вновь возникла идея введения квотирования российского кино. Эту идею высказал в очередной раз министр культуры Владимир Мединский: «Квотирование российского кино вводить надо, без этого российскому кино не поможешь. 


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

В Москве вручили «Нику»

03.04.2013

В Москве академики российского академии кинематографических искусств раздали премию «Ника». Лучшей картиной минувшего 2012 года стал «Фауст» Александра Сокурова. Сам Сокуров был признан лучшим режиссером, а его постоянный соавтор и сценарист «Фауста» Юрий Арабов – лучшим сценаристом.