Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Люди в белом - Искусство кино

Люди в белом

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Нина Цыркун задается вопросом, в чем секрет популярности романистки Стефани Майер, выпустившей совместно с режиссером Эндрю Никколом фантастическую картину «Гостья», – и находит ответ.

Эндрю Никкол прославился благодаря дебютному фантастическому триллеру «Гаттака» (режиссер, сценарист) и остросоциальному «Шоу Трумана» (сценарист, продюсер), потом изрядно просел с «Симоной» (всё вместе) и вот взялся за постановку романа Стефани Майер о будущем «Гостья», в котором увидел, видимо, близкую ему эстетику «безвоздушного» повествования.

Andrew-Niccol-Host-Premierel
Эндрю Никкол и Стефани Майер на премьерной вечеринке "The Host". Фото: www.zimbio.com

В результате хайтековские декорации, населенные завоевателями-инопланетянами, людьми в белом с приклеенными улыбками создают атмосферу прямо-таки больничной безжизненной стерильности.

Властительница умов девочек-тинэйджеров, выйдя из «Сумерек», нашла новое пространство для тривиальной полудетской любовной истории, оснастив ее мотивами, тянущими каждый на большой философский роман: утопия навязанного извне счастья; двойничество, два существа, живущие в одном теле и влюбленные в одного человека; внешняя оккупация и проблема выбора – выживание под диктатом чужой воли или сопротивление до конца; принесение себя в жертву ради чужих интересов... Никаких не то что ответов, но даже серьезных размышлений на эти темы писательница не предлагает. Да и зачем? Она знает, что девочки-подростки не для того открывают ее книги, а чтобы почувствовать себя на месте героинь, то и дело целующихся со своими возлюбленными.

the-host-Image
«Гостья»

Я вот все думала: в чем секрет популярности Стефани Майер, которая входит то в сотню самых влиятельных людей планеты, то в список самых могущественных знаменитостей от журнала Forbes? Мне ничего не пришло в голову, кроме простой вещи: юным читательницам импонирует то, что написаны эти бестселлеры так, как, в принципе, и они сами могли бы написать, будь у них достаточно усердия, чтобы набрать на компьютере шестьсот страниц. Автор ни на секунду не дает почувствовать, что она умнее, опытнее, эрудированней, чем они. В отличие от литературных предшественников, классиков юношеской литературы, сочинявших книги, становившиеся спутниками тех, кто познакомился с ними в нежном возрасте, чуть ли не до старости. Возьмем ли мы романы Фенимора Купера, Вениамина Каверина или истории Льюиса Кэррола про Алису и про другую Алису цикл Кира Булычева (тоже, между прочим, «Гостьи из будущего»), мы при первой встрече понимали, что написаны они людьми мудрыми, эдакими Мерлинами от литературы – и вот их герои сопровождают нас всю жизнь, цитаты из их произведений мы не устаем вставлять в свои разговоры, а их книги экранизируют все новые и новые поколения режиссеров... Впрочем, стоп. Тут, пожалуй, следовало бы сказать «экранизировали»; похоже, теперь это «слишком тонко для цирка». Слишком многое пришлось бы объяснять получившим другое образование зрителям, всякие географические, исторические и социальные детали и коллизии – и где взять место, ведь сюжет в кино должен мчаться галопом. А у Стефани Майер объяснять нечего – абсолютный вакуум, только ты да я, ты да я в масках симпатичных ребят в необычной обстановке, не требующей соотнесения с действительностью.

the-host2
«Гостья»

Наблюдая за историей землянки Мелани и вселившейся в ее тело «души» Энни (сокращенно от Странница; в английском оригинале Ванды от Wanderer), девочкам в голову не придет придираться к глуповатым диалогам или задаваться вопросом, например, о том, откуда у убранизованных землян будущего, скрывающихся в кратере потухшего вулкана от пришельцев, вдруг появились десятки допотопных серпов. Или как им удается вынести из супермаркета целый фургон еды, не заплатив ни гроша? И где, наконец, они берут патроны для ружей и пистолетов, если все это люди в белом (пришельцы-«души») изъяли из производства и употребления, заменив мягко «демобилизирующим» спреем «мир»?

Ну косят они себе на прокорм пшеницу этими странными штуками и пусть косят, находят где-то воду в стеклянных бутылочках, стреляют почем зря и ладно. Они следят за другим: какими глазами смотрит на Сиршу Ронан (Мелани/Энни) Макс Айронс (Джаред), как хабалисто ссорятся между собой внутри одного тела две девчонки и как они мирятся, узнавая в этом свои отношения в такой жутковатой вообще-то вещи, как девичья дружба.

Слава богу, во вселенной Майер/Никкола все заканчивается запланированно хорошо, и каждый отдельно взятый конфликт решается к добру, выстраивая подростку психологическую защиту от неприятного лобового столкновения с жесткой реальностью, переключая процессы его болезненной адаптации и социализации в мирный безопасный режим.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Проект «Трамп». Портрет художника в старости

№3/4

Проект «Трамп». Портрет художника в старости

Борис Локшин

"Художник — чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его: он — голос своей эпохи". Максим Горький


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Национальная безопасность зависит и от культуры

20.07.2015

Институт социологии РАН недавно представил масштабное исследование – «Российское общество в контексте новых реалий». В нем приняли участие 4 тысячи человек. На вопрос, что нужно сделать, чтобы Россия стала великой державой, 39 процентов опрошенных ответили: «Возродить высокий уровень культуры».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Объявлены итоги второго конкурса сценариев «ЛИЧНОЕ ДЕЛО»

10.01.2013

Журнал «Искусство кино» завершил проведение конкурса сценариев полнометражных игровых фильмов, под девизом «Личное дело», который мы осуществили при поддержке Фонда «Финансы и развитие». Всего в конкурсе участвовали 794 сценария из 19 стран. Комиссия экспертов, в которую входили кандидат искусствоведения Зара Абдуллаева (автор пяти книг о кино), кандидат искусствоведения Кристина Матвиенко (преподаватель курса современной драматургии во ВГИКе) и Алексей Медведев (создатель фестиваля «2morrow» и «2 в 1», критик, переводчик, арт-директор других отечественных кинофестивалей), отобрали: