Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
О скитаниях вечных и о Земле - Искусство кино

О скитаниях вечных и о Земле

  • Блоги
  • Нина Цыркун

После того, как в результате планетарного продовольственного кризиса Земля начала превращаться в место, непригодное для обитания, группа астронавтов с Мэттью Макконахи в главной роли отправляется в опасное космическое путешествие, чтобы найти человечеству другое жилье. О новой 170-мнутной футурологической картине Кристофера Нолана «Интерстеллар» рассказывает Нина Цыркун.


Типичная ситуация старой недоброй научной фантастики. Земля будет безвидна и пуста, как до сотворения мира. Все к этому идет. Несмотря на старания людей, картошка уже не растет в Ирландии, а в штатах американского «кукурузного пояса» не родится пшеница. Страшные пыльные бури губят посевы, и в домах, накрывая стол, тарелки и чашки ставят вверх донышком – что не запылись, пока семья рассаживается по местам. Человечеству грозит вымирание; оно, конечно, само в этом виновато, но речь не об этом, а о том, придет ли спасение, в которое, похоже, уже не верят. В последних отчаянных попытках люди отказываются от всех «ненужных» вещей: даже инженеры более не востребованы, не говоря о гуманитариях; все на сельхозработы! Прошлое стремительно забывается; на месте исторических фактов воцаряются мифы. Ответственные за образование чиновники втолковывают американцам, что не было никакого «Аполло», и Нил Армстронг не высаживался на Луне – то была инсценировка, сфальсифицированная ради того, чтобы заставить Советский Союз разориться и рухнуть под непосильным бременем космических программ. Вдовец Купер (Мэтью МакКонахи), бывший инженер НАСА, с двумя детьми-подростками живет теперь на ферме своего тестя, тщетно пытаясь спасти урожай и тоскуя по прежней работе. Случай помогает ему попасть на секретную лабораторию уже упраздненной НАСА, где силами энтузиастов готовится миссия спасения…

«Интерстеллар», трейлер

Завязка – да и сам основной конфликт фантастического фильма Кристофера Нолана «Интерстеллар» – по сути своей чрезвычайно сходны с теми, что задействованы в культовой дилогии Ричарда Викторова «Москва – Кассиопея» и «Отроки во вселенной». (Моя фантазия не позволяет домыслить, что сценарист Джонатан и режиссер Кристофер Ноланы видели эту дилогию; сходство здесь, так сказать, системное.) Там ведь тоже поначалу говорилось о том, что на Земле стремительно исчезают многие виды животных и растений, надо на всякий случай искать новое пристанище где-нибудь в космических далях, и набирается экипаж «отроков» для путешествия в полвека, чтобы к концу путешествия они были еще в силе. Однако, достигнув скорости света, в силу «парадокса Эйнштейна» юные космонавты и вовсе не взрослеют, им по-прежнему 13-14 лет в отличие от одноклассников, которым уже 40. Притом советский фильм 70-х, быстро выруливший из вероятностей грустных прогнозов, был преисполнен оптимизма, чего не скажешь о картине Нолана.

Interstellar-2«Интерстеллар»

Кстати, оптимизмом был проникнут и фильм Филипа Кауфмана «Парни что надо!» 1983 года, краткая история американской астронавтики вплоть до полета на Луну. Там героем был реальный человек – летчик-испытатель Чак Игер (в исполнении Сэма Шепарда) с обаятельной улыбкой, почти как у Юрия Гагарина. Купер в фильме Нолана – как будто Игер, попавший в недалекое наше будущее. Ставший ненужным, уже без улыбки, но получивший шанс снова стать героем, о котором, возможно, никто никогда и не узнает. Кроме его семьи, которую ему придется оставить ради выполнения миссии по спасению человечества.

Interstellar-3«Интерстеллар»

Подобно героям «Москвы…», экипаж звездолета «Эндьюранс» должен «прогрызть дырку в пространстве», то есть проникнуть через «кротовую дыру» к мирам, которые, возможно, способны приютить землян. Авторы фильма не побоялись нагрузить зрителя умными соображениями насчет черных дыр, гравитационной сингулярности и прочих премудростей астрофизики. Название космического корабля Endurance означает не только «стойкость», но и «выдержка продолжительностью». Почти три часа – это испытание длительностью зритель под гипнотическим воздействием прекрасного и страшного космоса, снятого пленочной камерой, а потому ощутимо вещественного, проходит не замечая времени. В напряжении держат, конечно, аттракционы с гигантскими водяными валами или ловушками ледяной пустыни далеких планет, с причудливыми сюрпризами искривленного пространства (работа оператора Хойте Ван Хойтемы). Но, пожалуй, еще сильнее притяжение «черной дыры» переживаний Купера и его умницы-напарницы Амелии (Энн Хатауэй). В отличие от чеканных героев «Стар Трека» и им подобных, Купер испытывает не гордость за возложенную на него миссию, а тоску одиночества, разочарование (в том числе в коллегах) и сомнения насчет того, имел ли он право оставить детей на старика-тестя ради блага всего человечества. Теперь вот он бессильно следит за их радостями и горестями во время сеансов односторонней связи раз в десятки лет.

Interstellar-4«Интерстеллар»

Кристофер Нолан с братом-сценаристом Джонатаном свою миссию, видимо, видят в том, чтобы превращать цельных эпических героев без страха и упрека в романные персонажи с болезненным надломом. Так было с Бэтменом, переродившемся в их руках в мрачного Темного рыцаря, так произошло и с условным Чаком Игером, попавшем во времена, не столь отдаленные от наших. В них-то, скорее всего, все и дело.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

№3/4

Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

Антон Долин

В связи с показом 14 ноября в Москве картины Филипа Грёнинга «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» публикуем статью Антона Долина из 3-4 номера журнала «Искусство кино».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Широкие и узкие основы культуры. Даниил Дондурей: «Этот проект — модель идеального мира»

22.11.2014

Подходит к концу работа над проектом «Основ государственной культурной политики». Позади десятки заседаний, открытых и закрытых обсуждений. За это время проект «Основ», работа над которым курируется на самом высоком уровне, спровоцировал ряд острых споров, попутно приобретя статус чуть ли не главного документа страны. При том, что никакой законодательной силы он иметь не будет.  


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Главным «посланием к человеку» признано свидетельство о Катрине

28.09.2013

Вечером 27 сентября в новом санкт-петербургском киноцентре «Великан-парк» были оглашены итоги 23-го международного кинофестиваля «Послание к Человеку». Гран-при фестиваля – «Золотой кентавр» и 5 тысяч долларов – был присужден 38-минутной картине «После нее» (As She Left), режиссер Александра Канди Лонге, Бельгия. Фильм посвящен нескольким жителям Нью-Орлеана, чьи судьбы были разрушены (а некоторые спасены) ураганом Катрина.