Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Перелетающая вершины и вершины. «Календарь», режиссер Игорь Поплаухин - Искусство кино

Перелетающая вершины и вершины. «Календарь», режиссер Игорь Поплаухин

  • Блоги
  • Евгений Майзель

В каннском конкурсе студенческих работ «Синефондасьон» второй приз получил «Календарь» Игоря Поплаухина, выпускника МШНК (режиссерская лаборатория Дмитрия Мамулии). Впечатлениями от картины делится Евгений Майзель.


Женщина средних лет едет в маршрутке за город, куда-то в глухомань, попутно решая по телефону бытовые проблемы с сыном, с кем-то вроде сожителя и с обидчивой подругой. Выходит чуть ли не в чистом поле, идет в неопределенном направлении по пересеченной местности, ловит попутку. «Показания надо передавать каждое двадцатое». «В пятницу меня не бывает». Вскоре мы понимаем, что едет она в колонию, где у нее назначено двухчасовое свидание с неким сидельцем, а от родных и близких эту поездку скрывает. На вопросы попутчиков или работников колонии отвечает односложно.

– Кем приходитесь? – Никем. – Пишите, что просите свидание на час. – Договаривались на два. – Дадим больше, пишите «на час».

kalendar 01«Календарь»

Кажется, мы так и не узнаем, как зовут героиню, а из всей ее квартиры увидим лишь один план, погруженный в полумрак. Условности эстетической соответствует и рассказ, вроде бы вполне конкретный и понятный, но в то же время – тяготеющий к абстракции; совмещающий до неразличимости бытовое и символическое (чему пребывание в обезличивающих пространствах ФСИН только способствует, в то же время дегуманизирущие серые правовые зоны провоцируют становление кем-то или чем-то другим). Какие-то мотивы и события принципиально уйдут в никуда, и самым интересным в фильме окажется именно развитие сюжета – от одной неопределенности к другой, его прихотливая траектория.

Как ее описать? Как смену режимов бытия, иногда добровольную, иногда добровольно-принудительную, иногда просто принудительную, а с ней – смену идентичностей. Череда этих идентичностей, собственно, и образует основное содержание «Календаря» (можно и без кавычек, и без заглавной буквы). 

За последние месяцы вышло несколько дебютов, молодые авторы которых на разный манер исследуют феномен исчезновения или растворения человеческого в окружающем мире. Это и концептуальные «Заметки о видимом» бруклинца Рики д’Амброза, и научно-популярный «Фотон» поляка Нормана Лето, и анимационная «Смерть Меня» москвича Михаила Максимова, систематично работающего с «нечеловеческими» сущностями и объектами. В отличие от этих разножанровых фильмов, «Календарь», награжденный жюри под председательством Бертрана Бонелло с формулировкой «за сильный кинематографический опыт и мастерское погружение в атмосферу картины», все еще остается наедине с человеком, наблюдая за жизнью героини напрямую и сочувственно, проживая вместе с ней ее трансгрессию. Оставляя многие вопросы без ответа, фильм следит за тем, как человеческое в «Календаре» – эта нестабильная экзистенциальная величина – то прибывает, то убывает; любуется тем, как невыразительная пассажирка с ее мелкими неурядицами становится никем, следующим в никуда, «бабой сидельца», чьим-то безымянным телом. А то и вовсе – не человеком, а орлом, перелетающим вершины и вершины. Которому на ум взбрел человек, наблюдающий аршины. И, похоже, ей жалко, что она не орел.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

№3/4

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

Лев Наумов

В 3/4 номере журнала «ИСКУССТВО КИНО» опубликована статья Льва Наумова о Сэмуэле Беккете. Публикуем этот текст и на сайте – без сокращений и в авторской редакции.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Широкие и узкие основы культуры. Даниил Дондурей: «Этот проект — модель идеального мира»

22.11.2014

Подходит к концу работа над проектом «Основ государственной культурной политики». Позади десятки заседаний, открытых и закрытых обсуждений. За это время проект «Основ», работа над которым курируется на самом высоком уровне, спровоцировал ряд острых споров, попутно приобретя статус чуть ли не главного документа страны. При том, что никакой законодательной силы он иметь не будет.  


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

10 февраля выходит новый номер «Искусства кино»

03.02.2018

С 2018 года мы начинаем выпускать новую версию журнала «Искусство кино». Теперь журнал обретет новый дизайн и будет выходить шесть раз в год вместо двенадцати.