Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Школа жен - Искусство кино

Школа жен

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

4 октября в Гоголь-центре состоялась премьера фильма Франсуа Озона «Новая подружка». Впечатлением от увиденного делится Зара Абдуллаева.


Озон продолжает увлекаться тривиальными, как Брехт сказал бы, жанрами. Или «низкими», но только в кавычках. На сей раз он, давно об этом мечтая, экранизирует рассказ Рут Ренделл, она же знаменитый автор детективов, которого прозвали британским Сименоном. Отработав нетривиальным образом с жанром детектива, стилем кэмп в «8 женщинах», с кичем – в «Ангеле», французский синефил упростил теперь себе задачу. Или, возможно, повзрослел и «распоясался» в том смысле, что решился на популярное, так сказать, не только для зрителей-трансвеститов, кино без режиссерских околичностей. Но при этом, наверно, взывая в легкой форме, которую губит психоложество, к толерантности (речь тут об отклонениях любого рода) другой части зрителей. Он даже позволил себе в «Новой подружке» камео, «унизив» репутацию почти мэтра, сев рядышком в кинотеатре с Давидом-Виржини (Ромен Дюрис), героем-мужчиной в женском облике, чтобы погладить его руку или коленку, точно не запомнила.


«Новая подружка», трейлер

В «8 женщинах» – школе женщин – Озон посылал воздушный синефильский поцелуй культурному масскульту. Следуя заветам кэмпа, он каждую этуаль и старлетку этого фильма обрамлял воображаемыми кавычками и шлейфом ассоциаций, тянувшимся за их ролями в кино и жизни. («Кэмп видит всё в кавычках цитации. Это не лампа, но "лампа", не женщина, но "женщина"». С.Сонтаг.)

В «Ангеле» (по «женскому» роману, героиня которого становилась автором бестселлера), успеха не снискавшем, он занялся трудоемкой (действие происходило в эдвардианскую эпоху) обработкой громадного мира кича, к которому отнесся без снобизма, но и без постмодернистский (пардон за устаревшее слово) иронии.

В «Новой подружке» Озон внимательно и грубовато, то есть чересчур прямолинейно, рассмотрел пробуждение и реализацию гендерных перверсий, зазря смешав психологическую достоверность (именно так) исполнительской техники главной героини Клэр (Анаис Демустье), мужа ее умершей ближайшей подружки, обнаружившим тяготение к женской одежде и соответствующему макияжу, с полуироническими масками более/менее фоновых персонажей. Получилось, однако невольно, нечто водевильное. Правда, без куплетов.

Une-nouvelle-amie-2
«Новая подружка»

В «8 женщинах», экранизации пьесы бульварного драматурга Роббера Тома, Озон познал очарование детектива и мюзикла. А также бурлескные перепады ролевых превращений актрис, ответив за метафору «жизни как театра» или кино с неудержимой бравадой. Детективный сюжет он поддержал язвящим подтекстом каждой их женских ролей и последовал цитате из «Идеального мужа» («Естественность – такая трудная поза»), переиначив ее в новый стандарт: на искусственность как идеал.

В последнем фильме он попытался – с помощью Давида-Виржини (трансвестита) – пробудить-исказить сенсорные клапаны, сексуальные порывы старой подружки его почившей молодой жены. И обольстить мужа, клерка с обликом квазимачо, своей новой подружки Клэр. Но сделал это с простецким удовольствием, не замеченным в его прежних картинах.

Une-nouvelle-amie-3
«Новая подружка»

Тем самым Озон несколько удалился от своей шикарной позиции, воспетой еще Ануем в образе Орнифля, – модного, лишь по видимости циничного парижского поденщика, полагавшего, что «истинную услугу людям оказывали лишь те, кто забавлял их на этой земле. Вечно чтить будут не реформаторов, не пророков, а немногих легкомысленных шутников». Невеселая нешутливая «Новая подружка» – свидетельство переломного (переходного) возраста этого очень французского режиссера.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

№3/4

Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

Антон Долин

В связи с показом 14 ноября в Москве картины Филипа Грёнинга «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» публикуем статью Антона Долина из 3-4 номера журнала «Искусство кино».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Новая жизнь «Искусства кино». Обращение Антона Долина

10.07.2017

Здравствуйте! Я – кинокритик Антон Долин. Возможно, вы знаете меня по эфирам радио- и телепередач, по статьям в разных изданиях и нескольким книгам. Но обращаюсь я к вам в ином, новом для меня, качестве: как главный редактор журнала «Искусство кино». В эту невероятно почетную и ответственную должность я вступил с начала лета.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

В Канне открылся 67-й МКФ

14.05.2014

14 мая в Канне открылся 67-й международный кинофестиваль. Фильмом открытия стала «Принцесса Монако» французского режиссера Оливье Даана с Николь Кидман в главной роли.