Демократия для либидо. «Счастье», режиссер Тодд Солондз
- №1, январь
- Марина Дроздова
"Счастье" (Happiness)
Автор сценария и режиссер Тодд Солондз
Оператор Маризе Альберти
Композитор Робби Кондор
В ролях: Джейн Эдамс, Элизабет Эшли, Джон Ловитц, Лара Флинн Бойл
Good Machine, Killer Films
США
1998
"Счастье" (Happiness) |
Как известно, чем больше государственная власть контролирует сферу частной жизни, тем больше она сама (власть) сенсуализируется и исподволь эротизирует общество. Нарциссизм отечественной власти последнего десятилетия и, соответственно, ее безразличие к вышеуказанной сфере развеяли эротоманию "дневных любовников" 70-х и превратили в скучную повседневность угар рубежа 80 -- 90-х. А дискуссии на модные темы "демократической антропологии", "экологии личности" у нас пока не привились. В то время как западная цивилизация серьезно на них сосредоточилась.
В рамках ММКФ была показана картина Тодда Солондза "Счастье", которая (несмотря на свое среднее кинематографическое качество) признана международной фестивальной критикой едва ли не программной для тенденции, все более активно отстаивающей сегодня -- в том числе в теории и практике искусства -- право физиологического тела на полноту самоопределения.
В самом начале фильма есть эпизод, в котором один из героев на приеме у психоаналитика (другого героя) нудно и монотонно рассказывает о своей страсти к соседке. И пока пациент длит свой нескончаемый монолог, доктор, потеряв к посетителю всякий интерес, грезит о том, как бы соблазнить одноклассника собственного сына. Так открывается панорама событий, где персонажи демонстрируют свои сексуальные потребности: здесь и подросток, мечтающий о том, чтобы разделаться с позорным отставанием от одноклассников и "кончить", и романтическая неврастеничка в поисках "большого чувства", и добропорядочная жена, смиренной улыбкой прикрывающая обоюдную супружескую импотенцию, и супруги с сорокалетним стажем, которые решают начать новую жизнь, и -- в качестве основного блюда к выше- описанному "гарниру" -- целый букет маньяков: педофил-гомосексуалист, телефонный вуайерист, старая дева -- убийца, писательница с комплексом духовной неполноценности, возникшим оттого, что в детстве ее никто не изнасиловал.
Собственно, именно эта обиженная девица претендует на роль лирической героини фильма. Словно невидимый соглядатай, следит она за всем происходящим из-за невидимого шифоньера. Лирическая героиня страдает и страдает прежде всего потому, что является адептом нормы и не принадлежит к привилегированному меньшинству изгоев, жертв, в среде которых, как кажется представителю нормы, и краски ярче, и чувственность богаче.
Но с маргиналами-первертами все тоже не так просто. Нынешняя "демократическая антропология" предлагает человеку не просто занять активную сексуальную позицию, она настаивает на необходимости обдумать свое сексуальное предназначение -- заглянуть в себя и выяснить, что действительно "торкает". Подобный подход решительно разрабатывается современной американской социальной мифологией. И что происходит: человек в ответ на страстный призыв общества открыться заглядывает в свои глубины, доверчиво вытаскивает на социальную поверхность свои желания, и тут выясняется, что они для общества неприемлемы.
Именно в такой ситуации оказывается центральный персонаж "Счастья". Добропорядочный семьянин и надежный налогоплательщик, преступая норму и закон, реализует свою манию, распространяя на самого себя право свободного волеизъявления в сексуальной сфере: уроки этой свободы, будучи "ответственным" отцом, он преподает сыну-подростку.
Таким образом и получается, что когда любознательный и смелый гражданин, обозрев свое внутреннее "Я", вытягивает наружу что-то непотребное, то же самое общество, которое только что взывало к честности, предлагает ему сублимировать "грязную страстишку" во что-то пристойное. Сексуальные маргиналы существовали всегда. Но сейчас их положение в социуме меняется в связи с расцветом этой двойной морали: она обещает им легализацию и заводит в западню.
С другой стороны, десакрализация и социальная регламентированность сферы секса, где аккуратно предусмотрены оазисы анархии (на которые, безусловно, нацелены прожекторы), приводит к тому, что закрытость и сдержанность личности в отношении собственных сексуальных проблем рассматривается как моральная слабость. Слабость -- то есть чуть ли не болезнь. Таким образом, широко раздвинувшая свои рамки норма давит своим "легализованным" sex-addiction на неопределившуюся личность. От последней очень настойчиво требуют самоопределения, что, как демонстрирует нам "Счастье", может привести к аннигиляции личности, как в случае с доктором-педофилом, или к ее демонизации, как в случае с другим персонажем, тетенькой, тихо порезавшей на куски знакомого, который припал к ее прелестям, ведомый своим сатириазом. Заметим, что почти все остальные персонажи "Счастья" находят успокоение в том, чтобы поудобнее устроиться в обнимку со своими иллюзиями, которые гарантируют им некую психологическую безопасность.
"Счастье" показывает постпсихоаналитическое общество, в котором традиция "производства истины о сексе" и "умножения удовольствий"1, связанного с вербализацией, подвергается серьезному сомнению, вплоть до пересмотра.
Все персонажи досконально разбираются в своих сексуальных проблемах и, следуя общеизвестным, лежащим на поверхности рецептам, занимаются их решением с обреченной сноровкой домохозяек, которые планово чистят квартирки. Но более или менее интеллектуальный автокомментарий скользит параллельно происходящему с ними -- как словесный поток заговаривающегося человека, который не столько держится за свои тексты, сколько кутается в них, прячась от озноба, предвещающего лихорадку. Здесь стоит обратить внимание на то, что "Счастье" фиксирует симптом реального спада интереса к психоанализу как средству медленному и не всегда дающему должные результаты на фоне усиливающейся приязни к медикаментозным решениям, в большей степени отвечающим сегодняшней концепции быта и бытия под девизом quick fix. Американская психотерапевтическая мысль приравнивает теперь проблемы либидо к авитаминозу и прочим сугубо органическим нарушениям и чудесно борется с ними пилюлями. "Дьяволы" культурно получили расчет и моют посуду в кафетерии на углу.
Поэтика "Счастья" балансирует между "независимой" пропагандой новой социальной тенденции и постановочной гламурностью, балансирует вполне умиротворенно. Это авторское умиротворение выглядит несколько буржуазно (в нынешнем смысле слова "буржуазный", то есть "защищенный старыми правилами").
Авторская интенция с эстетической точки зрения выглядит лукаво "двуствольной": фильм настроен и на удовлетворение склонной к радикальному мышлению публики, и на то, чтобы потрафить любознательному обывателю. Интересно, что "синонимичность", половинчатость, амбивалентность характеризуют и саму практику "либидональной демократии", вдохновившей авторов. Как последняя объединяет вызов личности на предельную физиологиче-скую откровенность с псевдокорректной социальной репрессивностью, так и фильм сочетает неожантильную провокативность и ощущение скуки, которую порождает ограниченность, повторяемость моделей отношений между людьми. Автор фиксирует эту скуку, эту рутинность как явление естественное и неотменимое.
Вообще понятие "скука" возникает не случайно -- призывы к всеобщей сексуальной демифологизации базируются во многом на скуке, которую испытывают обитатели стабильного социального круга. Когда они решают ее развеять, то обращаются не к радикальным для них сферам (скажем, достижениям интеллектуальной мысли или духовного саморазвития), а разрабатывают ресурсы чего-то доступного и, что принципиально, признаваемого как всеобщий эквивалент: секс проходит по этим параметрам. В результате под видом отстаивания интересов "растерянных в сексуальном отношении" -- то есть "слабых" -- происходит борьба и без того "сильных" за расширение и легализацию сферы их собственного интереса (так, в фильме героиня -- носительница общественной нормы -- становится резонером, она и давит, и провоцирует всех вокруг своим примером). Заметим, что эта полупрозрачная двусмысленность пронизывает и "Счастье". Собственно, на ней зиждется легкий, непритязательный сарказм, с которым репрезентируются "сексуально заблудившиеся" персонажи и который в конечном итоге и держит всю эту расхлябанную историю.
1 Читаем у Мишеля Фуко в работе "Воля к знанию": "...мы изобрели удовольствие, находимое в истине об удовольствии, удовольствие в том, чтобы ее знать, выставлять ее напоказ, обнаруживать ее, быть зачарованным ее видом, удовольствие в том, чтобы ее выговаривать, чтобы пленять и завладевать с ее помощью другими, поверять ее втайне, хитростью выгонять ее из логова, -- специфическое удовольствие от истинного дискурса об удовольствии. Вовсе не в идеале здоровой сексуальности, обещанном медициной, и не в гуманистических мечтаниях о полной и расцветающей сексуальности, но особенно не в лиризме оргазма и не в прекраснодушии биоэнергетики следовало бы искать наиболее важные элементы искусства эротики... но в умножении и интенсификации удовольствий, связанных с производством истины о сексе".