Эта круглая планета, или Оцифрованный мир

Язык хон... был так же изменчив, как цены, как погода. Он менялся бесконечно и беспрестанно, в соответствии с неведомыми правилами... Он менял свою форму, как меняет свои очертания снежная лавина. Рядом с ним английский язык казался неподвижным ледником.
Р.Шекли. Потолкуем малость

"Революция в мире видео и звука", "формат нового поколения", "дорогая виртуальная игрушка" -- какими только эпитетами не сопровождалось появление на мировом рынке технологий DVD! Этот новый тип носителя, который сегодня у всех на слуху, появился в США в 1996 году и получил название Digital Versatile Disk (DVD). Качество изображения, многоканальное звуковое сопровождение, различные языковые версии, наконец, просто возможность поиграть с интерактивным меню, используя всевозможные бонусы, -- все это привлекает к новому формату большое количество интересующихся. Растущий потребительский спрос на DVD во многом обусловлен практикой продаж через Интернет, так как пользователи сети и фаны DVD -- примерно одна и та же социально-демографическая группа. Недалек тот день, когда на рынке появится записывающий DVD-плейер, и тогда VHS отойдет в прошлое, как когда-то отошли виниловые грампластинки. В общем, от DVD не уйти (простите невольную рифму), и об этом свидетельствуют профессионалы киноиндустрии.

В Лос-Анджелесе в прошлом году состоялась крупная конференция по вопросам DVD. Повышенный интерес прессы вызвала дискуссия "DVD и создатели кино", проведенная в рамках этого мероприятия. Вел дискуссию один из наиболее авторитетных американских кинокритиков и исследователей кино Леонард Молтин, заявивший во вступительном слове, что сегодня "видео не просто факт нашей жизни, для многих людей это образ жизни". Сегодня даже те режиссеры, которые не придавали серьезного значения видео, вынуждены рассматривать его как серьезный коммерческий и творческий фактор. Чтобы иметь возможность конкурировать на рынке, режиссер должен ответить на вопрос: какие дополнительные материалы он может предложить зрителю при выпуске фильма на DVD? И Молтин выяснял у присутствовавших, насколько видео, и в частности DVD, повлияло на форму и содержание их творчества.

Ветеран режиссуры Роберт Олтмен отметил, что изменились сами параметры его работы над фильмом, поскольку теперь уже в процессе съемок он должен принимать во внимание, как его фильм будет выглядеть на видео. Сегодня многие картины приносят больше дохода от продаж на видео, чем от проката в кинотеатрах. То, что не работает в узком контексте самого фильма, может быть использовано впоследствии при создании DVD-версии. Авторский комментарий, "вырезанные сцены", альтернативное музыкальное оформление -- те важные для режиссера моменты, которые позволяют ему более широко трактовать снимаемый материал.

Маргинал и отшельник Вернер Херцог отметил, что, не испытывая симпатий ни к телевидению, ни к видео, он не может не считаться с ними. Он использует их в деловых целях -- при просмотре актерских проб и для "паблик рилейшнз". Херцог не изменяет своему единственному медиуму -- кино, которое демонстрируется в кинотеатрах. Однако в США он приехал для записи авторского комментария к "Фицкарральдо". Он был вынужден признать, что новый формат увеличивает возможности выразительных средств кино. Например, в эпизоде шторма, благодаря заново смикшированной фонограмме в формате Dolby Digital 5.1 и ее опоясывающему звуку, воздействие снятых им кадров заметно усилилось. По его мнению, именно DVD позволит режиссерам создавать более "личностные" картины. Для первого просмотра зрителю следует прийти в кинотеатр, но потом DVD позволит ему обновить свой опыт восприятия и придаст зрелищу дополнительную глубину. Этот процесс имеет сходство с восприятием музыки (вы посещаете концертный зал, потом слушаете ту же вещь на высококлассной домашней аппаратуре, но при случае снова идете послушать "живую" музыку).

Возникает масса проблем, связанных с тем, что отныне голливудские мейджоры вынуждены контролировать значительное сокращение "окна" (разрыва) между кинотеатральной премьерой и выпуском видео. По мнению специалистов, "эффект DVD" заставляет голливудские студии планировать график релизов своих фильмов с точностью до одного дня. Кодировки для географических зон, придуманных DVD-Форумом1, могут быть нейтрализованы, и тогда... "Ведь воруют же, много воруют", как говаривал Юрий Деточкин.

Россия, 5-я зона (куда входят также Индия и Африка, кроме ЮАР и Египта), как обычно, стремится не отставать от мировой моды. У нас тоже проводятся "круглые столы" на тему "за" и "против", выставки Hi-Fi SHOW, пресс-конференции; уже появились специализированные магазины. А ведь совсем недавно, в 1997 году, была лишь парочка аллей на Горбушке и единственный российский диск "Старые песни о главном-2", выпущенный компанией "DVD Альянс" ("Тивионика", ныне Twister) при участии "ОРТ-Видео". Несмотря на то что это был первый опыт DVD-мастеринга в стране, качество видео и Hi-Fi стереозвука соответствовало мировым стандартам. На диске присутствовали все элементы интерактивности -- система меню, разбивка на серии и индивидуальный доступ к каждой песне.

Новый формат на долгое время стал любимой игрушкой для богатых дядей, нуждающихся в релаксации не менее, чем в заботах о кровном бизнесе. На рубеже 1997 -- 1998 годов пустующую нишу необходимо было чем-то заполнить. Привычные VHS-кассеты улетали с Горбушки за пять-шесть долларов штука, DVD и тогда стоил двадцать пять. И все же спрос был, и тираж выкупался. "Вот спущу я завтра планку с двадцати пяти баксов до, скажем, пятнадцати, и на Горбушке будет вал желающих. Я, конечно, точно буду знать, кто меня убьет", -- посмеиваясь, шутил молодой и обаятельный энтузиаст DVD, заразительный в своем увлечении и одержимости новым делом. Жизнь сработала не хуже интерактивного меню. Через год он трагически исчез, его не нашли. Сегодня на российском рынке диски в прежней цене; стоимость DVD-плейеров сравнялась с затратами на обычный видеомагнитофон. Инвестировать средства в производство DVD-технологий стало модно: идешь в ногу со временем, а это комфортное чувство. Пришли новые люди, зачастую далекие от кинематографа. Ими движет желание отметиться хотя бы в кругу своих. Подарить, к примеру, дражайшему родственнику диск с его любимой старой картиной советских времен. Потешить свое тщеславие. Массмедиа пытают эстрадных звезд, от "Иванушек" до Бориса Моисеева, об их отношении к "формату XXI века". "Ну очень круто", -- обычно отвечают те.

Компаний-дистрибьюторов сегодня около десятка, существует продажа оптом и в розницу, в "Художественном" на отдельных сеансах показывают фильмы в DVD-проекции. Комедия-экшн "Кто я?" с Джеки Чаном выпущена компанией DVD GROUP в день старта театрального проката.

Российский DVD-консорциум возглавил приехавший два года назад первопроходец из Голливуда Хью Перкинс, директор по маркетингу компании Columbia TriStar Home Video. "Видеограм" и "Крупный план" -- компании также из числа пионеров. Первая раньше называлась "Солтисс DVD сервис" и осуществляла полный пакет услуг от проекта до тиража -- авторинг, тиражирование, упаковка, полиграфия. Сейчас в каталоге "Видеограма" представлены практически все жанры, но особенно благополучно здесь с боевиками серии "Би".

"Крупный план" -- компания, выпускающая исключительно российское кино. Она давно зарекомендовала себя, начав с выпуска комедий Гайдая ("Операция "Ы", "Кавказская пленница", "Бриллиантовая рука") и сборников мультфильмов. Правда, качество мастеринга оставляло желать лучшего. Сейчас "Крупный план" предлагает два основных пакета. В первом -- мосфильмовские ленты 1998-1999 годов: "Цветы от победителей", "Китайский сервиз", "Любовь зла" плюс "Американская дочь" и "Привет, дуралеи". Во втором пакете, более сложном, так как в него вошли двухсерийные картины (это DVD-9, в два раза больше гегабайт, чем на DVD-5), наша классика: "Солярис", "Жестокий романс" (сценарный план диска включает в себя "фильм о фильме"), "Москва слезам не верит", "Свой среди чужих, чужой среди своих", балет с М.Плисецкой "Анна Каренина". Качество выросло несопоставимо. Участвовать и, если нужно, вмешиваться в процесс перегона телекино на DVD "Крупный план" обычно приглашает операторов фильмов, тем самым добиваясь максимально выверенного результата.

Компания DVD GROUP была основана в 1998 году и первой среди российских фирм стала ассоциированным членом DVD-Форума, всемирного союза производителей и дистрибьюторов программ в формате DVD. На сегодняшний день в каталоге компании тридцать пять фильмов, в работе знаменитая драма Майкла Чимино "Охотник на оленей", скандальный "Романс" Катрин Брейа, гангстерская драма "Путь Карлито" с Аль Пачино и комедия о киношниках "Переполох" с фаворитом "Оскара" Кевином Спейси в главной роли. Абсолютным лидером продаж стал триллер "Игра" с Майклом Дугласом, вероятно, потому что это был первый диск, выпущенный компани-ей. В DVD GROUP репертуарная политика не страдает однообразием, нет тематического формирования пакетов. Компания выпускает совершенно разное кино,ориентированное на любого зрителя. В каталоге представлены и блокбастеры, и братья Коэн с "Большим Лебовски", и "Елизавета" Шекхара Капура. Практически все фильмы Люка Бессона. Два российских хита "Брат" и "Особенности национальной рыбалки". Картины выпускаются как в варианте с полным актерским дубляжем в системе шестиканального звука Dolby Digital 5.12, так и с синхронным переводом на несколько голосов с сохранением оригинальной шестиканальной фонограммы. Все фильмы сопровождены русскими субтитрами (а российские фильмы -- английскими, французскими, итальянскими и другими), анимированное и озвученное интерактивное меню.

Результат впечатляет. Например, в мистическом триллере от отца Фреди Крюгера -- Уэса Крейвена "Исполнитель желаний" мрачная атмосфера дьявольского наваждения, умело дозированные порции страха, масса спецэффектов, над которыми трудились сразу пять известных компаний, работа актеров- "классиков" из знаменитых "ужастиков" -- Роберта Инглунда (детоубийца Фреди с улицы Вязов), Тони Тодда ("Кэндимен"), Кэйна Ходдера ("Пятница, 13-е"), сыгравшего в этом фильме Джинна, над гримом которого ежедневно по три часа трудились специалисты, -- все это отлично передано на DVD. Вот где наглядно явлены преимущества нового формата.

Музыкальные DVD также создают мощный эффект присутствия. Первым российским исполнителем, записавшим сольный концерт (два с половиной часа) на DVD стал Филипп Киркоров с программой "Лучшее, любимое, только для вас!". Этот диск также стал первым отечественным DVD-9, где содержится в два раза больший объем информации. Здесь же впервые появилось анимированное меню, содержащее, кстати, семьдесят четыре страницы против стандартных тридцати-сорока. Помимо прочих бонусов на диске есть автобиография певца с картинками из фотоальбомов разных лет, субтитры на английском и испанском языках, могли бы получиться и русские, если бы у англичан была кириллица (диск собирался в Англии, так захотел клиент, не веривший в возможности отечественных умельцев). В общем, в DVD GROUP с этим диском изрядно намучились. Помимо упомянутого концерта Ф.Киркорова компания выпустила "Избранное" А.Пугачевой, появятся другие музыкальные программы, среди которых будут представлены Джанет Джексон, Тина Тернер, Wet Wet Wet, Джо Кокер, Pet Shop Boys и другие группы и исполнители. По словам генерального директора DVD GROUP Александра Будяка, компания работает над тремя основными брэндами: это Amalgama Movie (мировое кино), Amalgama Music (музыкальные диски) и Amalgama Family (диски для семейного просмотра). В последней коллекции будет представлено детское кино и продукция "Союзмультфильма".

Детское кино также широко представлено в каталоге компании RUSCICO, экспортирующей фильмы российского производства. Впрочем, антология российского кино здесь довольно пестрая: от Эйзенштейна до Виктора Сергеева, от сказок Роу и Птушко до фильмов Тарковского и Михалкова. Разумеется, ни одна антология не состоит исключительно из шедевров. И критерии продаж зачастую не совпадают с критериями качества. Продукция классифицируется по коллекциям "Сказка", "Режиссеры", "Экранизации" и другим. Диск содержит фильмографию создателей и исполнителей фильма, отрывки из других картин со сходным сюжетом, другие дополнительные материалы.

Кстати, руководитель этой компании Роман Дихтяр рассказывал, что в Японии DVD начинается с демонстрации фильма, а не с меню. Японцы считают неэтичным прерывать картину до того, как ее посмотришь. Укоренившееся расхожее мнение предписывает обратное: с пультом в руке с первой же страницы вовсю участвовать в виртуальных предлагаемых обстоятельствах. Сегодня, выбирая максимально насыщенное меню, вы можете смотреть фильм на языке оригинала, с субтитрами, с дубляжем, в других языковых версиях, прерываясь на интервью с создателями фильма и сцены на съемочной площадке. Можете вообще ограничиться видеороликом к фильму или просмотреть отдельные эпизоды в произвольном порядке, отключить просмотр сцен, содержащих секс и насилие (категория R), чтобы ваши дети их не увидели. На одном диске могут быть помещены авторская версия картины и версия, выпущенная в международный прокат. Вполне вероятно, что вы предпочтете микст. Концертные и спортивные программы вообще можно смотреть под разными углами зрения, меняя количество камер. Различные финалы кинофильма на одном диске -- это тоже технологически возможно. Иными словами, зрелище на DVD начинает все больше напоминать компьютерные игры. Кстати, новейшие игровые приставки могут быть использованы и и для просмотра DVD-дисков, а на одном диске могут быть помещены и фильм, и компьютерная игра по мотивам фильма.

Где нарушается авторское право, на каком этапе, после какого объема информации? Подобных вопросов и проблем, связанных с развитием нового формата, хватает. Мы наметили лишь общие тенденции, связанные с тем неизбежным обстоятельством, что мир становится цифровым. Впереди маячит DVD-аудио, позволяющий делать римейки старых записей, HD-DVD (высокой плотности диск), наконец, приставка, позволяющая все "качать" из Интернета. Пока еще рано говорить о скорой смерти VHS, поскольку особого всплеска продаж DVD не наблюдается. Возможно, он не за горами. Но сегодня два видеоформата сосуществуют, а производители и дистрибьюторы озадачены тем, чтобы привлечь потенциального зрителя. У последнего же остается право выбора.

1 Чтобы ограничить возможности пиратов, карту мира поделили на шесть зон, для каждой из которых предназначен особый код записи. Но, как известно, ничто не стоит на месте и любая система защиты в какой-то момент перестает оправдывать себя. Коды взламываются при переходе от зоны к зоне, повсеместное распространение получили так называемые мультизонные плейеры. Если вы приобрели технику с указателем "на 1-ю зону" (США), ничто не мешает вам эксплуатировать ее в любой другой зоне, после визита к специалисту, разумеется. В июле ожидается новая защитная программа, но надолго ли ее хватит?
2 Метод кодирования звука, используемый для воспроизведения дополнительных низкочастотных сигналов, усиливающих эффект в напряженных сценах (взрывы, катастрофы и т. п.).