Этот День Победы. «Марш Победы», режиссер Тофик Шахвердиев
- №5, май
- Людмила Донец
«Марш Победы»
Автор сценария, режиссер, оператор Т.Шахвердиев
Студия «ТШ»
Россия
2000
Марш ветеранов на Красной площади в День Победы. Документалисты не впервые обращаются к этой теме — она взывает к тому, чтобы быть запечатленной. В ней есть истинная, непридуманная драма. Ветераны войны. Старики. Ноги не гнутся, руки дрожат. Но это их Победа. Несколько лет назад на ЦСДФ режиссер В.Трошкин снял фильм «Последний парад», обнаживший контраст тяжелых для стариков изнурительных тренировок и ритмического единства колонны ветеранов, четко печатающих шаг на Красной площади. Они снова смогли. Они победили.
А «Марш Победы» Тофика Шахвердиева, где тоже есть и тяжесть репетиционной шагистики, и собственно марш Победы, словно бытовой фильм. Он о веселых людях, которые проводят какое-то время вместе, вспоминают, в парке качаются на качелях, ездят на лошадках, сидят дома за праздничным столом, примеряют пиджаки, фасонятся, шутят, подчас почти опасно, поют песни. Здесь эпизодов, которые можно было бы назвать, как и назван один из них, «Передышка», больше, чем самих маршей.
И хотя у войны не женское лицо, в этом фильме не случайно главный персонаж — женщина. Не герой, а героиня выбрана солисткой картины — Людмила Ивановна, бывшая медсестра, еще не увядшая, красивая. Она здесь подчеркнуто главный персонаж, но это лицо не выкадрировано в отдельный план, она всегда с ними, со всеми, среди них. «Господи, помоги пройти…» — крестится она, стоя в шеренге ветеранов на репетиционном плацу в начале фильма. И в этом и беспомощность, и преодоление. Как у них у всех.
Людмила Ивановна знает, что ее снимают больше других, и слегка, а подчас и чрезмерно играет на камеру, но даже в этой дилетантской игре есть документальная подлинность, ей хочется показаться, «засветиться»: а мы, мол, такие, вот такие-растакие … Людмила Ивановна просит руководителя: «Уберите из моей шеренги красную шляпу, она мне весь строй путает. Я подошла к ней и говорю: «Мадам, шляпа к вам идет, но вы плохо ходите». Рассказывает смешную историю, как к ней пришел в гости соискатель руки, принес пиво, а уходя, попросил разрешения забрать пустую бутылку. Вспоминает: «Мне было шестнадцать лет, я закончила медучилище и ушла на фронт… А оперировали — одного снимают, другого кладут…» Поет: «Синенький скромный платочек падал с опущенных плеч, ты говорила, что не забудешь…» — и вдруг прерывает песню: — А ведь мы забываем, все забываем…»
В фильме все и весело, и мучительно. Командир кричит: «Не по животу равняемся, а по груди! А у вас вообще живот нестандартный, после вас пойдет колбаса». Ветеран примеряет пиджак среди штабелей пиджаков на вешалках в магазине — солдат решили приодеть перед праздником. «Ну, как со спины? А как с фасада? Гожусь я для парадного расчета?» А спина горбатится, и пиджак морщится, как казенная одежда с чужого плеча. Но когда они на эти пиджаки надевают иконостасы из Звезд Героев, орденов и медалей во всю грудь, кто будет думать о морщинах!
Другой ветеран — военной выправки, с роскошными седыми усами, кавалерист и ухажер — все время поет, и всегда бодро и твердо: «В тоске и тревоге не стой на пороге…», «Мы врага встречаем просто: били, бьем и будем бить…» А потом почти так же твердо: «Когда человек погибал, он знал, что после него хорошая жизнь будет. А теперь мы не знаем, кому лучше — нам или тем, кто погиб».
После парада Людмила Ивановна, бывшая медсестра, и бывший кавалерист с роскошными усами прохаживаются, «женихаются». Она: «Мебели у меня достаточно. А какая у вас пенсия?» Он: «Хорошая. Очень хорошая». Она: «Ну, настоящий полковник…»
А в черно-белой хронике — коротком воспоминании — земля дыбом, вой самолетов, рев зениток, бегут и падают молоденькие солдатики, и красавица лошадь шарахается от разрывов и несется, как безумная и слепая, потеряв кавалериста…
В финале — Красная площадь, Парад Победы. Теперь уже через 55 лет. Годы мелькают, как мгновения. Идут молодые пехотинцы, десантники, моряки. Стройно, слитно, как один человек в непостижимом единстве ритма и воли. И несется «ура!». И дирижер взмахивает палочкой. И бьет барабан. И «Прощание славянки» сметает все мучительное и несется вдаль и ввысь.
Это День Победы!
Идут и наши ветераны. Ноги не гнутся, руки, отдающие честь, дрожат. Победа всегда давалась им непросто. Но это их Победа. «За вечный мир в последний бой…» Дай Бог, чтобы это был не последний бой. Но их все меньше. И все меньше остается сил…
Есть у меня давняя знакомая Валентина Никиткина, документалист. Она воевала. Значит, сами понимаете, сколько ей лет даже по минимуму. Живет в квартире одна. Сломала руку и ногу. Ходит на костылях и в гипсе. Мы с ней созвонились, пожаловались на свои хвори. Я говорю: «Ну что ж, Валечка, будем доживать наши жизни». А она: «Нет, Люда, будем жить, и жить весело».
Что ж это за люди такие невозможные?
Это победители. Они не сдаются.