Можно ли обойтись без рейтингов? Что измеряет рейтинг

Рейтинг — сухой статистический термин — сегодня настойчиво и победно вытесняет из словаря теленачальников и телепродюсеров, телехудожников, телезрителей и даже телекритиков все прочие термины, призванные выступать аргументами в самых разных процессах, связанных с планированием, производством и оценкой всего, что создается для малого экрана. В статьях, публикуемых ниже, мы представляем два аспекта этой важнейшей проблемы.

 

Ирина Полуэхтова

 

Можно ли обойтись без рейтингов?

На одном из «круглых столов», где собрались менеджеры, журналисты и социологи, чтобы обсудить тенденции развития российского телевидения, руководитель одного из каналов задал присутствующим неожиданный вопрос: «Если представить, что у нас нет системы измерения рейтингов, каким, на ваш взгляд, было бы телевидение?» Вопрос остался без ответа, но задел за живое и засел в голове. Без понимания того, кому и зачем нужен рейтинг, какие функции он выполняет в современной телевизионно-рекламной индустрии, ответить на этот вопрос непросто, наверно, даже невозможно.

Что такое рейтинг

1. Рейтинг — это система измерений телевизионной аудитории. Рейтинги появляются в результате специальных исследований телевизионной аудитории. Они базируются на социологических методах массовых опросов населения с применением особых технологий фиксации телесмотрения (анкет, дневников, электронных приборов). Замеры телесмотрения проводятся не в каждом доме, а лишь в относительно небольшой группе семей, отобранных из генеральной совокупности с помощью принятых в социологии методов и процедур. Эта группа называется «выборочной совокупностью» (или просто «выборкой»), и если все сделано правильно, то ее телесмотрение будет довольно точно (в пределах допустимой для данного исследования погрешности) репрезентировать поведение всей генеральной совокупности. Поскольку измерение проводится постоянно (ежедневно и ежесекундно), то семьи, попавшие в выборку, участвуют в этих замерах на протяжении длительного периода времени (до трех лет). Когда в течение длительного времени опрашиваются одни и те же люди, в социологии это называется «панелью» (или «панельным исследованием»).

В качестве технологических инструментов фиксации телесмотрения используются электронные приборы, которые получили название «пиплметр» (peoplemeter). Эта технология до сих пор является наиболее передовой в техническом отношении. С января 1999 года компания TNS Gallup Media начала проводить общероссийское измерение телевизионной аудитории, запустила так называемую «пиплметровую панель», которая и сегодня является основным поставщиком рейтингов для российской телевизионной и рекламной индустрии. Но она репрезентирует телесмотрение не всех граждан, а лишь 45 процентов населения нашей страны, проживающих в городах численностью от 100 тысяч жителей в возрасте от четырех лет и старше. Это 65,7 миллиона россиян, которые и составляют «генеральную совокупность» российской телевизионной «панели».

Сама «панельная выборка» состоит из 2 500 домохозяйств (примерно 6 тысяч человек), расположенных в 53 городах России. Для этого к каждому телевизору в домохозяйстве, попавшем в выборку, подключается электронный прибор («пиплметр»), который с момента включения телевизора записывает в память все переключения по каналам каждого человека старше четырех лет, проживающего в семье. Для того чтобы прибор распознавал членов домохозяйства, у каждого из них есть индивидуальная кнопка на пульте, которую они должны нажать, чтобы зарегистрироваться в качестве зрителя. Делать это нужно всегда, когда находишься в комнате с работающим телевизором. Всю информацию о телесмотрении в домохозяйстве «пиплметр» держит в памяти в течение суток, а ночью по линиям связи она перекачивается в компьютер исследовательской компании, где подвергается обработке, в результате чего появляются рейтинги эфира всех телеканалов за предыдущий день.

Телесмотрение населения малых городов и сел (менее ста тысяч жителей) сегодня не измеряется и вообще практически не исследовано. Это вызывает вполне понятное недовольство больших общенациональных каналов, прежде всего Первого и «России». Они в силу исторически сложившихся причин и особых условий распространения сигнала доступны практически всем жителям страны, в отличие от всех прочих телеканалов, техническое проникновение которых ограничено, как правило, крупными и средними городами.

Другая проблема связана с размером выборки. Достаточно ли опроса 2 500 домохозяйств (6 тысяч респондентов) для получения достоверных данных о телесмотрении 66 миллионов?

Рекомендуемый размер панели в 5 000 домохозяйств обеспечивают лишь несколько западноевропейских стран с развитыми рекламными рынками — Германия, Англия, Италия, чуть меньше выборка в Испании и Франции.

Из этого ряда выбиваются США, где величина общенациональной панели со-ставляет 11,5 тысяч домохозяйств, но это объясняется как большим объемом генеральной совокупности (281,5 миллиона человек), так и размером телерекламного рынка — 64,5 миллиарда долларов. Россия близка к европейским странам, при этом масштаб выборки здесь в два раза меньше. Но и объем рекламного рынка в России почти в два раза меньше, чем, скажем, в Германии, Франции и почти в три раза меньше, чем в Англии.

Российская выборка, по мнению экспертов, является вполне достаточной для получения достоверных данных о телесмотрении всей генеральной совокупности или отдельных, но больших по объему целевых групп (например, «Все 18+», «Мужчины 4+», «Женщины 4+», «Все 18-54» и пр.). Из-за относительно небольшого размера выборки проблемы возникают лишь в связи с измерением телесмотрения узких целевых групп и телеканалов с малым техническим охватом.

2. Рейтинг — это информация об аудитории эфирных событий: телепередач, сериалов, фильмов, рекламных блоков, роликов, а также отдельных временных интервалов (сутки, прайм-тайм, утро). Собственно, ради этого и проводятся дорогостоящие и трудозатратные измерения телевизионной аудитории. В этих самых цифрах выражается не что иное, как величина аудитории того или иного эфирного события. Так, аудитория программы «Время» за 23 мая 2007 года составила (в среднем за программу) 5,2 миллиона человек, то есть 7,8 процента от населения страны (точнее, от величины «генеральной совокупности»). Рейтинговые передачи — это передачи, собирающие большие по величине аудитории. К примеру, самой рейтинговой программой 2006 года стал художественный фильм «9 рота», показанный Первым каналом 9 мая. Его рейтинг составил 19,7 процента (то есть его посмотрели 13 миллионов человек, проживающих в городах с населением 100 тысяч). Самую массовую телеаудиторию у нас всегда собирает новогоднее обращение президента.

Если рейтинг программы в анализируемой целевой группе выше, чем в общей аудитории (4+), значит, она более интересна представителям данной группы. Степень этого «интереса» можно посчитать и выразить математически. Разделив рейтинг программы в целевой аудитории на рейтинг этой же программы в базовой (в данном случае это 4+), мы получим «индекс аффинити», который скажет, во сколько раз активнее представители целевой группы смотрят данную программу по сравнению с населением в целом. К примеру, рейтинг сериала «Кадетство» на СТС в возрастной группе 4-17 составил 10,8 пунктов, а в общей аудитории (старше 4 лет) — 6,1 пункта. Разделив один показатель на другой, получим аффинити-индекс — 177 процентов. Иными словами, представители группы 4-17 смотрели этот сериал в 1,77 раза активнее, чем население в целом.

Существующая система измерений TNS Gallup Media позволяет измерять телесмотрение не только в масштабах общенациональной генеральной совокупности, но и отдельно в 28 городах России. Различия в предпочтениях аудитории различных регионов иногда весьма существенны. Так, например, рейтинг сериала «Кадетство» в Москве составлял всего 2,9 процента, в то время как в отдельных городах он собирал более 9 процентов населения (Ставрополь, Ярославль, Новосибирск, Барнаул, Воронеж).

3. Рейтинг — это время. Каждый по собственному опыту знает, что люди редко смотрят одну и ту же передачу от начала до конца, не переключаясь на другие каналы. Этот тип поведения называется «зэппинг». По данным социологических опросов, к нему склоны 34 процента телезрителей, преимущественно мужчины и молодежь. Но и все остальные, конечно, так или иначе «сканируют» каналы, хотя бы с целью найти интересующую и запланированную к просмотру передачу или сериал, а также пережидая рекламные паузы. В результате кто-то задержится на канале всего несколько минут, кто-то посмотрит половину передачи, а кто-то даже от начала до конца, ни разу не переключившись на другой канал. Последние составляют, по данным исследований, менее одного процента от аудитории любой передачи. Поскольку переключение с канала на канал свойственно абсолютному большинству телезрителей, аудитория конкретной передачи меняется каждую минуту: кто-то включает телевизор, кто-то приходит с других каналов, а кто-то, наоборот, уходит или выключает приемник.

Следовательно, величина аудитории передачи в целом складывается из двух составляющих. Во-первых, количество людей, включившихся на данный канал за время передачи и задержавшихся хотя бы на одну минуту; во-вторых — время, которое каждый из этих «включившихся» смотрел данную передачу. Первый показатель называется «охват» (Reach). Второй может быть выражен через «среднее время просмотра» (Average Time of Viewing), количество минут, которое приходится на одного зрителя данной передачи.

Но поскольку продолжительность телепередач может быть и двадцать минут, и полтора часа, то «среднее время просмотра» удобнее выразить в процентах от ее длительности и сравнивать между собой передачи разной продолжительности. Этот показатель называется «индекс Fidelity» (фиделити). Он позволяет судить о том, насколько передача удерживает внимание зрителей. Самый высокий «индекс Fidelity» имеют популярные у зрителей телесериалы (40-50 процентов).

Таким образом, рейтинг, или объем аудитории передачи, определяется в равной мере как количеством «включившихся» зрителей, так и временем, которое они оставались зрителями данной программы. Именно это мы и имеем в виду, когда говорим, что рейтинг — это время. Каналы борются за время телезрителей — ресурс, который у человека, с одной стороны, ограничен, с другой — высока конкуренция за него между различными видами деятельности и институциями.

Поскольку среднесуточный охват телевидения (то есть количество людей, которые включают телевизор хотя бы на минуту) является величиной стабильной и составляет примерно 75-77 процентов населения, то величина общей аудитории телевидения практически полностью зависит от «среднего времени просмотра», которое в России в 2006 году составило почти 4 часа (234 минуты) в сутки (см. таблицу № 3). По сравнению с 2002 годом население России стало проводить у телевизора почти на полчаса больше. Мировые лидеры — США (271 минута), Япония (268 минут), Аргентина (267 минут). Женщины проводят у «голубого экрана» больше времени (251 минуту в сутки), чем мужчины (214 минут), молодежь — значительно меньше, чем старшие поколения (16-24 года — 163 минуты, от 55 лет — 314 минут).

В телевизионной аудитории пропорции смещены в сторону женщин: 59 процентов женщин и лишь 41 процент мужчин. Возрастная когорта, к примеру, 16-24-летних в населении представлена 16 процентами, а в телевизионной аудитории их доля меньше — 12. А по старшим поколениям, наоборот: люди старше 55 лет, которые в населении составляют 23 процента, в телеаудитории занимают почти треть. Всего за четыре года телеаудитория «постарела» и стала еще более женской.

4. Рейтинг — это информация о положении канала на рынке.Чем выше рейтинг канала, тем больше его доля на рынке. Этот показатель называется Share, или «доля аудитории». Если федеральные Первый канал и «Россия» забирают каждый около 20 процентов от общей аудитории телевидения, то на «нишевые» каналы («Домашний», ДТВ, МУЗ ТВ, MTV, «Звезда») приходится всего по 1-2 процента.

Аудитория СТС, ТНТ и МУЗ ТВ преимущественно женская и одновременно довольно молодая (моложе, чем аудитория телевидения в целом). Есть группа каналов, в аудитории которых больше молодых мужчин (ДТВ, РЕН ТВ, ТВ-3, MTV), есть каналы, аудитория которых несколько старше, чем аудитория телевидения в целом («Спорт», Euronews, 7ТВ). Самую молодую аудиторию собирает MTV, самую пожилую — «Культура» и «Россия».

5. Рейтинг — это «валюта». Рейтинги дают не только всестороннюю и разнообразную информацию об аудитории телевидения, но и являются «валютой» на телевизионно-рекламном рынке. Вопреки расхожему выражению о «покупке рекламного времени» на самом деле рекламодатели покупают (а телеканалы продают) не время (минуты, секунды) в телевизионном эфире, а аудиторию! И рейтинг как информация об аудитории выступает в качестве «единицы взаиморасчетов», или «валюты», между рекламодателями и телевещателями.

Собственно, именно рекламная индустрия и была инициатором создания системы измерения телеаудитории. Она дает рекламодателю информацию об объеме аудитории каждого рекламного ролика, позволяет узнать охват целевой аудитории за период рекламной кампании (количество людей из целевой группы, видевших данный ролик хотя бы один раз); дает возможность посчитать среднее количество контактов с рекламным сообщением представителей целевой группы и многое другое. Рекламодатель покупает не время (минуты, секунды), а аудиторию, выраженную в условных единицах, которые называются GRP (Gross Rating Points). Хотелось бы отметить, что в целом для исследования в России используются стандартизированные и принятые мировым исследовательским сообществом методы и технологии.

Когда мы изо дня в день в течение многих лет измеряем телесмотрение и анализируем данные, когда мы можем агрегировать данные за большой период времени и рассчитывать средние значения, то можем быть уверены, что это «среднее» и есть тенденция, основной тренд. Это именно то, как смотрит наше население те или иные каналы, программы, жанры — нравится нам это или не нравится, согласны мы с этим или нет. В конечном счете все, что мы знаем сегодня о российской телевизионной аудитории мы знаем в первую очередь благодаря рейтинговым исследованиям!

Функции рейтинга

1. Обратная связь очень важна для телевидения, поскольку в массовой коммуникации, в отличие от коммуникации межличностной, она отсутствует по определению. Трудно себе представить, что создателям сериалов «Мастер и Маргарита» или «Завещание Ленина» неинтересно, сколько людей посмотрели их произведение. Или, скажем, руководителям политических партий не важно знать, какой процент электората видел теледебаты с их участием. Рейтинговые исследования отвечают на эти вопросы. Не случайно рабочий день телевизионных менеджеров начинается с внимательного и досконального анализа рейтинговых показателей вчерашнего телеэфира. Это «игла», на которой сегодня «сидят» практически все производители телепрограмм.

Рейтинги часто становятся предметом недовольства телевизионных творцов и менеджеров, поскольку обнаруживают несоответствия и разногласия в профессиональных и зрительских оценках той или иной программы.

Но рейтингу есть отражение именно зрительского отношения к продукту. Они выполняют роль зеркала — показывают аудиторию как она есть. Если в других сферах культурной индустрии эту функцию косвенно могут выполнять такие показатели, как тиражи, объемы продаж книг, дисков, бокс-офисы кинофильмов, заполняемость залов на театральных спектаклях, концертах. У телевидения таких инструментов нет.

Любые изменения в предпочтениях телеаудитории можно узнать только из рейтингов. Так, к примеру, случилось в январе 2005 года, когда телеканал «Россия» поставил в эфир два премьерных российских телеромана — «Кармелита» и «Исцеление любовью». На Первом канале в этот период уже не первый месяц показывали один из лучших и популярных во многих странах мира бразильский сериал «Клон». Он собирал до 40 процентов телевизионной аудитории. Но вскоре после того, как началась демонстрация отечественных мелодраматических теленовелл на «России», доля бразильского сериала упала в два раза, а «Кармелита» собирала 40-45 процентов телеаудитории!

Телевизионное сообщество, которое имеет во многом иные критерии оценки, нежели массовый зритель, реагирует на это болезненно и склонно не доверять рейтингам. Однако качественные исследования (фокус-группы) показали, что для телевизионной аудитории кинематографическое качество сериала имеет третьестепенное значение по сравнению с потребностью видеть отражение нашей действительности.

В прошедшем телевизионном сезоне подобную «смену ориентаций» телеаудитории можно было наблюдать в отношении российских фильмов. Из 50 самых высокорейтинговых картин сезона, показанных на Первом канале, только 17 были зарубежного производства (в предыдущем сезоне — 29), а на телеканале «Россия» — всего 10 (против 29 в прошлом году).

2. Маркетинговая функция. Успех канала на рынке зависит от двух вещей — его технического охвата и искусства программирования эфира, которое предполагает создание расписания (сетки вещания) и его наполнение конкретными передачами, сериалами, фильмами. И то, и другое базируется на знании аудитории: ее объема и состава, закономерностей телесмотрения и телевизионных предпочтений различных групп населения. Рейтинговые исследования составляют информационную базу программирования телеэфира.

Использование рейтингов в качестве основного инструмента телевизионного маркетинга приводит к тому, что в борьбе за «поголовье» аудитории телеканалы идут исключительно вслед за ее потребностями, что может приводить к противоречиям и конфликтам между маркетинговой и общественной функциями телевидения. Руководствуясь исключительно рейтингами, ориентируясь исключительно на уже существующие потребности аудитории, телевидение оказывается заложником массовых вкусов. Это приводит к использованию принципа «понижающей селекции» (по выражению Д. Дондурея) в программной политике, когда эксплуатируются темы, безотказно действующие на психику — страх, насилие, скандалы, патологии и уродства, катастрофы и изотерика и пр. Яркий пример — телеканал НТВ.

Наиболее важная и глубокая причина силы и притягательности телевидения состоит в том, что оно производит смыслы и создает язык (понятия и категории), с помощью которого люди могут понимать и интерпретировать окружающую их жизнь. Оно производит образы, задает стандарты, формирует образцы социальных практик, которые помогают находить объяснения, распознавать суть происходящего в мире и в индивидуальных жизненных ситуациях. В этом своем качестве телевидение является важнейшим агентом социализации.

3.Функция финансирования телеэфира. Для каналов, полностью или частично зависящих от рекламы, рейтинги являются главным инструментом, с помощью которого они зарабатывают деньги: чем больше рейтингов (аудитории) сможет собрать канал, тем больше средств он получит. Телевизионный рекламный рынок в нашей стране столь динамично развивался в том числе и благодаря наличию и совершенствованию системы измерений. Она способствовала выстраиванию нормальных отношений между участниками процесса купли-продажи рекламы на телевидении и росту ее бюджетов, а также развитию телевизионных каналов: инвестированию в расширение сети и охвата, в производство и покупку контента. Рост рекламного рынка стимулировал появление новых телеканалов: за последние десять лет появилось 13 новых эфирных телеканалов общенационального масштаба — как правило, «нишевой» (аудиторной и тематической) направленности.

4. Прогностическая функция. Десятилетняя история ежедневных наблюдений за телеаудиторией, которая содержится в базах данных исследовательской компании TNS Gallup Media, дает возможность проанализировать аудиторию в любом разрезе: синхронном и диахронном, вертикальном и горизонтальном. Мы можем анализировать поведение различных групп аудитории, динамику изменения их предпочтений, можем рассмотреть, как изменялся интерес зрителей к тем или иным каналам, жанрам, конкретным продуктам, можем проанализировать разные случаи программирования и их влияние на объем аудитории телеканалов. Вопрос в интерпретации и использовании этих данных.

На базе этих знаний и исторических данных осуществляется прогноз рейтингов телевизионного эфира на несколько месяцев вперед, который является необходимым и неотъемлемым элементом системы продажи рекламы по рейтингам (GRP). По прогнозным рейтингам происходит продажа и размещение роликов в эфире телеканалов в соответствии с медиапланами рекламодателей. Этот прогноз является также основой для формирования оптимальной средней цены на стоимость рекламы (одного пункта рейтинга, или GRP). Если прогнозируется, что в 2007 году рекламные бюджеты телевидения составят 110 миллиардов рублей, то для определения стоимости единицы аудитории (одного пункта рейтинга) необходимо спрогнозировать общее количество рекламных рейтингов (GRP), которые телевидение сможет произвести.

Самые, пожалуй, животрепещущие вопросы, которые волнуют всех: какие программы и сериалы снимать (покупать, заказывать)? Как пойдет тот или иной формат в эфире канала? Как сконструировать сетку, которая позволит максимизировать аудиторию канала?

Коммерческое телевидение, финансируемое за счет рекламы (независимо от того, является ли оно собственностью государства, общества или частных лиц) и существующее в пространстве рыночной конкуренции, не может нормально функционировать без такого инструмента, как рейтинги. Они дают представление о том, насколько успешно телеканал обслуживает интересы и потребности телезрителей и, следовательно, насколько он эффективен как рекламоноситель.

Конечно, телевидение без рейтингов возможно. Такое было в СССР. Его основная функция — идеологическая. Этот тип телевидения, в принципе, не нуждается в рейтинговых исследованиях. Еще один вариант — культурно-просветительские телеканалы. Практически в любой стране мира такие есть. Они свободны от рыночной конъюнктуры, не участвуют в борьбе за аудиторию и бюджеты рекламодателей, существуют на государственные субсидии, деньги правительственных и общественных фондов, а также пожертвования корпораций. В качестве образца часто приводят европейский канал ARTE, созданный на основе концепции защиты европейской культуры.

Надо сказать, что аудитория культурно-просветительского телевидения невелика — повсюду в мире она составляет всего 2-4 процента национальной телеаудитории. Но этим каналам высокие рейтинги и не нужны, они никак не влияют на их деятельность. Культурно-просветительские телеканалы везде существуют именно как «нишевые», как необходимое дополнение к коммерческому массовому телевещанию.

Гипотетически можно предположить возможность существования еще одного типа телевидения, которое не нуждается в рейтингах. Это телевидение, которое является сферой и способом реализации профессиональных потенций и амбиций творческих личностей. Это особый тип качественного телевидения — своего рода аналог авторского кино. Но в этом смысле рейтинги или какой-то другой инструмент обратной связи тоже необходим. Другое дело, что эффективность авторского типа телевидения определяется не рейтингом, а некими понятными профессионалам и принятыми в этой среде критериями качества телевизионного продукта. В рамках этого типа телевидения вряд ли были бы возможны некоторые продукты, которые идут сегодня в эфире российских телеканалов и имеют высокие рейтинги.

Но кто будет платить за качественное ТВ? Как и любое производство, оно требует ресурсов, и тот, кто их предоставит, естественно, захочет иметь инструмент контроля за эффективностью их использования. Если во всех рассмотренных вариантах телевидения эти вопросы решены, то в случае авторского телевидения они остаются открытыми.

В своем информационном вещании федеральные каналы уже давно перестали ориентироваться на аудиторию, поэтому неудивительно, что интерес к информационным программам, как свидетельствуют опросы, в последние годы существенно снизился. Все реже люди смотрят новости каждый день, все чаще — время от времени, иногда.

Наряду со стратегиями, для которых ориентация на рейтинг превыше всего, в телевизионной среде живут, обсуждаются и получают воплощение подходы, связанные с критериями качества и социальной ответственности. Выражением первой тенденции (маркетинговой, рейтинговой) является «мультипликация» и «клонирование» успешных форматов другими телеканалами, использование принципа «заезженной пластинки» в программировании, когда эксплуатируются те форматы и их продолжения («новые сезоны» старого формата), которые были ранее успешными. Вторая тенденция (творческая, авторская) связана с экспериментами, поиском новых телевизионных жанров, форм. Напомним, к примеру, как СТС (совместно с «Амедиа») удалось сделать популярным в нашей стране жанр ситкома, который долгое время не приживался, хотя во всем мире он давно пользуется зрительской любовью. СТС рискнул еще раз и предложил продукт, который покорил российскую аудиторию — «Моя прекрасная няня» (удачно адаптированный лицензионный американский ситком). Затем СТС (с той же продюсерской компаний «Амедиа») открыл для российского зрителя сериалы в жанре драмеди (симбиоз драмы и комедии), создав «Не родись красивой» — оригинальную российскую версию, на этот раз колумбийского сериала Yo soy Betty, la fea. А вслед за этим СТС предложил уже собственный (нелицензионный) сериал в жанре драмеди — «Кадетство».

Примеры таких творческих поисков есть у каждого канала. При этом в данном случае не важно, имел ли проект коммерческую эффективность. Так, ТНТ сделал в свое время реалити-шоу «Кандидат», которое хотя и не имело таких высоких рейтингов, как «Дом», но было абсолютно новым для нашего телевидения и весьма полезным форматом, так как это была попытка артикулировать новые ценности, проговорить темы, связанные с такими категориями, как «деньги», «успех», «профессионализм». А Первый канал в прошлом телесезоне отличился яркими зрелищными премьерами («Звезды на льду», «Цирк со звездами», «Властелин горы», «Король ринга») и особенно позитивным и оригинальным шоу «Минута славы». Творческие поиски диктуются не только креативным драйвом, но и более прагматичной коммерческой целью увеличения (или хотя бы сохранения) аудитории канала. Зависимость от действий конкурентов заставляет их искать, придумывать, рисковать и экспериментировать. В условиях монетаризации российского телевидения даже творческие и инновационные подходы не могут существовать в отрыве от этой общей тенденции и не ориентироваться на потребности, интересы, ожидания и реакцию аудитории, показателем чего являются (и пока остаются) рейтинги.

Ирина Полуэхтова — кандидат социологических наук, возглавляет отдел социологических исследований Аналитического центра «Видео Интернешнл».

Зазубренное лезвие. «Наваждение», режиссер Денис Ди Нови

Блоги

Зазубренное лезвие. «Наваждение», режиссер Денис Ди Нови

Нина Цыркун

В прокат вышел триллер "Наваждение" о том, как страшна бывает отвергнутая женщина. Уровень художественной убедительности картины оценивает Нина Цыркун.

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.

Новости

В Москве состоится IX Фестиваль итальянского кино «Из Венеции в Москву»

25.01.2018

IX Фестиваль итальянского кино пройдет с 6 по 11 февраля. В традиционную ретроспективу, организованную Итальянским Институтом культуры в Москве, вошли итальянские фильмы, представленные на 74 Венецианском международном киносмотре.