Радости плоти сквозь щель в стене
- Блоги
- Семен Экштут
По просьбе редакции ИК историк Семен Экштут посмотрел сериал «Екатерина» (1–4 части), снятую режиссерами Александром Барановым и Рамилем Сабитовым (2014) и поделился своими впечатлениями.
Я не буду состязаться с Александром Кибовским, некогда написавшим книгу большого формата о фактических ошибках в фильме Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник», хотя у меня есть такая возможность. Обилие исторических неточностей и грубых ляпов в сериале «Екатерина», показанном на телеканале Россия, лежит за гранью добра и зла. Перечислю некоторые.
В полках лейб-гвардии при императрице Елизавете Петровне не было чина штабс-капитан, как не было и погон. Поэтому фраза «Дайте ему (Алексею Орлову – С.Э.) погоны штабс-капитана» содержит двойной анахронизм. Елизавета Воронцова, фаворитка великого князя Петра Федоровича, не была княжной, каковой ее величают в сериале.
Граф Лесток, хотя и был пытан в Тайной канцелярии, не был казнен и благополучно дожил до воцарения Екатерины II и скончался в начале ее правления. Фаворит императрицы Елизаветы Петровны граф Алексей Разумовский, действительно, был венчанным супругом государыни, но она никогда не оставляла завещания, передающего престол графу.
Далее. Граф пользовался благосклонностью императрицы лишь в первой половине ее царствования. Затем его сменили другие фавориты, о существовании которых создатели фильма даже не подозревали. Фигура же Ивана Ивановича Шувалова, покровителя великого Ломоносова, фактического создателя и первого куратора Московского университета, достойна того, чтобы этот персонаж появился на телеэкране. Безусловно, сериал – это не научная монография и даже не научно-популярный фильм. Разумеется, создатели сериала имеют право на вымысел и право на собственную трактовку хода истории. Однако, когда Алексей Разумовский фактически превращается в собирательный образ фаворита Елизаветы, в эдакого Разумовского-Шувалова в одном флаконе – это совершенно недопустимо. Нельзя вычеркивать из истории, нельзя стирать ластиком таких знаменитых и значимых персонажей российской истории. Даже ради прямолинейности и легчайшей усвояемости рядовым телезрителем художественной концепции нельзя идти на подобные подлоги.
«Екатерина»
Очень жаль, что на экране ни разу не мелькнул, даже в эпизоде брат фаворита, граф Кирилл Разумовский, гетман Малороссии, меценат и активный участник переворота, который возвел на престол Екатерину Алексеевну. А ведь этот красавец и сердцеед долгие годы был тайно влюблен в великую княгиню, но так и не открыл ей свое сердце. А ведь какая яркая телевизионная интрига могла получиться! И не надо фантазировать, достаточно было следовать фактологии реальных событий.
Но не буду сильно придираться. Марина Александрова в роли Екатерины мне понравилась. Талантливая актриса с непревзойденным художественным тактом показывает нам ту Екатерину, о существовании которой мы даже не подозревали, – Екатерину зависимую, постоянно унижаемую, лишенную права, да простится мне этот анахронизм, «сметь свое суждение иметь». Да что там суждение! Просто распоряжаться своей судьбой и видеть собственного сына.
«Екатерина»
Есть в фильме еще одна несомненная актерская удача. Юлия Ауг в роли Елизаветы Петровны. Актриса даже внешне похожа на императрицу, о которой и очень образованные люди знают лишь стихи Алексея Константиновича Толстого: «Веселая царица была Елисавет: поет и веселится, порядка только нет». Елизавета Петровна взошла на трон в результате дворцового переворота, и тяжесть узурпации власти постоянно довлела над ее сознанием: императрица боялась спать по ночам, страшилась повторения дворцового переворота. Для подобного рода опасений у нее был более, чем достаточный повод: все годы правления «кроткой Елисавет» в крепости сидел законный государь – император Иоанн Антонович, легитимный правнук царя Ивана V, старшего брата и номинального соправителя Петра Великого. А вот Елизавета Петровна не была законной дочерью царя Петра, ибо родилась еще до венчания родителей. Этот крест узурпации власти пришлось нести и Екатерине: силою вещей ей пришлось санкционировать и убийство Иоанна Антоновича, и убийство своего супруга Петра III.
Александр Яценко в роли Петра Федоровича очень хорош и убедителен. Он одинок и несчастен. Не без основания боится своей тетушки, которая выписала его из Голштинии и нарекла наследником Российского престола. А ему бы служить в армии короля Фридриха II, подниматься по ступеням служебной лестнице, мечтать о генеральском чине, а вне служебного времени – музицировать.
«Екатерина»
Я знаю, что написание сценария телевизионного фильма составляет 5% бюджета. Деньги, судя по всему, немалые. И у создателей гламурных исторических сериалов нет ни малейшего желания привлекать к созданию своих фильмов научных консультантов. Настоящий специалист знает себе цену, поэтому его придется привлекать к написанию сценария, а это дополнительная нагрузка на бюджет фильма. Есть добротные книги Евгения Анисимова, есть добросовестные монографии Александра Каменского, есть исключительно талантливые и блистательно написанные работы Ольги Елисеевой. Я думаю, что любой из этих профессионалов высочайшего класса помог бы создателям фильма и не допустил бы такого безобразия, какое мы видели в финальной серии, посвященной дворцовому перевороту Екатерины, пленению и убийству Петра Фёдоровича. Такое впечатление, что, хотя создатели фильма и сэкономили на научных консультантах, денег на финал все равно не хватило. Вот и пришлось выкручиваться.
То, что нам пытались выдать за дворцовый переворот, настолько не соответствует ничему, что даже опровергать эту чушь не хочется. Подобное убожество – не только с исторической, но и с художественной точки зрения – даже разбирать не хочется. А вот радости плоти, увиденные шпионом Тайной канцелярии через щель в стене, находка интересная. С годами стареющий шпион наблюдает за Екатериной – романтически настроенной невестой, несчастной брошенной женой, темпераментной любовницей… В его отчетах каждый раз появляется сакраментальная фраза: «радости плоти». И все эти метаморфозы вполне убедительны – художественно и исторически.