Близкие контакты неизвестной степени. «Чужие», режиссер Юрий Грымов
- №1, январь
- Ольга Артемьева
«Чужие»
Авторы сценария Александр Ремнев, Владимир Малягин,
Юрий Грымов
Режиссер Юрий Грымов
Оператор Андрей Каторженко
Художники Юрий Грымов, Аббас Сабер
Звукорежиссер Варвара Белоус
В ролях: Скарлетт Мак-Алистер, Марк Эдам, Кэтлин Гати, Нил Стюарт, Джефф Грейс, Виктор Бычков, Алексей Полуян и другие
Кинокомпания «ЮГ»
Россия — США — Египет
2008
По бескрайним песчаным просторам некоей условной мусульманской страны, охваченной условным межнациональным конфликтом, мчится на всех парах джип с пятью американцами на борту. Смутной точкой где-то за линией горизонта мерещится им благородная цель — прорваться сквозь кордоны черствых душой русских военных, бросив напоследок обидные слова про «тоталитарное сознание», и, достигнув ближайшего населенного пункта, вакцинировать местных детей и нести свет цивилизации в эти дикие места. Песчинки играют в волосах у женщин, герои болтают о ерунде и в какой-то момент начинают жесточайшим образом напоминать персонажей американских хорроров — тех бедолаг, которые каждый год сотнями добровольно, как на заклание, отправляются куда-то в неведомые края, выбирая самые нехоженые тропы, где их уже поджидают очередные садисты и маньяки, готовые от заката до рассвета уничтожать заплутавших путников физически или морально. Лица американских актеров не первого эшелона, мелькавшие в том числе и в подобного рода продукции, этому сходству только способствуют, но и без того аналогия не такая уж дикая, как может показаться. Врачи, рвущиеся творить добро в слишком очевидно чужой монастырь, тоже те еще персонажи фильма ужасов — чужеземное царство, конечно, очень быстро перемелет пацифистам косточки, а что не успеет, то за него доделают сами господа пацифисты. Коннотация с так называемым жанровым кино задана самим режиссером Юрием Грымовым предельно четко: истинные Чужие — это не ксеноморфы из далекого космоса, а представители вполне конкретной нации, которые сначала лезут со своим уставом куда не следует, а потом обязательно переходят в наступление с бутылкой «Джека Дэниелса» наперевес.
В качестве жанра «Чужих» заявлена психологическая драма, но режиссер упрямо ставит себя в непростое положение автора фильма ужасов, в котором все традиционно испытывают трудности в хотя бы минимальной проработке характеров. Каждый режиссер, решивший посвятить себя нелегкому ремеслу пугать людей, как самую важную заповедь усваивает мысль о том, что в процессе более близкого знакомства с персонажами хоррора можно потерять зрителя. Компромисс обычно находится в физиологическом, почти антропологическом внимании камеры к персонажам — она пристально следит за жестами, похотливо елозит по лицам, бесстыдно заглядывает в вырез блузки и не упускает из виду ни одной веснушки. Делается это не красоты картинки ради, а из довольно прагматичных, утилитарных соображений — когда героев начнут мучить и резать, зритель, скорее всего, не назовет их имена, но точно вспомнит веснушки, по которым в этот момент только и будет возможно распознать бедолагу героя. В целях достижения зрительского сочувствия можно еще лепить подобие характеров из дешевого пластилина — демонстрировать в кадре фотографии оставшихся дома детей или воспроизводить трогательную историю из детства. Маловероятно, чтобы Грымов действовал, ориентируясь именно на эту парадигму, но как профессионал, долгое время работавший в рекламе, он точно знает, что если сложить в многофигурную композицию много человеческих тел, можно затем многозначительно предъявить ее зрителю как метафору. Подобие такой композиции пытается он сложить и из персонажей «Чужих» — у них отсутствуют какие-либо характеристики, кроме физиологических. Главный из героев бесплоден, о чем сообщается чуть ли не в первой сцене и что, с точки зрения авторов, явно характеризует его в большей степени, чем так же неоднократно декларируемый факт, что он лицемер. Его рыжеволосая супруга вроде бы от его поведения тоже не в восторге, а в столь экстремальных условиях оно и вовсе становится невыносимым, но и у нее главная мотивация для всех последующих поступков вполне себе физиологическая. Она хочет ребенка и потому бегает в сарай к суровому моджахеду, а затем меланхолично делает в туалете тесты на беременность, делает — и снова бежит в сарай. Другая героиня — нервическая женщина средних лет, которая днем играет детям на аккордеоне одну и ту же песню, а ночи коротает под безразличным звездным небом наедине с клизмой. Есть еще межрасовая пара гомосексуалистов — на их любовные игры ближе к финалу будет в ужасе выпучивать глаза арабский мальчик, заведомо полюбивший одного из геев за то, что тот подарил ему чупа-чупс, а теперь сжимающий в ладошке ножик. Посыл более чем ясен: «И вот эти-то запрещали мне есть грязными руками!» Другое дело, что нетрадиционные отношения мужчин были очевидны с самого начала, а один из них так и вовсе в первых же эпизодах продемонстрировал гнилость души, с ходу жалуясь на плохие жилищные условия. Вообще же то, что авторы демонстрируют свое отношение к персонажам исключительно через их декларативные реплики или, напротив, дав крупный план стыдливого ерзания на унитазе, весьма показательно. Один прием всегда придет на помощь другому: вот ведь, скажем, драму бесплодия невозможно подтвердить визуально, поэтому в какой-то момент несчастному герою приходится выступить с проникновенным монологом о другом несчастье — и он рассказывает, как, найдя мертвым своего отца, два часа катал свою девушку на машине. Внимательно выслушав эту историю, коллега с аккордеоном принимается задумчиво расстегивать ему ремень на брюках. Американские герои говорят много и по большей части в пустоту. Арабы практически вообще не говорят (местные дети, чтобы выразить всю степень презрения к иноземным гостям, ночью мочатся на их аккордеон, а наутро камера безжалостно налетает на лицо владелицы инструмента, которая морщит нос, принюхиваясь). Русские же саперы говорят в основном сами с собой и иногда с Богом, не забывая поглядывать на висящую в уголке иконку. Характеры по большому счету отсутствуют, вместо них по экранной плоскости передвигают кусочки картона, бойко раскрашенные двумя-тремя цветами, — тоже, в общем, эстетика, имеющая право на существование, если таковы заданные самим автором правила игры. Они в данном случае не таковы.
Если вспомнить историю кино, она знала немало примеров, когда эстетическую кустарность и торчащие из всех швов белые нитки можно было если не простить, то, по крайней мере, сделать на них скидку за какую-то особую авторскую смелость — за ощущение, что привычному порядку вещей показали язык или вообще наплевали на него. Видимо, на этом ощущении строится неоднозначное понятие «актуальность», но это, к сожалению, не относится к «Чужим». Про неблагонамеренность американского насаждения демократии по всему свету кинематограф рассказал уже, кажется, под каждым из возможных углов зрения и во всех жанрах — от псевдодокументальной драмы до откровенной сатиры. И не в последнюю очередь говорили на эту тему американские же кинематографисты. Но даже если вычесть весь мировой опыт осмысления проблематики, правила игры останутся теми же: рассказывая подобную историю, важно уметь показывать фокусы — обманывать систему зрительских ожиданий, обращать сюжетные пустоты в кролика из магической шляпы и с гордостью предъявлять публике. Единственный фокус, который показывает тут Грымов, — несоответствие между тем, что говорят, и тем, что делают американские персонажи. Но и это несоответствие слишком мнимое. Зрителю не «подсовывают» даже самой простенькой обманки, благодаря которой героев можно было бы хоть на минутку воспринимать как положительных, — с самого начала они абсолютные драматургические монолиты и функции, объясняющие и без того очевидную авторскую мысль. В многократно поруганном за концептуальную сконструированность «Столкновении» Пола Хаггиса самый порядочный и честный герой в какой-то момент совершал глупое нелепое убийство. В «Чужих» ясно, что и без того не слишком положительный персонаж с первого появления на экране в момент важного морального выбора не пойдет с автоматом против врага-моджахеда, а лучше потом по-тихому разберется с безоружным русским пленным. Где же сказка, где же чудо, неожиданности где?.. Чтобы как-то подкрепить свои тезисы, Грымов в какой-то момент приносит в жертву логику: откуда ни возьмись на неверной супруге героя оказывается нарядное платье, а моджахед ловким движением руки предъявляет ее взору красный «Порше», на котором они мчатся к заходящему солнцу, видимо, символизируя тем самым иллюзорность американской мечты. Но это-то как раз не самое страшное — логика отнюдь не всегда подспорье для автора. Но чем ближе к финалу, тем больше Грымов пускает в бой совсем уж грубые приемы — вроде бы и не удары ниже пояса, но и на наивные шалости человека, пытающегося убедить всех в своей правоте, такое поведение уже не тянет. Он ставит ребенка на мину, чтобы русский сапер мог, не рассуждая, прийти на помощь. Он пишет на последних кадрах жирное слово «хэппи энд» и на титрах цитирует Джорджа Буша-младшего. Последнее призвано еще раз подчеркнуть несоответствие между словами и действиями представителей американской нации, но вместо этого еще раз обнаруживает, что аргументировать свою позицию режиссеру больше нечем.
Сказать, что в этой грымовской картине мира зашкаливает патриотизм, было бы тоже неправдой — здесь представлена настолько однополярная картина мира, что для другого полюса уже не остается места. Иллюстрировать Россию как единственно возможный противовес американским «демократам» приходится как-то уж совсем мимоходом — что-то про приземленные мечты о жареной картошке и пельмешках, — ну и, конечно, не забывать креститься. Одноголосый перевод английской речи меж тем навевает еще одну ассоциацию — с американским кинематографом 80-х — начала 90-х, обильно представленным в отечественном видеорепертуаре того времени. В тех фильмах русские часто фигурировали как олицетворение абстрактного мирового зла — такая небольшая мантра перед сном, щадящая психотерапия, чтобы залечить последние признаки комплекса неполноценности у нации. Авторы «Чужих» перевернули ситуацию на другой полюс и эксплицировали такое вот изощренное, чисто обличительное понимание одной конкретно взятой нации в развернутом виде, сильно смахивающем на сеанс уже не столько у психоаналитика, сколько у патологоанатома.
Не так давно на экраны вышел фильм Картера Смита «Руины» — минималистичная ерунда в жанре ужасов, повествующая о злоключениях компании американцев в мексиканских джунглях. Перед недружелюбным оскалом «третьего мира» американская молодежная элита предсказуемо продемонстрировала полную физическую и моральную несостоятельность. При этом сквозь предельно дурацкий сюжет в фильме просвечивала абсурдная невозможность самой идеи о политической дешифровке подобных коллизий: гордая американская экспансия проиллюстрирована там горсткой запуганных недавних школьников, а недружелюбный «третий мир» — разумным плотоядным плющем... После подобной расстановки сил тему, которую поднимает Грымов в «Чужих», следовало бы закрыть ввиду формального совершенства подхода Картера к материалу. Поверхностное сопоставление ерундового, но честного ужастика с гуманистической вроде бы драмой без единого характера еще раз доказывает, что адекватные художественные аргументы на эту тему временно исчерпаны.