3-я Московская биеннале: Аутсайдеров больше нет
- №11, ноябрь
- Ирина Кулик
Особенность основного проекта нынешней Московской биеннале современного искусства — выставки «Против исключения» в Центре «Гараж», куратором которой выступил Жан-Юбер Мартен, — в том, что на ней представлено отнюдь не только contemporary art в строгом смысле слова. Рядом с произведениями признанных международных арт-светил можно увидеть, например, картины конголезского художника Шери Самбы, представляющие многогрудых чернокожих красавиц и мужеского пола «русалов» с рыбьими хвостами. Свою художническую деятельность он начинал в середине
Для всех этих художников «Против исключения» отнюдь не первая большая международная групповая выставка. Шери Самба, например, стал своего рода звездой уже после «Магов земли» — выставки, сделанной Жаном-Юбером Мартеном в Центре Помпиду еще в 1989 году. По-своему хрестоматийными стали и гробы, изготовленные Кане Квеи и его сыном Сэмюелем. И даже у Александра Лобанова было несколько зарубежных персональных выставок — в том числе и в Музее Art Brut в Лозанне. Этот музей был основан французским художником Жаном Дюбюффе, с середины
Впрочем, Жан Дюбюффе отнюдь не был первооткрывателем этого феномена. Он начал собирать свою коллекцию под влиянием двух исследований, вышедших в начале
Art brut, которое сегодня также называют «искусством аутсайдеров», — явление вроде бы по определению внеисторическое и не зависящее от смены художественных течений. Хотя, конечно, можно отметить, что появиться оно могло только с того момента, как возникло, собственно, профессиональное искусство со всеми своими нормами. Однако честь его открытия, без сомнения, принадлежит художникам модернизма и авангарда, искавшим в «аутсайдерах» естественных союзников в борьбе с омертвевшей традицией: художники-самородки самим своим существованием разоблачали надуманность и искусственность академического реализма. Славу первого из получивших известность в художественных кругах самоучки — Анри «Таможенника» Руссо — создавали Анри Матисс и Альфред Жарри, Гийом Аполлинер и Пабло Пикассо. Нико Пиросманишвили открыли и стали пропагандировать русские футуристы. Так что, в сущности, аустайдер-арт можно считать одним из направлений современного искусства — тем более что и гонители авангарда аргументировали свою ненависть к нему, называя его патологическим. Печально знаменитая выставка «Дегенеративное искусство», которой фашистская Германия вынесла официальный приговор модернизму, строилась на сопоставлении работ экспрессионистов и других представителей авангарда с объектами из собрания того самого Ханса Принцхорна, открывшего творчество душевнобольных сюрреалистам и Дюбюффе. По определению аустсайдерами представители современного искусства чувствовали себя и при советской власти. С одной стороны, еще с послереволюционных лет и проекта создания пролетарского искусства здесь поощрялись всевозможные самоучки и самородки, а в Москве до сих пор существует созданный в 1934 году Заочный институт народного искусства, в котором учился, например, один из самых знаменитых советских наивных художников Павел Леонов, причем его преподавателем по переписке был выдающийся нонконформист Михаил Рогинский, чье искусство во многом сложилось под влиянием по-своему наивного кустарного советского масскульта вроде рисованных от руки вывесок и плакатов. С другой стороны, любого идейного и эстетического чужака всегда могли объявить психически больным. Так что в отечественном искусстве можно найти и вполне себе профессиональных художников, практиковавших своего рода art brut, — вроде Анатолия Зверева, выбравшего образ жизни юродивого. Или же современного художника из Херсона Станислава Волязловского, выставленного в «Гараже», но еще раньше показывавшегося в галерее «Риджина», создающего то, что он сам называет «шансон-арт»: убедительно безумного вида графические композиции на ткани, героями которых выступают Маяковский и Сталин, Буш и Гитлер, Путин и Саакашвили. Эта одержимость медийными образами, впрочем, характерна и для настоящих «наивных» художников, которые сегодня часто демонстрируют уже не девственное, не затронутое цивилизацией сознание, которое превозносил Дюбюффе. Но коллективное бессознательное нынешнего социума — широкий и противоречивый набор мифологем, которые сегодня стремятся навязать себя как нечто «естественное» и само собой разумеющееся. Среди этих мифологем есть даже современное искусство, а среди отечественных аутсайдеров были и авангардисты-самоучки. Одному из таких персонажей посвящена своего рода «выставка в выставке»: «Музей Б.У.Кашкина», представленный на выставке «Против исключения» арт-дуэтом «Синие носы». Вячеслав Мизин и Александр Шабуров сделали мемориальную выставку, посвященную умершему в 2005 году свердловскому поэту, художнику и фотографу Б.У.Кашкину. Старик Букашкин (Евгений Малахин) занимался сразу всем — писал стихи и прозу, увлекался экспериментальной фотографией (он, например, придумал варить негативы), расписывал лубочными картинками разделочные доски, а став дворником, начал не только убирать мусор, но и разрисовывать заборы и мусорные контейнеры, устраивать концерты-перформансы в жанре, который он определял как «панк-скоморошество». Музей Б.У.Кашкина отчетливо отсылает к экспозициям других своего рода «аутсайдеров» — Розенталя и Спивака, придуманных Ильей Кабаковым для показанного там же, в «Гараже», проекта «Альтернативная история искусств». Только в отличие от этих «ролей» признанной звезды, Б.У.Кашкин — персонаж совершенно реальный. В перестроечные Биеннальный проект «Синих носов» — еще и наглядная модель того, как маргинал постфактум вписывается уже не в альтернативную, но в официальную историю искусства. И дело тут не в хищническом поглощении мейнстримом. Скорее, это надежда на то, что не в каждом современном художнике можно заподозрить аутсайдера, но в каждом аутсайдере — полноценного художника.