Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Фестиваль "Завтра"/2morrow3": Подлинник или подделка - Искусство кино

Фестиваль "Завтра"/2morrow3": Подлинник или подделка

Концепция фестиваля «Завтра» очень проста — это фильмы, которые мне нравятся. Прекрасно понимаю, что это звучит нагловато, поэтому уточню: для того чтобы организовать фестиваль, надо действительно верить, что твой вкус — это не произвольная коллекция пристрастий, а сверхточный и уникальный инструмент, примерно как нос парфюмера или рот сомелье. Это нескромно, но другого пути нет.

Проблема в том, что оценка современного произведения искусства проводится одновременно по двум шкалам, и процесс этот крайне тонкий, сложный и сомнительный. С одной стороны, никто не отменял вроде бы старомодную категорию «качество» — как сработал оператор, как сыграли актеры и т.д. С другой стороны, искусство сейчас неизбежно приходится оценивать не только по «аналоговой» шкале (больше-меньше, лучше-хуже, талантливее-бездарнее), но и по цифровой — ноль или единица. Получилось или нет. Подлинник или подделка. Правда или фальшь. С этой задачей не справляются даже эксперты в живописи, где критерии не в пример объективнее. Что уж говорить об экспертах в области кино.

Эта новая ситуация попутно, как это ни грустно, отменяет профессию кинокритика. Ибо никакая насмотренность, осведомленность и знакомство с творцами не смогут заменить способность отличать белое от черного, если Бог не дал. А уж если она есть, то ее вроде как и объяснять-обосновывать не надо — в статьях или любым другим способом. Разве что фестиваль организовать.

Тут не обойтись без примеров, хотя ужасно не хочется ни с кем ссориться. Но иначе не будет понятно, что к чему. Намеренно начну со своих любимых режиссеров, которые в определенный момент своей карьеры выдали полные нули. «Рай» Тома Тиквера, «Нежный поцелуй» Кена Лоуча, «На краю неба» Фатиха Акина, «Три обезьяны» Нури Бильге Джейлана... Если надо поближе, пожалуйста: «Сумасшедшая помощь» Бориса Хлебникова, «Бубен, барабан» Алексея Мизгирева. Есть и обратные примеры. Бакур Бакурадзе неожиданно для меня шагнул от минималистского гламура «Москвы» к холодной правде «Шультеса». Тот же Хлебников вроде выправился в новелле «Короткого замыкания». Хомерики сменил несъедобную кашу «977» на симпатичное тихоокеанское побережье («Сказка про темноту»).

То есть в данном конкретном случае результат фатален: либо есть, либо нет. Но на протяжении всей карьеры возможны варианты. И прорывы. Случаются они и у Алексея Учителя, начинавшего с типичных «фейков», и у Никиты Михалкова, вроде бы давно просвистевшего на паровозе мимо объявления «Оставь надежду...». Я имею в виду прежде всего фильм «12», оказавшийся умнее своих критиков. Ох, боюсь, эти похвалы мне друзей не прибавят.

Цель у современного кинофестиваля может быть только одна: сохранить стремительно сужающееся пространство авторского кино. Тотальный пессимизм неуместен: такие люди, как Кристи Пуйу со «Смертью господина Лазареску» или Гай Мэддин с «Самой печальной музыкой на свете», никуда не исчезнут. Они будут снимать, чего бы им это ни стоило. А мы будем ими восхищаться. Но прокат авторских фильмов худеет день ото дня, и тут ничего не поделаешь. А когда у каждого продвинутого представителя среднего класса будет дома свой экран величиной со стену, он и вовсе сойдет на нет. Конечно, появятся альтернативные варианты онлайн-дистрибьюции, но пока что разовые события — фестивали, премьеры, недели — это единственное спасение искусства кино.

Если говорить о формальных критериях отбора для «Завтра», в них тоже ничего сложного нет. Я не беру в конкурс фильмы, приглашенные в конкурсные программы «большой тройки» (Канн, Берлин, Венеция). Эти картины уже получили свою порцию внимания. Фон Триеру неинтересно соревноваться на «2morrow». А нам интереснее попробовать найти фильмы, прошедшие вторым рядом, недооцененные, недообласканные. И сделать их центром современного кинопроцесса. Это не игра на понижение — ведь, напомню, ленты оцениваются по двум шкалам. И даже если по одной из них картина кажется недостаточно «крупной», «масштабной», «мастеровитой», то по другой она тянет на полновесную, абсолютную единицу. Уж если получилось, то масштаб не важен — баобаб или бонсаи. Примеры? «Север», «Я убил свою маму», «Полицейский, прилагательное». А бывают и чудеса: например, фильм «Большой фанат» Роберта Сигела. Кто бы мог подумать, что его международная премьера (первый показ за пределами страны производства) состоится на фестивале «Завтра»? И это при том, что автор, на минуточку, сценарист «Рестлера». Сработал стереотип: «Кому может быть интересен фильм о болельщиках американского футбола?» А я поставил на эту ленту и не ошибся.

Трудно ли отбирать картины для фестиваля? Ну а вы как думаете? Попробуйте назвать десять фильмов, которые по-настоящему вам понравились за последний год. Это очень трудно. А здесь нужно набрать 30–40 картин, за каждую из которых отвечаешь, как за себя. Поэтому когда я читаю прессрелизы других фестивалей («В этом году в Пусане вы увидите 350 новых полнометражных фильмов...» и т.д.), в лучшем случае это вызывает снисходительную усмешку. Это все равно что заявить: «В этом году вы увидите 500 часов полного говна».

В этом и есть отличие «2morrow»: не идти на компромисс. На всех кинофорумах, кроме Канна (и то с оговорками), выбор диктуется компромиссом. Этот фильм надо пригласить за интересную тему, тот — за политический месседж, ну а этот — за то, что автор лет двадцать назад снял шедевр. В итоге получается в лучшем случае (как в Канне или на «Санденсе») половина достойных картин, а в худшем — как на Берлинале, где порой за весь фестиваль с трудом высмотришь два-три приличных фильма.

Конечно, на «Завтра» мало премьер (хотя и они бывают). В основном это сливки с чужих программ. А знаете, как снимают сливки? Сбоку, по ободку. Поэтому и результаты могут получиться интересными.

По поводу тенденций подробно не хочется распространяться. Все-таки авторское кино — это штучный товар. Появится гений — примем его с распростертыми объятиями, каков бы он ни был. Но по поводу отбора в целом есть одно сравнение: фестиваль — это игра в скрэббл («эрудит» по-нашему). Надо так составить программу (слово), чтобы фильмы (буквы) усиливали друг друга и сумма получилась максимальной. Если правильно все сделать, можно не самый яркий фильм домножить на три, а общую сумму удвоить. В этом и есть суть профессии.

Про будущее я ничего говорить не буду. Это все капризы спонсоров, и есть у меня чувство, что они окажутся капризнее, чем я думал. А про Ивана Дыховичного, президента фестиваля, скажу только одно: если бы не он, ничего бы не было. Совсем ничего. Так что спасибо ему.

Алексей Медведев — директор программ фестиваля "Завтра"/2morrow"


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Ревущие 20-е

Блоги

Ревущие 20-е

Нина Цыркун

Одновременно открывающий 66-й Каннский фестиваль и выходящий в российский прокат «Великий Гэтсби» База Лурмана предстает, по мнению Нины Цыркун, чуть ли не постраничной иллюстрацией одноименного романа, но при этом сам дух эмблематичного для «века джаза» знаменитого произведения Фрэнсиса Скотта Фицджеральда полностью выветрился из картины. 


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

№3/4

Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

Антон Долин

В связи с показом 14 ноября в Москве картины Филипа Грёнинга «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» публикуем статью Антона Долина из 3-4 номера журнала «Искусство кино».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

В Москве начался XIII-й фестиваль израильского кино

01.11.2013

C 1 по 17 ноября в Москве пройдет тринадцатый ежегодный фестиваль современного израильского кино, организованный посольством государства Израиль в РФ совместно с кинотеатром «Пионер».  В этом году программа фестиваля расширилась и состоит из трех тематических блоков. Игровое кино традиционно будет представлено в «Пионере», «Большой фестиваль мультфильмов» познакомит зрителей с самобытной израильской анимацией, а в Центре документального кино будут показаны лучшие неигровые картины израильских режиссеров.