Сара Кондон: «Исчезают сами эти правила»

Беседу ведет Михаил Идов.

Михаил Идов. Я хотел бы поговорить о том, как, на ваш взгляд, изменился подход к просмотру телевидения и как это отразилось на производстве сериалов. Я рад, что имею возможность обсудить это именно с вами, так как «Секс в большом городе» (Sex and the City) — сериал, захвативший обе коммуникационные эры. Он начинался как классическое «свидание с телевизором», когда люди торопятся домой, чтобы застать любимую программу, а заканчивался уже в век DVR, когда стало возможно смотреть целые сезоны в один присест.

Сара Кондон. Около двенадцати лет назад мы первыми начали ставить качественные сериалы на воскресный вечер. Это было для всех совершенно неожиданно: никто тогда не рисковал показывать интересные программы по воскресеньям, так что нам была практически гарантирована аудитория. От-крыв для себя новый сериал, люди относились к нему крайне лояльно. Теперь же у зрителя всегда есть выбор: он может смотреть ТВ в Интернете, по Hulu, на Tivo и т.д., а не только первую трансляцию. Почти все кабельные компании теперь предлагают DVR. И, конечно же, конкуренция возросла неимоверно: любой сериал, грубо говоря, соревнуется со всеми остальными сразу, а не с тремя идущими в это же время по другим каналам. С одной стороны, это прекрасно, потому что в результате качество программ постепенно растет. С другой — больше нельзя прогнозировать, тем более гарантировать определенное количество зрителей в определенное время.

Михаил Идов. Полагаю, хозяев каналов больше беспокоит второе.

Сара Кондон. За пятнадцать лет, что я работаю в этом бизнесе, люди уже несколько раз впадали в паническое настроение и предсказывали смерть той или иной из его отраслей. Но если исследовать, например, то, как идет сегодня «Секс в большом городе», выяснится, что зрители продолжают выходить на него самыми разными способами: кто-то через наш канал, кто-то через урезанные «цензурные» версии, через кино или через DVD. Скажу с точки зрения поставщика: если у тебя есть качественный продукт, его непременно найдут и купят в разных форматах. Все предсказания насчет того, что DVD и Интернет убьют телевидение — а телевидение, напоминаю, должно было в свое время убить кино, — не оправдались. Если люди хотят что-то смотреть, они это самое «что-то» смотреть будут, а значит, предложенный тобой продукт будет приносить прибыль из разных источников, на разных носителях и в разных форматах.

Михаил Идов. А с творческой точки зрения, как создатели сериалов вы адаптируете концепт новых программ к новым способам их просмотра? Вот, например, вы не находите, что теперь можно экономить на экспозиционном диалоге? Не нужно каждый раз заново объяснять, кто чей начальник, невеста или дядя, в каждой отдельной серии, как это делалось раньше?

Сара Кондон. Я прекрасно понимаю, о чем вы говорите, но здесь, мне кажется, вы забегаете чуть вперед. Пока это начинает доходить до кабельного телевидения, но не до телесетей, где по-прежнему думают, что зрителю снова и снова необходима вся эта основная информация: ну, у них по определению более широкая аудитория, в которую входят самые разные группы публики. Кабельные же каналы, наоборот, рассчитывают на более преданную каждому из них целевую аудиторию в пару миллионов человек. Так что они могут позволить себе сериалы с более сложными персонажами и системой отношений, с тонко разработанными ситуациями, вроде «Прослушки» (The Wire) или «Безумцев» (Mad Men). Такие сериалы появляются именно благодаря тому, что у их создателей нет необходимости добиваться, чтобы зрители поняли все сразу, мгновенно, с первой же серии.

Михаил Идов. Потому что первую серию теперь всегда можно посмотреть еще и еще раз?

Сара Кондон. Именно так.

Михаил Идов. Заставляет ли продюсеров это новое положение вещей готовить не отдельные серии, а целые сезоны? Например, разрабатывая новый сериал, требуете ли вы от авторов расписать сюжетную «арку» на два-три сезона?

Сара Кондон. Да. Теперь важно заранее знать, в каком направлении сериал двинется и как будет развиваться каждый персонаж.

Михаил Идов. Приведите, пожалуйста, пример.

Сара Кондон. Сейчас я продюсирую сериал «Смертельно скучающий» (Bored to Death). Если бы мы работали над этой идеей1 пятнадцать лет назад, мы бы стали делать просто смешное шоу: придумали одно приключение, другое, третье. Нас бы не особенно волновало, будут ли люди смотреть все серии в правильном порядке и что именно заставит их следить за развитием сюжета. Сейчас появилась гораздо более сильная, чем раньше, потребность в эмоциональной достоверности персонажей: у героя не может быть одна мотивация в одной серии и другая в следующей. Есть сериалы, которые можно смотреть под настроение, не боясь что-то пропустить, но их все меньше. Мы уходим от ситкомов в сторону «драмедий» с более живыми участниками историй. От этого опять-таки повышается качество продукта.

Михаил Идов. Мне кажется, что некоторые современные сериалы специально созданы для просмотра без перерыва. Например, «24». Я вообще не понимаю, как можно смотреть его в телевизионной сетке, потому что авторы буквально терроризируют зрителя «клиффхэнгерами» — финалами в самом взаимозаменяемые категории. Лет десять назад ситуация была совсем иная.

Михаил Идов. Вообще-то, это ваша вина. Это ведь НВО породил традицию приглашать независимых кинорежиссеров для съемки отдельных серий телесериалов.

Сара Кондон. Да, мы первыми стали с ними сотрудничать, отчасти из-за того, что и они, и мы обретаемся в Нью-Йорке, так что хорошо знаем этих людей. Но мы также часто сотрудничаем и с теми, кто пришел из традиционного телевидения. Даррен Стар, Алан Болл, Дэвид Саймон, Дэвид Милч3 — все они были крупными фигурами на традиционном телевидении, но не хотели играть по правилам. Ну, а сейчас с их помощью исчезают сами эти правила.

Нью-Йорк

Сара Кондон — вице-президент телеканала HBO. Принимала участие в разработке таких сериалов, как «Секс в большом городе», «Умерь свой пыл» и «Красавцы». Ее главный проект в настоящее время — сериал «Смертельно скучающий», на котором она выступает продюсером. В январе 2010 года HBO приобрел права на роман Михаила Идова Ground Up, в России вышедший под названием «Кофемолка».

1 Безработный юный писатель в Бруклине от нечего делать становится частным сыщиком. — М.И.

2 Gross Rating Point — кумулятивный рейтинг программы, которым руководствуются рекламодатели. — М.И.

3 Создатели сериалов «Секс в большом городе», «Клиент всегда мертв», «Клан Сопрано» и «Дедвуд» (Deadwood) — М.И.

Перелетающая вершины и вершины. «Календарь», режиссер Игорь Поплаухин

Блоги

Перелетающая вершины и вершины. «Календарь», режиссер Игорь Поплаухин

Евгений Майзель

В каннском конкурсе студенческих работ «Синефондасьон» второй приз получил «Календарь» Игоря Поплаухина, выпускника МШНК (режиссерская лаборатория Дмитрия Мамулии). Впечатлениями от картины делится Евгений Майзель.

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.

Новости

Объявлена программа V «Движения»

12.04.2017

Объявлена конкурсная программа Пятого Национального кинофестиваля дебютов «Движение», который пройдет в Омске с 25 по 29 апреля. Она состоит из трех секций – программы полнометражных фильмов «Движение. Вперед», программы короткометражных фильмов «Движение. Начало» и программы неигрового кино «Движение. Жизнь».