Сара Кондон: «Исчезают сами эти правила»
- №2, февраль
- Михаил Идов
Беседу ведет Михаил Идов.
Михаил Идов. Я хотел бы поговорить о том, как, на ваш взгляд, изменился подход к просмотру телевидения и как это отразилось на производстве сериалов. Я рад, что имею возможность обсудить это именно с вами, так как «Секс в большом городе» (Sex and the City) — сериал, захвативший обе коммуникационные эры. Он начинался как классическое «свидание с телевизором», когда люди торопятся домой, чтобы застать любимую программу, а заканчивался уже в век DVR, когда стало возможно смотреть целые сезоны в один присест.
Сара Кондон. Около двенадцати лет назад мы первыми начали ставить качественные сериалы на воскресный вечер. Это было для всех совершенно неожиданно: никто тогда не рисковал показывать интересные программы по воскресеньям, так что нам была практически гарантирована аудитория. От-крыв для себя новый сериал, люди относились к нему крайне лояльно. Теперь же у зрителя всегда есть выбор: он может смотреть ТВ в Интернете, по Hulu, на Tivo и т.д., а не только первую трансляцию. Почти все кабельные компании теперь предлагают DVR. И, конечно же, конкуренция возросла неимоверно: любой сериал, грубо говоря, соревнуется со всеми остальными сразу, а не с тремя идущими в это же время по другим каналам. С одной стороны, это прекрасно, потому что в результате качество программ постепенно растет. С другой — больше нельзя прогнозировать, тем более гарантировать определенное количество зрителей в определенное время.
Михаил Идов. Полагаю, хозяев каналов больше беспокоит второе.
Сара Кондон. За пятнадцать лет, что я работаю в этом бизнесе, люди уже несколько раз впадали в паническое настроение и предсказывали смерть той или иной из его отраслей. Но если исследовать, например, то, как идет сегодня «Секс в большом городе», выяснится, что зрители продолжают выходить на него самыми разными способами: кто-то через наш канал, кто-то через урезанные «цензурные» версии, через кино или через DVD. Скажу с точки зрения поставщика: если у тебя есть качественный продукт, его непременно найдут и купят в разных форматах. Все предсказания насчет того, что DVD и Интернет убьют телевидение — а телевидение, напоминаю, должно было в свое время убить кино, — не оправдались. Если люди хотят что-то смотреть, они это самое «что-то» смотреть будут, а значит, предложенный тобой продукт будет приносить прибыль из разных источников, на разных носителях и в разных форматах.
Михаил Идов. А с творческой точки зрения, как создатели сериалов вы адаптируете концепт новых программ к новым способам их просмотра? Вот, например, вы не находите, что теперь можно экономить на экспозиционном диалоге? Не нужно каждый раз заново объяснять, кто чей начальник, невеста или дядя, в каждой отдельной серии, как это делалось раньше?
Сара Кондон. Я прекрасно понимаю, о чем вы говорите, но здесь, мне кажется, вы забегаете чуть вперед. Пока это начинает доходить до кабельного телевидения, но не до телесетей, где по-прежнему думают, что зрителю снова и снова необходима вся эта основная информация: ну, у них по определению более широкая аудитория, в которую входят самые разные группы публики. Кабельные же каналы, наоборот, рассчитывают на более преданную каждому из них целевую аудиторию в пару миллионов человек. Так что они могут позволить себе сериалы с более сложными персонажами и системой отношений, с тонко разработанными ситуациями, вроде «Прослушки» (The Wire) или «Безумцев» (Mad Men). Такие сериалы появляются именно благодаря тому, что у их создателей нет необходимости добиваться, чтобы зрители поняли все сразу, мгновенно, с первой же серии.
Михаил Идов. Потому что первую серию теперь всегда можно посмотреть еще и еще раз?
Сара Кондон. Именно так.
Михаил Идов. Заставляет ли продюсеров это новое положение вещей готовить не отдельные серии, а целые сезоны? Например, разрабатывая новый сериал, требуете ли вы от авторов расписать сюжетную «арку» на два-три сезона?
Сара Кондон. Да. Теперь важно заранее знать, в каком направлении сериал двинется и как будет развиваться каждый персонаж.
Михаил Идов. Приведите, пожалуйста, пример.
Сара Кондон. Сейчас я продюсирую сериал «Смертельно скучающий» (Bored to Death). Если бы мы работали над этой идеей1 пятнадцать лет назад, мы бы стали делать просто смешное шоу: придумали одно приключение, другое, третье. Нас бы не особенно волновало, будут ли люди смотреть все серии в правильном порядке и что именно заставит их следить за развитием сюжета. Сейчас появилась гораздо более сильная, чем раньше, потребность в эмоциональной достоверности персонажей: у героя не может быть одна мотивация в одной серии и другая в следующей. Есть сериалы, которые можно смотреть под настроение, не боясь что-то пропустить, но их все меньше. Мы уходим от ситкомов в сторону «драмедий» с более живыми участниками историй. От этого опять-таки повышается качество продукта.
Михаил Идов. Мне кажется, что некоторые современные сериалы специально созданы для просмотра без перерыва. Например, «24». Я вообще не понимаю, как можно смотреть его в телевизионной сетке, потому что авторы буквально терроризируют зрителя «клиффхэнгерами» — финалами в самом взаимозаменяемые категории. Лет десять назад ситуация была совсем иная.
Михаил Идов. Вообще-то, это ваша вина. Это ведь НВО породил традицию приглашать независимых кинорежиссеров для съемки отдельных серий телесериалов.
Сара Кондон. Да, мы первыми стали с ними сотрудничать, отчасти из-за того, что и они, и мы обретаемся в Нью-Йорке, так что хорошо знаем этих людей. Но мы также часто сотрудничаем и с теми, кто пришел из традиционного телевидения. Даррен Стар, Алан Болл, Дэвид Саймон, Дэвид Милч3 — все они были крупными фигурами на традиционном телевидении, но не хотели играть по правилам. Ну, а сейчас с их помощью исчезают сами эти правила.
Нью-Йорк
Сара Кондон — вице-президент телеканала HBO. Принимала участие в разработке таких сериалов, как «Секс в большом городе», «Умерь свой пыл» и «Красавцы». Ее главный проект в настоящее время — сериал «Смертельно скучающий», на котором она выступает продюсером. В январе 2010 года HBO приобрел права на роман Михаила Идова Ground Up, в России вышедший под названием «Кофемолка».
1 Безработный юный писатель в Бруклине от нечего делать становится частным сыщиком. — М.И.
2 Gross Rating Point — кумулятивный рейтинг программы, которым руководствуются рекламодатели. — М.И.
3 Создатели сериалов «Секс в большом городе», «Клиент всегда мертв», «Клан Сопрано» и «Дедвуд» (Deadwood) — М.И.