Линда Дженсен: «Для взрослых и сознательных граждан»
- №2, февраль
- Дмитрий Голубовский
Беседу с гендиректором компании HBO в Центральной Европе Линдой Дженсен ведет Дмитрий Голубовский.
Линда Дженсен — в начале 2000-х работала в России, была президентом «MTV-Россия». Вот уже пять лет она — гендиректор компании HBO в Центральной Европе, занимающейся распространением каналов HBO, Cinemax, предоставляющей контент через услугу «видео-по-запросу» и через Интернет.
Конечно, главный бренд HBO — качественные сериалы. Такие, как «Клан Сопрано», «Секс в большом городе» и многие другие, о которых в России, кроме сериальных фанатов, мало кто слышал. HBO — компания, которая задала определенный стандарт качества вертикального сериала, соблюдение которого обеспечивает коллекцию премий Emmy и международный коммерческий успех.
Дмитрий Голубовский. Есть ли у HBO сериальная философия и методика изготовления успешного сериала?
Линда Дженсен. Методики нет — мы делаем штучный продукт. А философия есть. С точки зрения бизнеса, сериал хорош тем, что за одним и тем же продуктом человек приходит на канал или на сайт не один, а множество раз. Для того чтобы это происходило, сериал должен быть хорошим. Мне кажется, что наш успех обусловлен правильным пониманием ситуации с открытым эфирным и платным телевидением. Эфирное телевидение — это семейный ящик. Поскольку он открыт для всех, в нем не все можно показывать. Есть ограничения. HBO сделало ставку на закодированный контент для платного телевидения. Он не для всех, но там нет тех ограничений, которые есть в эфирном телевидении. И продукт для платного телевидения мы делаем совершенно другой и иным способом. Это телевидение для взрослых сознательных граждан. Игровые и документальные сериалы HBO дают возможность вести особый (не обязательно серьезный, но взрослый!) разговор со зрителем. А зрителю приятно, когда его считают взрослым, умным, состоявшимся. Он понимает, что на каналах НBO показывают не то, что принято смотреть всей семьей. И это только подогревает его интерес. Развитому человеку важно, что с ним говорят не как с недоумком. Даже если платное телевидение оказывается не глянцевым по картинке, иногда чрезмерно агрессивным, с какими-то мыслями, идеями, разговорами.
Дмитрий Голубовский. «Взрослые» «Клан Сопрано» или «Секс в большом городе» в России прошли с низкими рейтингами — не так, как в других странах. Может быть, публика тогда не готова была к взрослому разговору?
Линда Дженсен. По всякому бывает — не на том канале разместили, не на то время поставили... Конечно, российский зритель сегодня не тот, что в начале 2000-х, когда состоялись премьеры НВО. Уверена, что качественному во всех смыслах зрителю здесь будут вполне понятны и интересны мои любимые сериалы.
Дмитрий Голубовский. Это какие же?
Линда Дженсен. Мой абсолютный фаворит — «Джон Адамс». Может быть, потому что главный герой фильма — второй президент США, а я — политолог по образованию. Это настоящий образец качества мини-сериала. Именно «Джон Адамс» установил рекорд по количеству номинаций на премию «Эмми» в течение одного года: в 2008 году — 23 номинации и 13 наград по основным категориям. Кроме того, в 2009 году «Джон Адамс» выиграл четыре «мини-сериальных» «Золотых Глобуса», включая награду за сверхъестественную работу исполнителя главной роли Пола Джаматти. (Посетители главного в мире киноманского сайта IMDb.com дали «Джону Адамсу» беспрецедентно высокую для телепродукции оценку — 8,9 баллов. — Прим. интервьюера). Здесь все на высочайшем уровне — картинка, сценарий, актеры. Проблема тоже очень актуальная. Вернее, там много тем, но одна из главных — драма человека номер два, второго президента страны, на котором гигантская ответственность. Это очень серьезный взрослый разговор на историческом материале. Российская история может дать массу таких сюжетов. Каждый из семи эпизодов сериала — полноценный игровой фильм. И снято все это за почти сто миллионов долларов. Огромный, рекордный на тот момент телевизионный бюджет. Много такого контента произвести невозможно. Зато его будут смотреть очень долго, пересматривать множество раз. Это практически вечный контент, и он будет десятилетиями приносить деньги в той или иной форме.
Дмитрий Голубовский. Вы считаете такие затраты на телевидении оправданными?
Линда Дженсен. Безусловно, в рамках нашей философии сериала и в связи с тем, как мы относимся к телезрителям. Цифры, которые я назвала, не предельные. Я с нетерпением жду мировой премьеры сериала о второй мировой войне «Тихий океан» (The Pacific). Это продолжение совместной продюсер-ской работы Стивена Спилберга и Тома Хэнкса для НВО. Их сериал «Братья по оружию» о высадке в Нормандии пользовался большим успехом. (Показан в России в 2009 году на телеканале «Звезда». — Прим. интервьюера.) Тут бюджет — более 150 млн. долларов за 10 часовых эпизодов. Это реально самый большой бюджет за всю историю телевидения. Съемки, в ходе которых было создано четыре тысячи рабочих мест, проходили в основном в Австралии. Будет очень интересно наблюдать, какой резонанс «Тихий океан» вызовет на мировом рынке. Притом что это умное пацифистское кино, которое заставляет задуматься о войнах в Камбодже, Вьетнаме, Ираке.
Дмитрий Голубовский. Получается так, что весь этот мощный контент транслируется усилиями вашей компании (HBO Central Europe) для одиннадцати центральноевропейских стран?
Линда Дженсен. Когда я пришла на MTV-Russia, там были только западная музыка и проблемы с рейтингом. Как только мы допустили российскую музыку нашего формата на канал, ситуация кардинально изменилась. Все национальные версии канала HBO предполагают через два-три года вещания запуск локального производства. Речь идет о сериалах такого качества, которое соответствует критериям HBO.
Дмитрий Голубовский. Это должны быть «взрослые истории»?
Линда Дженсен. Конечно, взрослые и бескомпромиссные. Мы имеем дело со многими творческими людьми в странах вещания HBO. К сожалению, они привыкли к требованиям и условностям эфирного телевидения. Они бывают связаны с тем, что нужно смягчать острые углы, говорить менее серьезно, не затрагивать определенные темы, которые могут отпугнуть так называемую массовую аудиторию. Но постепенно понимание того, что такое «взрослое» телевидение приходит. В свое время мы адаптировали очень успешный в Израиле сериал, главный герой которого — психиатр. В каждом эпизоде — разговор с новым пациентом. И вот в эфире HBO с большим успехом прошли два сезона сериала In Treatment («Терапия»). Сериал выходит по схеме «пять эпизодов в неделю», в главной роли — звезда (Гэбриэл Бирн). Мы уже начали производство румынской версии с отличными режиссерами, румынской театральной звездой (этот актер до этого проекта на телевидении почти не снимался). При этом мы имеем право менять отличный израильский сценарий, делать эту историю более соответствующей румынским реалиям с точки зрения персонажей и ситуаций. На этот сериал у нас есть права и для производства версий HBO в Польше, в Венгрии, Чехии. При этом мы постепенно уходим от покупных форматов, от адаптации того, что было в основном эфире HBO, и движемся в сторону так называемых естественных форматов, то есть к тому, что придумывают местные сценаристы.
Бывает, кстати, и так, что совместные проекты сначала прокатываются на других каналах. Например, прекрасный четырехэпизодник «Дом Саддама» (история взлета и падения Саддама Хусейна) произведен HBO Films совместно с BBC Television. А премьера его состоялась на канале ВВС2. Кроме того, мы (HBO Central Europe) начали продюсировать документальное кино в Восточной Европе.
Дмитрий Голубовский. Эти проекты такие же жесткие, как документальное кино американского HBO?
Линда Дженсен. Жесткое и, главное, бескомпромиссное, как и сериалы. В американском эфире это неприятные темы, вроде наркомании. Такое острое неигровое кино готовы делать и в Европе. Вот, например, три проекта, которые мне очень нравятся. Первый — румынский. Это история художника-коллажиста, которого при социализме заперли в психушку. Потом он сильно пил, бомжевал и все время клеил свои потрясающие коллажи. Его подо-брал главный бухарестский галерист — одел, умыл, зубы вставил — и начал проталкивать коллажи на Запад. И вот у этого бывшего бомжа в Лондоне выставка — в галерее, где Энди Уорхола продают. Румынский режиссер всю эту историю отслеживал и сделал исключительно интересное кино — позитивная история успеха в постсоциалистической стране. При этом понятно, что все состоялось только потому, что очень долго в художника верили только два человека — галерист и режиссер.
Второй проект — «Жизнь — это откровение» — мы снимали в Польше. И это истории людей, которые потеряли своих близких и дали согласие на пересадку их органов. Тут тоже очень острая проблема и захватывающий сюжет — как эти люди принимали решение, как они, несмотря на противодействие врачей и государства, пытаются получить информацию о человеке, у которого в груди бьется сердце их сына или дочери. Герой венгерского проекта «История Пьера Вудмена» — главный в мире специалист по кастингу для порнофильмов. Нам было удобно его снимать, потому что у него подруга венгерка и он часто бывает в Будапеште, где расположен офис HBO Central Europe. Отличная история, интересный и неоднозначный герой.
В фильме, кроме него, есть интервью и с девочками — участницами кастингов, и с сотней сорока-сорокапятилетних женщин, которые ушли из порноиндустрии.
Надо сказать, что до тех пор, пока мы не пришли в Восточную Европу, не было площадки, где можно было бы разместить изготовленное в стране актуальное и проблемное документальное кино. Всегда возникал вопрос — ну вот, мы сделаем классную документалку, и кто ее увидит, и где мы ее покажем? Теперь понятно, где. Дело в том, что теперь мы программируем на национальных каналах документальные линейки, в которые входят и американские фильмы производства HBO, и то, что мы закупаем в третьих странах, и то, что мы продюсируем в данной стране. Некоторые документальные картины попадают в «материнский» американский эфир HBO.
Когда каналы и форматы HBO попадают в какую-то страну — это хоть как-то способствует общему «взрослению» телевидения. Надо же на кого-то равняться. Некоторые каналы, кстати, не выдерживают такой конкуренции по поводу качества и уважения к аудитории.