Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
АНКЕТА - Что такое актуальность - Искусство кино

АНКЕТА - Что такое актуальность

1. Чем, на ваш взгляд, сегодня содержание понятия «актуальное произведение» отличается от понятия «современное произведение»?
2. Что для вас является характеристиками актуального в искусстве? Какие явления вы назвали бы актуальными? Приведите примеры.
3. Какие факторы влияют на изменение самого понимания актуальности?
4. Является ли для вас актуальность критерием ваших замыслов и работ?


Хироси Сугимото. Серия «Theatres»


Юрий Аввакумов, архитектор

1. Чисто российская заморочка. Актуальное у нас то синоним политического или социального, то — новаторского, то есть авангардного. Для меня актуальное — это в некотором смысле искусство быстрого реагирования типа «днем в газете — вечером в куплете». В искусстве, на мой взгляд, все-таки важнее ритуальное, чем актуальное. Вот именно ритуальное чаще всего сегодня замыливается, невнятно артикулируется, дисквалифицируется в качестве важной составляющей профессиональной практики. Разница — как между жрецом, шаманом, священнослужителем и массовиком-затейником.
2.
Акция, флэшмоб, комикс, граффити, видео, вирус... Трудномузеефицируемое искусство. Пример: Монстрации (Бабушка после похорон).
3.
Возраст. Насколько я знаю, актуальщиков среди художников старше сорока практически нет. Эпоха. В великую эпоху актуальности не избежать, она всех достанет, хотим мы этого или нет.
4.
Уже нет. Во второй половине 80-х у меня было несколько проектов, посвященных «гласности» и «перестройке». Названия этих работ я впоследствии поменял, потому что к политическим процессам они прямого отношения не имели, а ассоциации порождали определенные. Мое искусство, как я его понимаю, в значительной степени интровертно, от колебаний внешней среды мало зависит.

Бакур Бакурадзе, режиссер

Если я голоден — для меня актуален суп. Этот суп может быть приготовлен по рецепту, которому тысячи лет. Из супов для меня предпочтительнее тот суп, который современен, потому что приготовлен сегодня из свежих помидоров, а не из замороженных, не из консервантов. Я бы хотел, чтобы суп был приготовлен человеком, который умеет готовить с вдохновением. Такой суп является актуальным произведением.
«Почему рехнулся господин Р» Фассбиндера, снятый в 1970 году, актуален сегодня как содержанием, так и способом его изложения.
Является ли актуальность критерием моих замыслов? Безусловно.

Борис Барабанов, музыкальный критик

1. Я бы говорил в первую очередь не о содержании, а о языке. Актуальное произведение говорит на актуальном языке. В эту характеристику входит как актуальность на уровне языка улицы, так и более сложные параметры, которые потребитель произведения часто не может сформулировать, но безошибочно ощущает на подсознательном уровне.
2.
Основная тенденция сегодняшнего дня — «уплотнение» искусства с учетом новых медиатехнологий и новых способов его потребления. «Война и мир», рассказанная в пределах трехминутного ролика в YouTube, — гиперболизированный пример, но самый доходчивый. Актуальное искусство обязано считаться с тем, что времени для того, чтобы «зацепить», у него стало гораздо меньше. Надо укладываться. Самые интересные примеры стоит искать в той части творческого пространства, которая связана с цифровым контентом. Главные креативные силы сосредоточены там.
3. К сожалению, критерием большинства моих замыслов и работ в первую очередь является воля работодателя.

Павел Бардин, режиссер

1. «Современность» — принадлежность ко времени по факту создания. «Актуальность», к сожалению, — понятие скомпрометированное. Сейчас термин «актуальное искусство» приватизировали арт-менеджеры и под этой маркой впаривают богатым лошкам за огромные деньги какие-то невнятные мертворожденные псевдоконцептуальные поделки. На самом деле актуальность — это то, что волнует людей сегодня, то, что сопрягается с сегодняшней жизнью.
2. Актуальность должна быть не только в мысли, но и в чувстве. Актуальность — это учащенный пульс. Шекспир и Чехов сегодня заставляют сердца людей биться чаще — так же, как и сто лет назад, и потому являются рекордсменами по количеству экранизаций.
3. Актуальны взаимоотношения между людьми. И не так важно, в каких декорациях разворачивается действие и какие технологии использует автор.
4.
Актуальность возникает сама по себе, если работать над тем, что тебя волнует по-настоящему.

Сергей Братков, фотограф

1. Актуальное произведение искусства — это то, что цепляет меня, острое и живое, важное, назревшее, то, что приносит остроту и глубину восприятия мира и помогает мне понять самого себя.
2.
В ощущениях — это искусство, создающее пространство мечты и воображения, а с другой стороны, передающее бескомпромиссную картину настоящего, «расчесывающее заскорузлое социальное тело». Смешивание национальных культур, языков, безграничное увеличение аудитории через Интернет, избавление от колониальных догм Старого Света. Примеры — актуальное искусство художников стран BRIC.
3. Искусство тоже подвержено моде. Безусловно, технический прогресс плюс природа, как мы недавно убедились на примере истории с извержением вулкана.
4.
Конечно!

Наталья Ворожбит, драматург

1. Актуальное произведение — это моментальная, неотрефлексированная реакция на происходящие в мире события, отраженная в произведении искусства.
Современное произведение — отрефлексированная реакция на личные переживания, на события в мире.
Понятие «современное», на мой взгляд, шире, чем «актуальное». У современного произведения больше шансов пройти проверку временем.
Актуальное же здесь и сейчас. Должно быть свежо и остро.
Это как в школе: посмотрел на уроке фильм — тебе дали писать сочинение на тему «Мои впечатления о фильме». Или ты пришел на урок, посмотрел фильм, а сочинение надо сдать через неделю. Результат в том и другом случае зависит от ученика.
2. Для меня, к примеру, актуальными являются события на Украине, связанные с выборами нового президента. Если я напишу пьесу сейчас, ее, возможно, быстро поставят, потому что эти события интересны многим. Но через несколько лет она будет неинтересна, как позавчерашняя статья в газете. При этом не важно — хорошо это написанная пьеса или нет.
Если я напишу про то же самое, скажем, через десять лет — когда конкретные события потеряют актуальность, — пьеса будет интереснее как послание, глубже. Потому что я буду пользоваться другими инструментами, вытягивать иной смысл, убеждать других подумать над тем, что для других не актуально.
Меня волнует смерть моей подруги, но это нельзя назвать «актуальным явлением». Об этом я могу написать и сейчас, и через десять лет, это будут совершенно разные произведения, но и у той, и у другой пьесы больше шансов остаться, чем у пьесы на актуальную для всех сегодня тему.
3.
Влияет огромный поток информации, в этом потоке трудно выделить главное, важное — важное для себя прежде всего.
Актуальное быстро становится неактуальным, намного быстрее, чем это было раньше.
Художникам не угнаться за актуальностью, да и не факт, что нужно.
4.
Только одним из многочисленных критериев, и — не обязательным.

Борис Дубин, социолог, переводчик, литературовед

1. Видимо, примерно тем же, чем contemporary art отличается от modern art. Современное искусство — не просто модерное, оно модернистское, концентрировано на фигуре автора, уже имеет своих классиков и даже пантеон, собирается и экспонируется, в основном, в музеях, зачастую — государственных, и т.п. Актуальное искусство (соответственно, произведение) — искусство текущего дня — открыто связано с его проблемами, ориентировано не столько на автора, сколько на публику, активно экспериментирует с включением публики в искусство, с самой ситуацией восприятия и утверждения чего-то как искусства (или неискусства), столь же активно экспериментирует с техниками (технологиями) коммуникации и, вообще, отчетливо сознает, постоянно подчеркивает свою коммуникативную природу, тот факт, что оно делается в процессе коммуникации. Пространства актуального искусства — открытые, часто это площадь, улица и т.п., нередко оно импровизационное: ему важно создать ситуацию коммуникации, а не «шедевр» или «вещь». Увы, актуальное искусство — на уровне волнующих его проблем — как будто бы очень быстро стареет/устаревает (впрочем, это ведь относится и к моде, и ко многому другому в культуре), но оно само, что характерно, относится к этому без паники: время, в котором работает актуальный художник, устроено по-иному, чем в музее или учебнике.
2. В большей части я об этом уже сказал. Важнейшая характеристика актуального — его публичное признание актуальным (много публики или мало — не имеет решающего значения). Как писал Тынянов о литературном факте: «Любой современник без труда укажет вам пальцем на литературный факт».
3. Изменения общества, переструктурирование публичного пространства, изменение коммуникативных технологий, колебания коллективной «чувствительности» (манеры чувствовать и реагировать).
4. Специально я об этом не задумываюсь, но в той мере, в какой я (равно как многие другие, мне подобные) включен в текущую жизнь, «ангажирован» определенными идеями, сочетаю разные сферы общения, попадаю на пересечение разных «языков» и т.п., актуальность, конечно, входит в мою работу — и социологическую, и литераторскую — и как тема, и как самочувствие, и как форма жизни, и как вавилонское столпотворение наречий…


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Искусство быть самим собой. «Пока мы молоды», режиссер Ноа Баумбах

Блоги

Искусство быть самим собой. «Пока мы молоды», режиссер Ноа Баумбах

Алексей Тютькин

По мнению Алексея Тютькина, при анализе нового фильма Ноа Баумбаха «Пока мы молоды» нет никакой возможности уйти от проблемы человеческого восприятия другого (с какой буквы его ни писать) и шире – от проблемы понимания человеком самого себя.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Проект «Трамп». Портрет художника в старости

№3/4

Проект «Трамп». Портрет художника в старости

Борис Локшин

"Художник — чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его: он — голос своей эпохи". Максим Горький


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

В «Звезде» выступят преподаватели МШНК

14.04.2013

С 19 апреля по 10 мая в кинотеатре «Звезда» (Москва) пройдут показы и встречи с преподавателями Московской школы нового кино (МШНК) – Дмитрием Мамулией, Пьером Леоном, Артуром Аристакисяном и Николаем Хомерики, которые лично представят свои фильмы.