Неюбилейное
- №9, сентябрь
- Зоя Кошелева
ХХ МКФ «Послание к Человеку»
В июле в Петербурге прошел очередной Международный кинофестиваль документальных, короткометражных игровых и анимационных фильмов. Двадцатое, юбилейное «Послание к человеку» подтвердило две печальные истины: российское документальное кино по-прежнему в кризисе, о чем сигналят дилетантизм и низкий профессиональный уровень конкурса, а многочисленные фестивали, включая и те, которые имеют многолетнюю историю, перестали быть значимыми культурными событиями. Питерские зрители фестиваль фактически игнорировали, похоже, не только из-за экстремальной жары.
В душных безлюдных залах home video чередовалось с «телепередачами». Мало кто из режиссеров приехал, чтобы лично представить свою картину, а те, кто приехал, предпочитали оставаться в зале, дабы не взирать на его пустоту со сцены. Безликость документального кино в международном конкурсе некоторым образом оживляла анимация и игровые короткометражки, но ярких кинособытий не было. Единственное счастливое исключение — фильм «Болевые точки» Ивана И. Твердовского. Кстати, с именем его вгиковского мастера — новоиспеченного президента фестиваля Алексея Учителя сегодня связаны надежды на возрождение старейшего постсоветского кинофорума. В этой короткометражке есть то, чего так не хватает современному российскому документальному кино: драматургия образа, воплощенная в структуре изображения, выстроенный сюжет, внутренняя логика повествования, определяемая авторским отношением, одним словом, есть художественный стиль. Частная история естественным образом перерастает в общечеловеческую, увлекая каждого. Кроме того, режиссер успешно решил одну из самых трудных этических задач: очень близко подойдя к своей героине, он не превратил ее в бездушный объект наблюдения и не использовал ее интимные переживания в качестве безотказного манка, как это часто делают современные документалисты.
Главным событием фестиваля стал приезд классика мирового кинематографа, представительницы легендарного rive gauche Аньес Варда. «Бабушка французской «новой волны» привезла ретроспективу собственных документальных и игровых картин, каждая из которых являет собой образец авангардного кинематографа.
Зоя Кошелева
ПРИЗЫ МКФ «ПОСЛАНИЕ ЧЕЛОВЕКУ»
МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС
ГРАН-ПРИ «ЗОЛОТОЙ КЕНТАВР» И ДЕНЕЖНАЯ ПРЕМИЯ 5000 ДОЛЛАРОВ
«ЧЕРНОВИК» (РОССИЯ, РЕЖИССЕР ТИМОФЕЙ ЖАЛНИН)
ЛУЧШИЙ ПОЛНОМЕТРАЖНЫЙ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ — ПРИЗ «КЕНТАВР» И 2000 ДОЛЛАРОВ
«НАЗАД В ПАРИЖ» (ИЗРАИЛЬ, РЕЖИССЕР ЙОССИ АВИРАМ)
ЛУЧШИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНЫЙ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ — ПРИЗ «КЕНТАВР» И 2000 ДОЛЛАРОВ
«ВНИЗ ГОЛОВОЙ» (СЛОВАКИЯ, РЕЖИССЕР МИРО РЕМО)
ЛУЧШИЙ АНИМАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ — ПРИЗ «КЕНТАВР» И 2000 ДОЛЛАРОВ
«ПЛОТЬ ОТ ПЛОТИ» (ФИНЛЯНДИЯ, РЕЖИССЕРЫ ПИНЬЯ ПАРТАНЕН, ИАСМИИНИ ОТТЕЛИН, ЭЛЛИ ВУОРИНЕН)
ЛУЧШИЙ ДЕБЮТНЫЙ ФИЛЬМ — ПРИЗ «КЕНТАВР» И 2000 ДОЛЛАРОВ
«МИРАМАРЕ» (ХОРВАТИЯ — ШВЕЙЦАРИЯ, РЕЖИССЕР МИХАЕЛА МЮЛЛЕР)
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ ЖЮРИ — ПАМЯТНАЯ МЕДАЛЬ ФЕСТИВАЛЯ «ПОСЛАНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ»
«МАЯК» (БОЛГАРИЯ, РЕЖИССЕР ВЕЛИСЛАВА ГОСПОДИНОВА)
НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС
ПРИЗ «ЗОЛОТОЙ КЕНТАВР» И ДЕНЕЖНУЮ ПРЕМИЮ 2000 ДОЛЛАРОВ ЗА ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ НАЦИОНАЛЬНОГО КОНКУРСА ЖЮРИ РЕШИЛО НЕ ПРИСУЖДАТЬ
ЛУЧШИЙ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ПОЛНОМЕТРАЖНЫЙ ФИЛЬМ — ПРИЗ «СЕРЕБРЯНЫЙ КЕНТАВР» И 1000 ДОЛЛАРОВ
«АДСКАЯ МАШИНА. СОН СМЕРТНИЦЫ» (РОССИЯ, РЕЖИССЕР РАСИМ ПОЛОСКИН)
ЛУЧШИЙ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ КОРОТКОМЕТРАЖНЫЙ ФИЛЬМ — ПРИЗ «СЕРЕБРЯНЫЙ КЕНТАВР» И 1000 ДОЛЛАРОВ
«БОЛЕВЫЕ ТОЧКИ» (РОССИЯ, РЕЖИССЕР ИВАН И. ТВЕРДОВСКИЙ)
ЛУЧШИЙ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ-ДЕБЮТ — ПРИЗ «КЕНТАВР» И 1000 ДОЛЛАРОВ
«САНЯ И ВОРОБЕЙ» (РОССИЯ, РЕЖИССЕР АНДРЕЙ ГРЯЗЕВ)
ДИПЛОМ ЗА ПЛОДОТВОРНЫЙ ПОИСК ЭКРАННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ
«ХЛЕБ ДЛЯ ПТИЦЫ» (РОССИЯ, РЕЖИССЕР АЛЕКСАНДРА СТРЕЛЯНАЯ)
ДИПЛОМ ЗА ТРЕПЕТНЫЙ РАССКАЗ О СУДЬБАХ КИНЕМАТОГРАФИИ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
«КОГДА РВЕТСЯ ПЛЕНКА» (РОССИЯ, РЕЖИССЕР ВЛАДИМИР ФЕДОТОВ)
ДИПЛОМ ЗА ЛУЧШИЙ СТУДЕНЧЕСКИЙ ФИЛЬМ
«ТИХИЙ ОКЕАН» (РОССИЯ, РЕЖИССЕР АННА ШИШОВА)