Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Бог тащит Россию в авоське. Куда? - Искусство кино

Бог тащит Россию в авоське. Куда?

Коммунисты не обманули.

Обещали коммунизм в 1980-м. И вот, не прошло тридцати лет — коммунизм наступил.

 

Правда, для этого понадобилось избавиться от КПСС, но кто говорил что «коммунизм» — это вечные буквы «К.П.С.С.»? Буквы могут быть другими.

Сейчас мы имеем коммунизм в той единственно реальной форме, в какой он возможен. В той форме, о какой мечтали подневольные строители коммунизма много поколений: потребительская халява.

«От каждого по способностям — каждому по потребностям» тоже, кстати, есть. Конечно, о «каждом» речи нет, но количество тех, кто, не заморачиваясь «способностями», имеет «по потребностям», тоже выросло скачкообразно по сравнению с советскими временами.

Нефтедоллары вынесли нас наверх — и без всяких усилий по строительству БАМ-Беломора!

Разумеется, дело не только в приливе нефтедолларов, но и в хорошо темперированном отливе кой-какого балласта…

С корабля современности спихнули непомерно прожорливый ВПК, «братские страны» и даже манию имперского величия. Точнее, мания осталась — но уже без прежних реальных расходов, а в виде пустой оболочки, дистиллированного ТВ-бреда. По-прежнему «новые кобзари» со старыми фамилиями поют про наше величие и происки мирового империализма-сионизма. В сущности, сделано одно, но важное открытие: звонок можно полностью отделить от пищевого подкрепления, а бешеная слюна у зрителей все равно будет отделяться! Чудеса психофизиологии, о которых и не подозревал Павлов. Но Эрнст с Добродеевым его переплюнули.

В результате экономический тракт упростился до предела — как у комара.

Нефтедолларососущая экономика, чистый рентный паразитизм и свободные глюки.

Параллельно («бытие определяет сознание») редуцировалась и культур-мультур среда. Классический пример — Батуринск. «Сбылась мечта идиота» — Нью-Москва стала похожа на Рио-де-Жанейро… в понимании Малой советской энциклопедии, откуда черпал сведения Остап. «Главные улицы города по богатству магазинов и великолепию зданий не уступают первым городам мира». Живого Рио с его культурой, естественно, не получилось — откуда и зачем он нам? А вот провинциально-береговой муляж «под первые города мира» с их магазинами и ценниками — налицо.

Что видел в «свободном мире» советский человек, отчего брякался в обморок? Колбасу размером с Эйфелеву башню. Вот ее он и имеет. И памятник ей же — колбаса с усами, Петр Великий времен халявного потребления.

Все то, о чем Россия мечтала последние несколько сот лет, но почему-то сама себе стеснялась признаться. И теперь еще остались рудименты стеснения — скажем, все тот же имперский бред в виде какого-то самооправдания. Мол, мы прожираем нефтедоллары не просто так, а токмо время коротаем в ожидании очередного Медного всадника… Хотя на хрена он нам ныне нужен, уже никто не скажет. Впрочем, поскольку всерьез его никто и не ждет, то тема давно не актуальна.

Да… «Все то, о чем мы так долго мечтали» — был фильм с таким названием в начале 1990-х.

На самом деле психология халявщиков, само собой, не вчера возникла.

Можно в сотый раз вспомнить сказки про Емелю на печи, скатерть-само-бранку и т.д.

Можно «обратиться к классической литературе».

Замечательно и более современно, более «политэкономично» об этом написано в «Вишневом саде».

Есть там такой герой, помещик Симеонов-Пищик — безнадежный должник, тоже «двадцать два несчастья».

И вдруг в конце пьесы прилетает ни с того ни с сего всем долги раздавать. И на резонное замечание Лопахина: «Точно во сне… Ты где же взял?» — отвечает замечательной историей.

«Событие необычайнейшее. Приехали ко мне англичане и нашли какую-то белую глину… [...] Сдал им участок с глиной на двадцать четыре года… [...] Величайшего ума люди… эти англичане…»

Да, природная рента — неглупое изобретение.

Но ценна не только сама по себе белая глина — черная нефть…

Ценнее другое — что мы сами будто из этой белой глины слеплены. Природная рента попала в руки природных рантье! Будто специально для этого созданных. А может, и правда — специально?

Огромная Россия висит на тоненьком вроде бы слове «авось» — и ничего, не обрывается!

Что будет, если цена на нефть-поилицу упадет?

Что будет, если ей вообще замену найдут?

Авось обойдется! Авось еще какую-то глину у нас англичане — величайшего ума люди… А не найдут — будем чистым воздухом торговать…

Толстой не любил слово «авось». Ему нравилось другое «обойдется».

И правда — как-то обходится…

Например, я вспоминаю 1990—1993 годы.

Сколько раз стояли на краю, когда все вроде бы могло оборваться…

Ельцин мог опереться на национал-популистов, типа той же «Памяти» — в какой-то момент они были никак не менее популярны, чем «демократы».

В 1991-м несчастный ГКЧП мог произвести — даже не по злой воле — какой-то нелепый «случайный выстрел».

В 1993-м «орлы Хасбулатова» могли прорваться в Останкино.

Таких развилок было много.

И каждую из них Россия проходила с нулевым запасом прочности, но проходила необыкновенно легко и удачно.

Поневоле поверишь в счастливый жребий страны, про которую Тютчев сказал «должность русского Бога не синекура».

Во всяком случае, во всей этой истории замечательна предустановленная гармония: национальный менталитет «авось» совсем не глуп и не случаен! Он оправдывается национальной историей с географией — в критический момент, когда, кажется, «всё!», то очередную белую глину откуда-то выкопают, то без всякой глины произойдет какое-то независящее событие, и опасность без особых усилий рассеется…

Волевые усилия Россия по традиции прилагала только аврально и только для вооруженной борьбы с врагами (и то часто врагов выбирала довольно своеобразно — так, между псами-рыцарями и татарами предпочла опереться на последних).

Но «Сеня, про зайцев — это неактуально!»

По мере того как война с врагами внешними стала призраком, потребность в волевых усилиях почти исчезла.

А систематически вкалывать, конечно же, умеют и любят отдельные люди (в основном пассионарные Чичиковы), но в качестве общей идеи вот такой упорный труд, без крайних условий (война или ее угроза, голод или его угроза), без внешней палки (царской или гулаговской) — эта идея бесконечного труда ради обогащения (или улучшения условий жизни) в России «не катит».

Дело пахло серьезным кризисом: надо работать, тем более — в глобальном мире надо конкурировать с другими странами (не спрячешься больше за «железный занавес»). Тухлое дело!

И тут опять чудо — Нефтебог из машины!

Снова предустановленная гармония…

Пусти свой хлеб по нефти, и он вернется к тебе с маслом…

Конечно, все это легко осмеять. Но — «другого народа у нас нет».

Фатализм, выработанный веками и много раз доказавший свою практичность, стал действительно — не в «сочинениях графа Толстого», а в жизни — базовой чертой национальной психологии. Кстати, под «нацией» я имею в виду не только этнических русских, а вообще людей, относящихся к русской культуре.

И этот обух фатализма слабой плетью «государственных имитаций деятельности», как видно, и правда — не перешибешь.

Какова же мораль сей басни?

Как в известном анекдоте: «расслабиться и получать удовольствие», на-блюдая, куда русские горки вынесут?

Разумеется, правоверный журналист тут должен хватить себя кулачком в грудь и завопить: «Нет! Надо трудиться, в жизни пригодится… Народ должен то да обязан сё… И вообще — хватит нам расслабленной русофобии, «здравствуй, страна героев, страна мечтателей, страна ученых!»

Ну а я позволю себе сказать: да, именно так. Расслабьтесь и получайте историческое удовольствие.

Если национальная психология — такова.

История — такова.

География с геологией — таковы.

Так что ж тут?.. С чем спорить?..

Ну да, белая глина… Глина и есть — сколько ни перемалывай ее в бетон, все равно глиной и останется.

Одно смущает.

Бог помогает пьяным, бережно несет Россию в авоське. Но куда ж он ее тащит?..

 


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Warning: imagejpeg(): gd-jpeg: JPEG library reports unrecoverable error: in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/gk_classes/gk.thumbs.php on line 390
Kinoart Weekly. Выпуск одиннадцатый

Блоги

Kinoart Weekly. Выпуск одиннадцатый

Наталья Серебрякова

 Десять событий с 10 по 17 июля 2014 года. Лайн-ап Локарно и Венеции; трибьют Жану-Пьеру Лео; интервью Маркеса с Куросавой; новый триллер Эгояна; Рассел Кроу и Райан Гослинг сыграют детективов-напарников; экологическая катастрофа от Джей Си Чендора; Майкл Сера и Тай Шеридан вместе в комедии; анимация от студии Миядзаки; Зайдль и Робин Гуд; трейлер «20000 дней на Земле».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Warning: imagejpeg(): gd-jpeg: JPEG library reports unrecoverable error: in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/gk_classes/gk.thumbs.php on line 390
Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

№3/4

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

Лев Наумов

В 3/4 номере журнала «ИСКУССТВО КИНО» опубликована статья Льва Наумова о Сэмуэле Беккете. Публикуем этот текст и на сайте – без сокращений и в авторской редакции.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

На IV-м ЗМКФ победили «Диалоги» Ирины Волковой

03.06.2014

2 июня в Чите завершился Четвертый Забайкальский международный кинофестиваль. На торжественной церемонии закрытия были вручены следующие призы. Лучшим фильмом IV ЗМКФ признана российская драма «Диалоги» режиссера Ирины Волковой. Приз за лучшую мужскую роль был вручен Максиму Суханову («Роль»), за лучшую женскую роль – Жюльетт Бинош («Камилла Клодель, 1915»). Приз за лучший сценарий получили южнокорейцы Хван Чжо Юн и Чанг-мин Чо («Маскарад»). Лучший режиссер – Мишель Гондри («Пена дней»). Специальный приз жюри – операторская  работа Сергея Мачильского в фильме «Зеркала». Эта же картина Марины Мигуновой получила и приз зрительских симпатий.