Аннотации
- №11, ноябрь
- "Искусство кино"
Н.Цыркун. Ржавый гвоздь
Статья анализирует новый тип телесериала, ведущий свое происхождение от реалити-шоу. Исследуя возможности такого паллиативного формата — жанровые, содержательные, эстетические и технические, — автор приходит к выводу, что подобные инновации ведут к существенному расширению зрительской аудитории.
«Реальные пацаны», реалити-шоу, сериал, видеодневник, ТНТ
Nina Tsyrkun. A rusty nail
A novelty on Russian TV — videodiary originated from reality-show is being analysed. Tracing down the genre, substantial, aesthetic and technological resources of the format in question the author argues that it substantially challenges the pompous glamour of major channels.
DUDES, reality-show, TV-series, videodiary, TNT channel
К.Тарханова. Средняя по больнице
Разбирая один из самых рейтинговых сериалов последнего сезона — «Земский доктор» («Россия 1»), автор предпринимает подробный контент-анализ историй из жизни врачей, обращая внимание как на природу их популярности, так и на особенности восприятия разными категориями телеаудитории. Статья содержит ряд концептуальных характеристик «медицинских» историй, касающихся выбора главного героя и принципов организации нарратива, соединяющего личную драму протагониста, его профессиональную деятельность и полижанровые рассказы из жизни пациентов.
«Земский доктор», «Россия», роман, «идеальный» сюжет, врач
Katerina Tarkhanova. Average temperature
A thorough content analysis of medical stories by the example of the last season most highly estimated TV-series A County Leech (Russia 1 channel) is assumed. The nature of their popularity and peculiarities of their comprehension by different constituency segments are specified. Certain conceptual characteristics of this kind of subject matter as far as choice of the protagonist and narration is concerned — that is cumulating one's personal drama, professional activities and multigenre patients' stories are singled out.
A COUNTY LEECH, Russia 1 channel, novel, ideal, subject matter, medical doctor
И.Любарская. Те же яйца, вид сбоку
Статья посвящена одной из актуальных проблем современного российского телевидения — творческой адаптации зарубежных сериалов отечественным ТВ. На примере сериала «Побег» автор разбирает причины, природу и механизмы трансформации, которую претерпевают истории, написанные американскими драматургами, при переносе в российскую реальность, а так же типологические ошибки, допускаемые при этом российскими телеканалами.
«Побег», аналог, телеканал, американский сериал
Irina Lyubarskaya. Same old soup just reheated
Creative adaptation of foreign TV-series as an urgent problem of domestic TV is under consideration. Dealing with Prison break series the author dwells on reasons, nature and mechanisms of transformation of American stories when transferred into Russian reality, as well as on typical mistakes made by Russian channels.
PRISON BREAK, analogue, TV-channel, American TV-series
С.Цыркун. Отцы и деньги
Автор исследует социально-психологическую и идеологическую природу, эстетические принципы и трансформацию жанра советского «школьного фильма» в его динамике — с послевоенных лет, оттепели, позднего застоя и до сегодняшнего дня. На примере телесериала «Барвиха» Сергей Цыркун рассматривает метаморфозы, произошедшие как в самих персонажах-старшеклассниках, так и в способе показа реальности, героев и конфликтов постперестроечной школы, в которой преломляются актуальные проблемы большого мира. В их числе — рождение нового сословия, иных по сравнению со старшим, советским поколением ценностей, приоритетов и целей, иной формы сосуществования «отцов» и «детей».
«Барвиха», «школьный фильм», поколение, подростки, учитель
Sergei Tsyrkun. Dads and dough
Dynamics and up-to-date transformation of Soviet «school film» genre through its ideological and socio-psychological aspects are examined. Uprisal of a new social stratum under contemporary economic and ideological conditions as shown in Barvikha TV-series, exemplified with representatives of two generations, is analysed in historical perspective.
BARVIKHA, school film, generation, adolescent
Г.Померанц. Поиски русской ментальности
Историко-культурологическая и философская статья Григория Померанца содержит научно обоснованную полемику с исследованием Андрея Кончаловского, посвященным особенностям российской ментальности. В основе полемики — несогласие с предложением Кончаловского о единой однородной системе взглядов и представлений, существующей у нации. Автор статьи, споря с этим утверждением, находит аргументы в разных эпохах развития России, а также в типологии классических характеров русской литературы.
Ментальность, культура, народ, реформы, литература
Grigory Pomerants. In search of Russian mentality
Polemic response towards investigations by Andrei Konchalovsky, devoted to peculiarities of Russian mentality. The author contests Konchalovsky's thesis about one whole homogeneous system of views and beliefs characteristic of the nation. Contradictious arguments found both in various epochs of Russia's history as well as in typology of classical personages of Russian literature are put to use.
Mentality, culture, nation, reforms, literature
А.Долин. Миротворец
Автор создает многомерный портрет культового тайского режиссера Апхичатпхонга Вирасетакуна, лидера критических и фестивальных рейтингов последних трех-четырех лет. Художник, завоевавший «Золотую пальмовую ветвь» в Канне-2010, интересен не только как создатель своего собственного экспериментального кино, но и как самый яркий возбудитель острой профессиональный полемики, связанной с возможностями кинопримитива, органического сочетания мировоззренческого простодушия и сложной эстетической игры, новаций для избранных и расчета на зрительский успех.
Апхичатпхонг Вирасетакун, Канн-2010, наив, примитив, бесконфликтность
Anton Dolin. Peacemaker
A multidimentional portrayal of the cult Thai filmmaker, the leader of critical and festivals' ratings of the latest three or four years. The Golden Palm of Cannes-2010 winner is challenging as the creator of experimental cinema of his own and the most striking provocative of professional polemics concerning the possibilities of cine-primitive, organic mixture of ideological naivete and intricate aesthetic game, innovations for those chosen and aiming at success with the viewers.
Apichatpong Weerasethakul, Cannes-2010, naivete, primitive, lack of conflict
С.Анашкин. Минимализм/максимализм. Труды и дни одиночки
Статья представляет собой подробный эстетический и идеологический разбор документальных фильмов крупнейшего мастера современного китайского кино Ван Бина, чей игровой дебют «Канава» — сильнейший образец радикального протестного искусства — вызвал восторженную реакцию критики на Венецианском фестивале этого года. Анализируя особенности минималистского стиля режиссера, яростного борца с тоталитарным политическим режимом, автор статьи подводит к пониманию не только творческого метода Ван Бина, но и главных характеристик природы китайской традиционной культуры, таких понятий, как автор, герой, зритель.
Ван Бин, «Человек без имени», минимализм, радикальный гуманизм
Sergei Anashkin. Mini/max. Days and deeds of a loner
A detailed aesthetic and ideological inquiry into two documentary films by the noted Chinese filmmaker Wang Bing, whose feature debut Jiabiangou as the bright token of cinematic radicalism evoked enthusiastic response at the Venice Film Festival this year. Through analysis of the helmer's minimalist method the author comes out to understanding major characteristics of traditional Chinese culture and such its notions as author, hero, viewer.
Wang Bing, MAN WITH NO NAME, minimalism, radical humanism
Е.Гусятинский. Политика без политики
Статья подводит итоги фестиваля документального кино «Флаэртиана» (Пермь), анализируя имманентную для документалистики оппозицию таких категориальных пар, как «правда жизни» и «авторская интерпретация», «необработанная реальность» и «художественность», «образ» и «подлинный человек с улицы». Взаимодействие и взаимное отторжение этих и других основ творческого метода автор рассматривает и в исторической динамике, и на конкретных примерах, сосредоточив внимание на фильмах, содержащих серьезную социальную проблематику.
«Флаэртиана», документальное кино, автор, реальность
Evgeny Gusyatinsky. Policy without policy
Summing up the results of the documental cinema festival Flaertiana (Perm'). Intrinsic for documentaries opposition of such categorical dyads as 'truth to life' and 'author's interpretation', 'raw reality' and 'artisation', 'image' and 'a next door man' are investigated. The author considers interrelation and mutual rejection of these and some other fundamentals of creative method both in historical dynamics and through specific examples, focusing on films with profound social message.
Flaertiana, documentaries, author, reality
В.Боксер. Кургинян у ворот?
Статья представляет социологический и культурологический анализ актуальных проблем модернизации России, подробно останавливаясь как на особенностях национальной ментальности, так и на системных ошибках власти. Исследование в чем-то развивает разговор на тему «реформы и общество», «реформы и человек», «реформы и культура», начатый журналом в № 10 за этот год.
«Суд истории», власть, СМИ, государство, общество, телевидение
Vladimir Bokser. Kurginian at the gate
Sociological and culturological analysis of some urgent problems of modernization in Russia. Peculiarities of national mentality and systemic errors of those in power are narrowly investigated. Partially continuation of the discussion, initiated in issue 10 of this year, devoted to the topic «reforms and society», «reforms and person», «reforms and culture».
Power, media, state, society, TV