Предисловие
- №1, январь
- Елена Гремина
Анна Яблонская |
Меня попросили написать предисловие к публикации «Язычников».
В других обстоятельствах с какой радостью бы я это сделала — мне нравится эта пьеса, она стала событием фестиваля «Любимовка», в ней подняты важные темы, сюжет крепок, диалоги хороши. Но сейчас писать о Яблонской очень трудно. Не получается. Потому что тот, кто ее любил — а мы, ее коллеги, очень ее любили, — неизбежно спотыкается о слова «Анна была». Пытаюсь писать так, чтоб не писать прошедшего времени и сказать главное. Да, надежда драматургии, да, талант, да, редкое соединение классической традиции драматургии с драйвом, болью и свободой русской «новой драмы». Да, женственность, душевность письма и мощная, жесткая работа с сюжетом. Что еще сказать главное об Ане? Счастливая в семейной жизни, красавица, очаровательный человек — она была настоящим писателем, жила творчеством, относилась к своей работе необыкновенно серьезно, выкладывалась полностью. Пройдет немного времени — выйдут спектакли по пьесам Ани, выйдет книжка пьес и стихов, будут написаны статьи о творчестве Ани. Еще до теракта в «Домодедово» пьесы Анны Яблонской приняли к постановке несколько театров, от Лондонского «Роял Корт», до нашего московского «дока». Но, конечно, то, как оборвалась жизнь Анны, сделало ее медийным лицом, и это больно для ее друзей. Я уверена — сложись все иначе, и если бы Анна продолжила писать, слава неизбежно пришла бы к ней как к писателю, как к драматургу — по итогу жизни и работы, а не смерти.
Хорошо, что «Искусство кино» публикует этот текст. Уверена, что «Язычники», несмотря на остроту темы, будут иметь свою судьбу — и в театре, и в кино.
А пока хочется чуть помолчать и перечитать стихи Анны.