То, что вы делаете, очень важно
- №6, июнь
- Алексей Слаповский
- Это Шанхай, или Нью-Йорк, или Москва, или Токио, или Мехико, или любой большой город планеты.
- Ибо речь пойдет о том, что у всех людей одинаково.
- Но все-таки, конечно, в первую очередь имеется в виду Россия.
- А слов в этом кино нет не потому, что такой прием, а они просто не нужны.
- Представьте себе кварталы жилых домов по десять, двадцать, пятьдесят, восемьдесят этажей. Тысячи, десятки тысяч семей живут в них.
- Представьте утро в таких домах.
- Все встают почти одновременно.
- Звучит разнообразная музыка.
- Растрепанная женщина средних лет просыпается по звонку будильника, плетется в ванную, умывается, потом будит мужа, кормит его завтраком. Провожает на работу.
- Будит двоих детей, кормит завтраком, отправляет в школу.
- Наскоро доедает остатки завтрака и отправляется на работу.
- В десятках, сотнях лифтов спускаются сотни, тысячи людей.
- Молча.
- Другая женщина встает по будильнику, плетется в ванную…
- Происходит то же самое, что и в предыдущих кадрах. Только муж другой и дети другие. А завтрак такой же.
- И еще одна женщина встает, умывается, будит мужа, детей. Заглядывает в комнату старой матери. Что-то ее настораживает. Она подходит. Прислушивается к дыханию матери. Щупает ее пульс. Выходит. Стоя в двери кухни, плачет. Муж вскакивает, бежит в комнату тещи.
- Выходит, прогоняя напуганных и любопытных детей.
- Кому-то уже не надо никуда спешить…
- А вот мужчина никак не может проснуться. Будильник устроен так, что звонит через каждую минуту. После очередного звонка мужчина открывает глаза — и опять закрывает их. Будильник звонит с каждым разом все громче. Мужчина хватает его, желая разбить. Но ставит на тумбочку. И медленно поднимается.
- Спит женщина, рядом с ней спит младенец. Им не нужно вставать.
- А вот молодые мужчина и женщина с утра пораньше решили обласкать друг друга. Это Нила и ее муж. Муж торопится, посматривая украдкой на часы: пора на работу. Наконец у него все получается. Он вскакивает, бежит в ванную, в кухню, наскоро пьет кофе. Вслед за ним этот ритуал совершает и Нила.
- Они вместе спускаются на лифте, выходят из дому.
- Сливаются с тысячными толпами людей, спешащих на работу. Здесь европейцы, африканцы, азиаты — люди всех возможных этнических типов.
- Две остановки автобуса одна против другой. Муж переходит дорогу, а Нила остается. Два автобуса подходят одновременно.
- Нила и муж смотрят через стекла друг на друга. Машут друг другу руками.
- Автобусы разъезжаются в разные стороны.
- Очень тесно. Нилу толкают, пихают, на нее наваливаются при поворотах. Она не замечает этого — улыбается.
- Вместе с другими Нила подходит к десятку дверей в большое серое здание.
- Турникеты, пропускная система.
- Огромный холл, десятки лифтов.
- Люди ждут.
- Лифты один за другим открываются, впускают в себя людей и поднимаются наверх.
- На своем этаже Нила выходит одна. Перед лифтом — тамбур и сразу же дверь.
- Нила, набрав код замка, входит.
- Она оказывается в крошечной комнатке. Стол, стул, лампа, репродуктор. Камера наблюдения. Табло для информации.
- На стене висят плакатики на нескольких языках.
- ТО, ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ, ОЧЕНЬ ВАЖНО!
- Извините, но Вам нельзя общаться с другими работниками
- Вы можете слушать радио. Можете петь, но лучше воздержаться
- Сконцентрируйтесь на своей работе
- Каждая Ваша ошибка обходится очень дорого
- Думайте о приятном и хорошем, и время пролетит незаметно
- Помните, что мы стараемся хорошо оплачивать Ваш труд
- ТО, ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ, ОЧЕНЬ ВАЖНО!
- Между плакатиками висят фотографии — виды природы. Зима, лето, весна, осень. Море, лес, горы, пустыня. На любой вкус.
- И — фотография мужа.
- Нила осматривает все это и продолжает улыбаться.
- Раздается сигнал.
- Стол пересекает что-то вроде рельсов детской железной дороги. В стене справа приоткрывается заслонка, по рельсам выезжает плоская пластиковая ванночка. В ней серебристое сочленение довольно сложной конфигурации. Отдельно — проволочка, втулка с защелкой. Нила ловкими движениями обматывает проволочкой металлический штырь, сверху навинчивает втулку, закрывает защелку. Замерший на несколько секунд конвейер продолжает движение.
- В соседней комнатке чьи-то руки присоединяют другую деталь.
- В следующей — следующую.
- Становится ясно, что с такой работой не смог бы справиться никакой автомат — все отдельно, вручную. На последнем этапе деталь, принявшую причудливый вид, упаковывают. Тонкая бумага. Фольга. Опять бумага. Коробка с ватой-наполнителем. Готовая коробка исчезает.
- Эти коробки составляют в штабеля руки цвета хаки.
- Военный грузовик с камуфляжными пятнами выезжает за ворота.
- А в самом начале появляется остов будущей конструкции.
- Нила работает легко. Время от времени она нажимает на кнопки пульта, встроенного в стол, и слушает музыку. Это рок, джаз, классика, этно — любые направления, какие только пожелаешь. Вот Нила нашла что-то лирическое. Мурлыкает себе под нос.
- Зуммер. Пятиминутный перерыв. Нила открывает небольшую дверцу — тут санузел. Она занимается гигиеной. Выходит и успевает сделать несколько приседаний, несколько движений руками. Одно из движений, когда она качнула бедрами, показалось ей эротичным. Нила невольно усмехается.
- И опять садится, опять работает.
- Как и десятки других людей в своих кабинках.
- Зуммер.
- Вспыхивает надпись: «Обед». Она появляется несколько раз на разных языках.
- Въезжает ванночка с обедом.
- Надпись на табло: «Приятного аппетита».
- Нила ест. Пьет сок, предварительно подняв стакан и поприветствовав молчаливым тостом фотографию мужа.
- Появляется надпись: «Вам понравилось?»
- Нила смотрит в камеру и трясет головой: да, вполне.
- Надпись: «Выберите меню на завтра».
- Далее — движущейся строкой, зелеными буквами — перечень блюд. Когда Нила нажимает на кнопку, надпись делается красной.
- «Заказ принят, спасибо».
- Перед Нилой проезжают ванночки с остатками еды. Десять, пятнадцать, двадцать. Вот что-то совсем странное, Нила хочет взять и рассмотреть, но раздается зуммер.
- Нила извиняется улыбкой.
- И опять работа.
- Пора бы и устать, но Нила все веселей, все чаще посматривает на фотографию мужа.
- Зуммер. Предупреждение: Нила не успела завершить свою операцию, а конвейер уже двинулся. Она вынуждена доделывать вдогонку. Еле-еле успевает: заслонка захлопывается через долю секунды после того, как она закончила.
- Нила вытирает пот со лба.
- И опять улыбается.
- Зуммер.
- Нила растеряна: что она сделала не так?
- Смотрит на часы и смеется: просто кончился рабочий день.
- Начинается движение обратно.
- Все входят в лифты. Лифты открываются с двух сторон. Невозможно угадать, с кем ты соседствуешь, от кого получаешь деталь и кому передаешь ее.
- Дорога домой.
- Нила выходит из автобуса. Достает мобильный телефон, звонит мужу.
- Ждет.
- Подъезжает автобус. Муж выходит. Нила так рада, что мчится к нему. Ее чуть не сбивает машина. Муж строго выговаривает ей. Она опускает голову, но на губах играет улыбка. Ей так приятно, что он ругает ее, что испугался за нее.
- Дома ужин. Немного наспех — Нила поглядывает на мужа, и в глазах ее нетерпение.
- Ужин закончен, Нила берет мужа за руку и ведет его в комнату, к постели. Он, в общем-то, не против.
- Любовные игры.
- На шее у Нилы родинка, и она просит, чтобы муж поцеловал ее.
- После этого муж достает две бутылки пива и садится перед телевизором.
- Нила тоже смотрит телевизор, делая вид, что ей интересно.
- Но сама все посматривает, все посматривает на мужа.
- Темнеет.
- В тысячах окон вспыхивает свет.
- Сквозь тысячи окон видно, как люди ужинают, смотрят телевизор.
- А теперь окна начинают гаснуть.
- Нила ложится с мужем. Она ласкается. Тот сначала не очень настроен, но после того, как Нила прибегает к приемам женского искусства, тоже приходит в должное настроение.
- Любовные игры.
- И за тем окном, и за тем, и за тем…
- Тысячи, десятки тысяч супружеских пар и любовников одновременно предаются любви.
- Очень похоже, но все-таки по-разному.
- Страстное лицо женщины. Смеющееся лицо. Нежное лицо. Плачущее лицо. Скучающее лицо. Мертвое лицо, закрытые глаза. Открытые глаза, изумление, страх — впервые.
- Лица (мерно движущиеся) мужчин. Деловитое. Напряженное. Задыхающееся. Смеющееся. Нетерпеливое. Солдатское. Снисходительное.
- Нет, неправда, что это тоже похоже на конвейер. Сколько пар — столько любовей.
- И неправда, что в этом есть что-то механическое. Так говорят только обделенные, несчастные люди.
- А Нила счастлива. Всем существом, всем телом, всей душой. Муж любуется ею, он горд, что вызывает в ней такие чувства. Гладит Нилу по голове. Они засыпают.
- И тут же — звонок будильника.
- И все начинается сначала.
- Но вот утро, когда будильник не звонит.
- Нила хватает его, трясет. Смотрит на календарь.
- Воскресенье!
- Сегодня — выходной день!
- Она тормошит спящего мужа, шепчет ему что-то на ухо.
- Он отворачивается.
- Нила немного обижена.
- Но, поразмыслив, встает и после душа начинает готовить праздничный обед.
- Регулярно входит в комнату, садится у постели и смотрит на мужа. Спящие мужчины похожи на детей, а всякая женщина хочет, чтобы ее муж был отчасти ее ребенком (и жалеет, что не она родила его для себя).
- Муж спит до самого обеда.
- Зато и аппетит у него замечательный. На десерт опустошает целую банку консервированных фруктов (яркая желтая этикетка на банке). Нила смеется: неужели все одолеешь? Он нарочито давится, но доедает.
- После обеда он выходит на крошечный балкончик и осматривает город с высоты сорокового или шестидесятого этажа.
- Он одевается. Ему хочется погулять.
- Нила тоже одевается, но медлит, ищет то одно, то другое. Ей гулять явно не хочется. Она копошится в шкафу.
- Муж, слегка раздосадованный, идет, чтобы помочь ей. Роется в шкафу. Нила целует его. Он отстраняется. Оступившись, падает. Они возятся в шкафу.
- Одежда валяется как попало, они на полу — растерзанные. Она счастлива, он приятно утомлен. Гулять расхотелось.
- Вечер. Нила сама ставит перед мужем две бутылки пива и включает телевизор.
- И опять работа.
- Через открывающееся окошко справа Нила успевает разглядеть только руки. На левой руке, у большого пальца, шрам.
- А слева руки морщинистые. И ярко-красные рукава. Наверное, это любимый цвет. Всегда ярко-красные рукава. У соседки справа руки бывают и голые, и в чем-то газовом, и с коротким цветным рукавом. Любит приодеться.
- Зуммер. Нила ничего не понимает. Конвейер остановлен. Топот ног. Неясные крики.
- Надпись: «Ничего страшного. Работайте внимательнее, и ни у кого не будет неприятностей».
- Приоткрывается окошко справа.
- Там теперь другие руки.
- Окошко открывается и закрывается, Нила изучает руки. Они очень большие. Это крупная женщина. Или даже мужчина.
- Сегодня Нила почему-то торопится.
- Она бежит из проходной к дороге, но не садится в автобус, а берет такси.
- Когда возвращается муж, он удивлен. Какие-то запахи… Музыка…
- Он входит.
- Накрыт стол, в центре — именинный пирог со свечками.
- И любимые фрукты в желтой банке.
- Нила преподносит ему подарок: часы.
- Муж рассматривает их, улыбается.
- Нила приглашает его к столу, но муж так растроган и так возбужден (мужчины в состоянии сентиментальности легко возбуждаются), что решает отложить ужин. Он подхватывает Нилу на руки и несет к постели.
- Нила работает, улыбаясь: вспоминает вчерашний вечер.
- И — упускает одну деталь. Задвижка чуть не прижала ей пальцы.
- Загорается надпись: «Предупреждение!»
- Пальцы Нилы дрожат.
- Вечером она рассказывает об этом мужу, стоя на балкончике. У того тоже подрагивают пальцы. Он курит. И бросает окурок вниз. Окурок падает долго, очень долго, будто с неба.
- И опять — работа.
- И снова — работа.
- Работа без конца.
- Но Нила опять улыбается.
- На этот раз она идет к дороге очень медленно. Пропускает пару переполненных автобусов.
- Едет.
- Медленно идет к дому.
- Поднимается в лифте. Тихо открывает ключом дверь. Входит.
- Прислушивается, принюхивается. Заглядывает в комнату.
- Видит: муж сидит перед телевизором, пьет пиво. Телевизор работает очень громко.
- Нила с надеждой идет в кухню, но и там ничего особенного.
- Она садится на пол в прихожей.
- Муж идет в кухню, обнаруживает ее. Удивлен.
- И вдруг бьет себя по лбу. Поднимает Нилу, утешает ее, ласкает. Она вырывается.
- Муж выбегает из квартиры.
- Возвращается с букетом цветов.
- Но Нила уже лежит в постели и делает вид, что спит.
- Муж пытается приласкать ее.
- Нила неприступна.
- Наутро муж обнаруживает, что она уже ушла.
- Пьет кофе и хмуро смотрит в окно. Набирает номер телефона.
- Нила едет в автобусе. Звонит телефон. Она не берет трубку.
- А на проходной завода и вовсе отключает телефон и сдает его в специальное окошко — так положено.
- Весь день она работает, хмурясь, покусывая губы.
- Во время обеда ничего не ест.
- Неожиданно показывает язык камере.
- Появляется надпись: «Вы устали? Вас сменить?»
- Нила отрицательно качает головой.
- Она выходит из автобуса. Тут же появляется автобус с противоположной стороны. Из него выскакивает муж. Кричит. Бежит через дорогу. Нила делает вид, что не слышит. Она идет с выпрямленной спиной. И вдруг — вскрик, визг тормозов, звук удара. Нила останавливается. Она боится обернуться. Она поняла, что произошло.
- Утро.
- Растрепанная женщина встает, будит мужа, детей.
- Другая женщина встает, будит мужа, детей.
- Молодая пара, восстановив за ночь силы, занимается любовью.
- Нила встает — как из гроба. Бредет в ванную.
- Сидит в кухне за чашкой кофе.
- Время идет, она даже не притронулась к чашке.
- Наконец отпивает, морщится.
- Едет на работу.
- Оглядывает исподтишка людей. Все ей кажутся каким-то другими. Уродами. Невыспавшимися тоскливыми уродами.
- Она работает.
- Появляется надпись: «Хотите взять отпуск?»
- Нила отрицательно качает головой.
- Надпись: «За наш счет. На три дня. При очередном отпуске эти три дня не будут учитываться».
- Нила отрицательно качает головой.
- Надпись: «Мы Вам сочувствуем. Мы с Вами».
- Нила плюет в камеру.
- Надпись: «Пожалуйста, не надо портить оборудование».
- Нила сидит перед телевизором и пьет пиво. Ест фрукты из желтой банки.
- Выходит на балкон. С отвращением курит, выбрасывает окурок.
- И опять работа.
- Нила открывает дверь дома — и вдруг застывает. Она что-то слышит. Какое-то постукивание.
- Идет в комнату.
- Видит: приоткрылось окно, рама стучит о большой цветочный горшок.
- Нила берет горшок и выбрасывает его в окно.
- И тут же бежит из квартиры. К лифту.
- Выскакивает из дома.
- Поднимает цветок, собирает в пригоршни землю.
- Сажает цветок в другую вазу.
- А потом покупает в магазине точно такую же, что была.
- Она ходит в одном и том же. Не по сезону: стало холодно.
- Простуженная, она шмыгает носом и торопливо вытирает нос платком: надо успевать работать.
- Надпись: «Вы должны следить за своим здоровьем. Вы слишком легко одеваетесь. Извините».
- Нила стоит перед шкафом. Но не может открыть его. Не решается. Закрыв глаза, распахивает дверцу. И тут же захлопывает ее.
- Она в большом магазине. Бродит среди разноцветных женских курток.
- И оказывается в мужском отделе. На ней большая куртка. Нила смотрит на себя в зеркало. Подходит продавщица и указывает ей на женский отдел.
- Нила смотрит на нее и не понимает. Потом покупает мужскую куртку,
- а также костюм. И футбольный мяч (муж любил смотреть футбол). И кепку.
- Но и себе куртку тоже покупает. Выходит из магазина почти довольная.
- Она едет на работу в новой куртке.
- Работает.
- В глазах ее — предвкушение.
- После работы торопится на автобус.
- Входит в квартиру, идет в комнату.
- Кажется, что в кресле сидит ее муж. Плечи, кепка.
- Нила подходит и дотрагивается до его плеча. Потом, нагнувшись, целует.
- Идет в кухню, готовит ужин.
- Приносит на подносе. Ставит на столик. Открывает пиво.
- Мы видим: она одела подушки, тряпье и что-то другое в костюм, сделав нечто вроде чучела. Вместо головы — мяч.
- Нила включает телевизор, смотрит футбол. Зажигает сигарету, вставляет ее в дырку, проделанную в мяче.
- На ночь она укладывает чучело рядом с собой. Обнимает, целует его…
- Нила на работе.
- Надпись: «Вам нужен психоаналитик».
- Нила отрицательно качает головой.
- Надпись: «Это не предложение, а требование».
- Огромный тысячеоконный дом. Через одно из окон видно, как психоаналитик долго и соболезнующе что-то говорит Ниле.
- Она молчит, опустив голову.
- И опять работает.
- Надпись: «Вам помогло?»
- Нила кивает головой.
- Но, вернувшись домой, продолжает ухаживать за чучелом.
- У нее новая игра. С помадой в руках она, проходя мимо чучела, чертит что-то на «лице» чучела.
- А через некоторое время, подойдя с улыбкой к чучелу, видит помаду и тут же впадает в гнев. Бьет чучело по плечам, по голове. Швыряет в него чем попало.
- Ночью ложится одна.
- Но не выдерживает, встает, садится в кресло к чучелу, обнимает его.
- Она выходит на балкон. Что-то падает ей на голову. Она стряхивает, видит, что это непогашенный окурок. Поднимает голову. Этажей на пять выше стоит мужчина и смеется. Нила грозит ему кулаком.
- А утром, в лифте, она пытается угадать, кто кинул окурок. Не меньше десятка мужчин. Все похожи, и все не похожи.
- В автобусе рядом с нею оказывается мужчина с очень брезгливым выражением лица. Бывают люди, у которых от природы уголки глаз опущены, как у печальных клоунов. Нила смотрит, смотрит… И, не в силах удержаться, выхватывает помаду и двумя резкими движениями рисует человеку новый рот — веселый. Тот хватается за рот, выпучив глаза, Нила тут же приходит в себя, достает платок, чтобы помочь мужчине вытереться, но тот отталкивает ее руку.
- И Нила понимает: чучело она стала считать живым человеком, а людей — чучелами. Это ее пугает.
- В квартире разгром.
- Нила достает из шкафа вещи мужа и увязывает их в большой узел.
- Потом приходят люди и выносят мебель.
- Красят стены.
- Вносят новую мебель. Скромную, но хорошую.
- Ничего от прежней жизни.
- Последнее — часы. Нила стоит на балконе и смотрит на них. Размахивается.
- Нет.
- Пусть останется хотя бы это.
- И еще — фотографии из прежней жизни.
- И опять работа, работа, работа…
- Конвейер останавливается.
- Причина в том, что одна из женщин бросила работу. Она, со странной улыбкой глядя в монитор, начинает раздеваться.
- Надпись: «Пожалуйста, не надо!»
- Женщина продолжает.
- Зуммер, еще зуммер.
- Женщина раздевается догола.
- Приставляет стул к двери. В дверь ломятся. Выбивают дверь. Женщину хватают. Она вырывается. Пена на губах.
- Люди выходят из здания предприятия, и видно, что многие перешептываются. Делятся новостью.
- На другой день история повторяется с другой женщиной. И тут же начинают раздеваться третья, четвертая… Психоз передался неведомым образом и охватил почти всех.
- Нила тоже начинает расстегивать кофточку на груди.
- Надпись: «Остановитесь! Камеры не работают!»
- Придя следующим утром на работу, Нила обнаруживает, что камеры нет, это место гладко заштукатурено. Табличка с надписью на нескольких языках: «Наблюдения больше не будет. Мы Вам доверяем».
- Но на проходной теперь установлены металлоискатели, всех просвечивают.
- Некоторое время никто не верит. Кто-то корчит рожи, кто-то полуобнажается. Убеждаются: камер нет.
- И тут Нила получает в ванночке бумажку с запиской. Это не известный ей язык. Она прячет бумажку в кармашек блузки.
- Дома рассматривает бумажку.
- В книжном магазине, где есть книги на различных языках, Нила ходит в отделе словарей и пытается найти что-то похожее. Обращается к продавщице, та дает ей толстый том.
- Дома Нила наконец переводит фразу, подписывая под ней найденные в словаре слова.
- «Как ты имя?»
- Подумав, Нила пишет на обороте: «Нила».
- На работе она вбрасывает записку в окно справа.
- И вскоре получает ответ.
- Дома переводит его: «Вэй. Я мужчина. Я молодой».
- «Ну и что?» — спрашивает Нила в ответной записке.
- «Обменяемся фотографиями».
- «Зачем?»
- «Я буду видеть, что за стена живой человек».
- В день по записке. Потому что надо перевести, ответить, дождаться, когда сосед переведет и ответит.
- Нила перебирает фотографии. Почти все — с мужем. Но вот она отдельно, смеющаяся.
- Она бросает Вэю свою фотографию. А он ей тут же — свою. Довольно симпатичный молодой человек.
- После этого Нила получает записку: «Ты красивая».
- Переведя ее дома, отвечает: «Ты тоже ничего».
- Он предлагает: «Давай учить я твой язык, а ты мой. Будет легко общаться».
- Нила сидит со словарем и учебником.
- Теперь переписка идет оживленнее.
- «Я почему-то чувствовал, что рядом красивая женщина. Я всегда это чувствую».
- «Ты увлекаешься женщинами?»
- «Только теми, которые нравятся».
- «И много их?»
- «Нет. Уже два месяца не было ни одной».
- «Так долго?» — пишет Нила с улыбкой.
- «А ты одна?» — спрашивает Вэй.
- Нила не отвечает.
- «Я что-то не то спросил?»
- «Я одна», — отвечает Нила.
- «Я тебя жду третий день и не могу увидеть», — пишет Вэй.
- «Нас тут слишком много».
- «Давай встретимся».
- «Нет».
- «Почему?»
- «Нет».
- «Почему?»
- «Зачем?»
- «Пообщаться».
- «Я ненавижу мужчин».
- «За что?»
- «Глупый вопрос. Вот если бы любила, тогда бы спросили, за что?»
- «Мы можем общаться не как мужчина и женщина, а как просто люди».
- «Вы умеете?»
- «Не пробовал. Но когда-то надо учиться».
- Нила усмехается.
- Вэй ждет ее у проходной.
- Они идут по улице рядом, но как чужие. Не касаясь друг друга.
- Оказываются возле кинотеатра.
- Входят.
- Смотрят какое-то кино. Вэй хохочет, Нила сидит с каменным лицом. Вэй удивленно смотрит на нее, тогда Нила начинает тоже смеяться, Но слишком громко. Похоже на истерику.
- Они сидят в кафе у окна.
- Вэй пьет коктейль через соломинку.
- Он что-то говорит, но Нила не понимает. Он достает словарь, пишет что-то в блокноте. Они ведь изучали только письменный язык. Как говорить, они не знают.
- А Нила рассматривает его лицо. И оно кажется ей неприятным. В ушах какой-то пух. Из носа торчат волосы. То ли прыщик, то ли родинка возле губы. Неприятно изгибаются губы, когда он смеется. Зубы некрасивой формы. Так ей кажется.
- Он кладет свою руку на ее ладонь.
- Нила вскакивает, задев стол и опрокинув чашку с кофе. И уходит.
- На следующий день получает записку.
- «Что я не так сделал?»
- «Все».
- «Я тебе не нравлюсь?»
- «Нет».
- «Почему?»
- «Ты урод».
- «Это неправда».
- Нила не отвечает.
- «Ты тоже не красавица», — пишет Вэй.
- Нила не отвечает.
- Она не отвечает и на последующие его записки.
- Он ждет ее после работы. Она проходит мимо. Вэй идет за ней, она оборачивается и говорит что-то резкое.
- Вэй пожимает плечами.
- Нила едет в лифте вдвоем с мужчиной средних лет, который блудливо посматривает на нее. Лифт останавливается. Нила, чуть помедлив, смотрит на мужчину и кивает ему. Тот радостно выходит.
- Ночь. Нила очень старается, но нет ни страсти, ни даже увлечения. А мужчина разнежился. Целует ей руки, плечи. Целует родинку на ее шее.
- Нила встает и бросает ему одежду.
- Она буквально выпихивает его из квартиры.
- Однако следующим вечером — звонок.
- Нила видит в глазок — мужчина с цветами и бутылкой вина.
- Нила идет в кухню, берет кастрюльку с супом, открывает дверь, выплескивает в кавалера, захлопывает дверь.
- Выйдя из проходной, Нила видит, как Вэй, дождавшись симпатичную девушку, обнимает ее за плечи. Похоже, Нилу это совсем не волнует.
- Вскоре она получает записку: «Как жизнь?»
- И оставляет ее без внимания.
- «А у меня все отлично!» — хвалится Вэй.
- Нила игнорирует.
- «Хотя она и дура!» — неожиданно сообщает Вэй.
- На этот раз Нила отвечает:
- «Тебе повезло».
- Вэй отвечает:
- «Ты мне нравишься больше, но ты странная».
- Дома Нила рассматривает фотографии с мужем. На фоне домов, на берегу моря, в ресторанчике, в парке аттракционов…
- Когда она выходит из проходной в очередной раз, Вэй все так же ждет свою девушку. И дождался. И обнял ее. А Нила прошла мимо, но вдруг остановилась. Посмотрела на Вэя. Усмехнулась. Тот что-то пробормотал и торопливо отошел от подружки. Та возмущена.
- Нила фотографируется с Вэем на фоне домов, на берегу моря, в ресторанчике, в парке аттракционов. Точно там, где снималась с мужем. И точно в таких же позах. Рядом. Взявшись за руки. Обнявшись. Но как только «сессия» кончена, она отстраняется.
- Дома Нила кладет рядом с прежними фотографиями новые. Всматривается.
- И опять работа.
- Надпись: «Внимание! Через три дня конструкция будет изменена. Приготовьтесь».
- «Внимание! Через два дня конструкция будет изменена. Приготовьтесь».
- «Внимание! Через день конструкция будет изменена. Приготовьтесь!»
- Вэй пишет: «Скорей бы уже! Нервы дергают!»
- «Внимание! Завтра конструкция будет изменена!»
- И наконец:
- «Ваша деталь изменила конфигурацию!»
- Конвейер двинулся.
- Нила ждет.
- Все то же самое — лишь втулка стала меньше. Но Нила с непривычки еле справляется.
- Целый день уходит у нее на то, чтобы наладить работу.
- «А что мы делаем?» — пишет Вэй.
- «Этого не знает никто. А тебе нужно?»
- «Да нет, мне все равно. Когда ты пригласишь меня домой?»
- «Сегодня».
- Нила и Вэй входят в квартиру.
- Она провожает его в комнату, а сама идет приготовить ужин.
- Вэй включает телевизор.
- Нила вздрагивает. Идет в комнату. Смотрит, морщась, на экран.
- Вэй понимает, что ей это почему-то неприятно, выключает телевизор.
- Нила приготовила ужин. Принесла в комнату на подносе.
- Две бутылки пива. И фрукты в желтой банке.
- Нила хочет открыть пиво (она всегда открывала сама), но Вэй берет открывалку.
- Он ест, Нила смотрит.
- Фрукты Вэю, похоже, не по вкусу.
- Нила выходит из комнаты.
- Вэй не придает этому значения, продолжает есть.
- Но Нилы нет слишком долго. Удивленный Вэй идет в кухню. Там Нилы нет. Он открывает дверь ванной. Нилы нет.
- Идет в прихожую.
- Дверь открыта, Нилы нет.
- Нила бредет по ночному городу.
- Она опять обходит те места, где фотографировалась с мужем.
- Возвращается домой.
- Вэй спит в кресле перед работающим телевизором.
- Нила выключает телевизор и, одетая, ложится на постель.
- Ночь. Вэй просыпается. Не сразу понимает, где он.
- Встает, идет в ванную.
- Вернувшись, тихонько ложится рядом с Нилой. Смотрит на нее. Она зашевелилась во сне. Положила руку на плечо Вэя. Он тихонько целует руку. Нила от-крывает и тут же закрывает глаза.
- Она так и не откроет их.
- Будут объятия и ласки, но — не откроет.
- Утром они завтракают, не глядя друг на друга.
- Вэй берет листок, пишет: «Я тебя люблю».
- Нила долго смотрит на листок. Потом поднимает глаза, полные слез.
- И опять в квартире разгром, опять ремонт.
- Нила ходит по магазинам и выбирает точно такую же мебель, какая была.
- Она покупает одежду, которая была у мужа.
- Она вынимает фотографии из альбома и вставляет на их место снимки с Вэем.
- А вечером, во время ужина, она дарит ему часы мужа.
- Вэй смеется — у него есть часы.
- Нила протягивает руку: дай посмотреть.
- Он снимает с себя часы, дает ей. Нила выбрасывает их в окно.
- Утро. Нила просыпается.
- С улыбкой готовит завтрак.
- Они вместе едут на работу, в автобусе Нила прижимается к Вэю, он улыбается, хотя и показывает ей глазами на окружающих.
- При входе Вэя отводят в сторонку и что-то ему говорят.
- Нила ждет, но он машет ей рукой: иди, иди.
- Нила входит в свою комнатку.
- С нетерпением ждет начала работы.
- Конвейер двинулся.
- Заслонка поднимается — в комнатке справа пухлые смуглые руки. Вэя перевели в другой отсек.
- Нила усмехается.
- Появляется надпись: «Это необходимо».
- Ночь.
- Любовные игры.
- Нила опять счастлива.
- Она вскакивает утром, трясет будильник, думая, что он испортился. Но смотрит на календарь — воскресенье, выходной день.
- Приняв душ, идет готовить.
- Время от времени заходит в комнату, садится рядом со спящим Вэем и смотрит на него.
- Вэй с аппетитом обедает, а потом собирается погулять.
- Но Нила медлит, что-то ищет. Она ждет, когда придет Вэй, чтобы поторопить ее. Но Вэй терпеливо сидит в прихожей на тумбочке.
- Нила срывает вещи с вешалок.
- Вэй входит в комнату. Удивлен.
- Нила начинает собирать вещи.
- И они все-таки отправляются погулять.
- Идут по улицам.
- Заходят в огромный многоэтажный супермаркет. Если посмотреть снаружи, становится жутковато: толпы людей движутся по всем этажам. Но, приблизив взгляд, можно увидеть двоих, Вэя и Нилу, которые идут обнявшись. И кажется, что все равно — в супермаркете они, или на берегу моря, или в лесу. Два человека счастливы, какая разница — где?
- Они покупают продукты, идут с корзинкой между стеллажей. Вэй берет красную банку с консервированными фруктами и ставит ее в корзинку. Нила вынимает ее, ставит желтую. Вэй упрямится, меняет банку. Нила опять вынимает красную и ставит желтую. Хорошо, пусть будет две банки: Вэй ставит красную, не вынимая желтой.
- Но Нила выхватывает красную банку и разбивает об пол.
- И уходит из магазина.
- Вэй собирает вещи.
- Нила сидит у окна.
- Вэй кладет в чемодан то, что считает своим. Костюм, туфли и т.п. То, что Нила купила ему, то, что так похоже на вещи ее мужа.
- Вэй, собрав чемодан, стоит некоторое время, но решает ничего не говорить и идет к двери.
- Нила догоняет его. Отнимает чемодан, обнимает, плачет, становится на колени.
- Он тоже встает на колени.
- Находясь в таком положении, они целуются.
- А потом — любовная сцена в прихожей.
- Стоя у проходной, Нила ждет Вэя. Его нет. Она звонит по телефону — Вэй не отвечает.
- Нила едет домой одна.
- Открыв дверь, она чувствует: что-то не так.
- Входит.
- Накрыт стол. Посредине торт со свечками. Вэй улыбается. Подходит, от-
- крывает коробочку. Там недорогой, но красивый перстень.
- Нила смотрит на него, потом надевает перстень на палец. Любуется. Целует Вэя.
- Ночью в ванной она плачет, намыливает палец, чтобы снять перстень. Снимает, бросает в мойку, пускает воду.
- Утром она с огорчением показывает Вэю руки и объясняет: мыла руки, а перстень слетел.
- Вэй берет инструменты и разбирает трубы под мойкой. И находит перстень. Тот весь в грязи, но Вэй быстро моет его. Хочет надеть на палец Нилы. Но он почему-то не лезет. Вэй облизывает ее палец и надевает перстень.
- Ночь. Нила стоит на балконе.
- Потом взбирается на перила.
- Готова прыгнуть.
- Но тут слышит какие-то звуки в комнате и спрыгивает обратно на балкон.
- Вэй выходит на балкон.
- Он ни о чем не спрашивает и ничего не говорит.
- Курит. Бросает окурок. Тот долго летит вниз. Нила смотрит туда, потом поворачивается к Вэю и горячо обнимает его.
- Она работает и улыбается.
- Вэй тоже работает. И тоже улыбается. У него простая операция: берет проволочку, просовывает в узкое отверстие какой-то детали, прикрепляет деталь
- к хитроумному сочленению и одним движением паяльника припаивает ее.
- Ужин.
- Любовные игры.
- Нила просит, чтоб Вэй поцеловал ее родинку.
- Телевизор, пиво.
- И Вэй, и Нила умиротворенны и счастливы.
- И снова выходной.
- Нила готовит обед. Оглядывает стол. Чего-то не хватает.
- Консервированных фруктов.
- Она идет в магазин и покупает там банку с фруктами. Красную.
- Возвращается домой. Вместе с нею в лифт входит человек, на которого она сначала не обращает внимания.
- Но чувствует его взгляд.
- Поднимает голову.
- Это тот самый человек, с которым у нее была короткая связь, кончившаяся вылитым на него супом.
- Мужчина улыбается. Нажимает на кнопку — лифт останавливается.
- Нила не успевает даже крикнуть — он зажимает ей рот. И начинает действовать.
- Нила отбивается, но он зажимает ее в угол, запихивает туда.
- Вэй, проснувшись, не может понять, почему нет Нилы.
- Выходит на лестничную площадку, прислушивается.
- Снизу какие-то голоса.
- Вэй бежит вниз.
- Возле открытого лифта собралась небольшая толпа жильцов.
- В кабине лежит окровавленная, задушенная Нила.
- Нила — в гробу.
- Вэй стоит над ней. И еще несколько человек.
- Гроб собираются заколачивать.
- Но тут Вэй наклоняется, облизывает палец Нилы и снимает с него перстень.
- Его оттаскивают от гроба.
- Вэй в больнице.
- Он лежит и смотрит в потолок.
- Вскакивает, стучит в дверь.
- Входят двое дюжих санитаров, успокаивают его. Он сопротивляется. Им приходится связать его.
- Связанный, он лежит долго. Утро, день, вечер, ночь, опять утро, день, ночь…
- Наконец врач, осмотрев его зрачки и задав несколько вопросов, разрешает снять смирительную рубашку.
- Похоже, Вэй успокоился.
- Он бродит по коридорам, смотрит в окна.
- Оказывается у служебной двери, когда персонал вносит какое-то оборудование.
- И тут же, воспользовавшись случаем, выскальзывает.
- Вэй стоит у предприятия. К нему выходит охранник, что-то говорит. Прогоняет Вэя. Тот не уходит. Охранник звонит начальству.
- За Вэем приезжает медицинская машина.
- И опять тянутся томительные дни в больнице. Зима, весна. Лето.
- Вэя наконец выпускают.
- И он в тот же день оказывается на предприятии.
- Его пропускают.
- Через окно (одно из тысячи) мы видим, как Вэй говорит с кадровым работником, а тот отрицательно качает головой.
- Понурый Вэй выходит из проходной.
- Но на другой день он опять там.
- Подъезжает начальственная машина, Вэй бросается к ней, пытается что-то объяснить. Но у него только несколько секунд — пока открываются ворота. Ворота открылись — машина уехала.
- Каждое утро невидимый начальник в машине, подъезжая к проходной, видит Вэя.
- Рука берет телефонную трубку, губы шевелятся: начальник отдает какое-то распоряжение. Выходит сотрудник и машет Вэю.
- Вэй идет через проходную.
- Его вводят в рабочую комнатку.
- Он садится за стол.
- Над ним двое надзирающих сотрудников.
- Это тренировочный отсек. Справа и слева сотрудники подают и принимают ванночки с одним и тем же сочленением. Один подает ванночку Вэю, тот нанизывает деталь на проволочку, прилаживает, припаивает, отдает второму, тот отрывает деталь, возвращает ванночку в исходную позицию.
- И так много раз.
- Надзирающие работники убеждаются, что Вэй может работать.
- И он работает.
- У него спокойный и решительный вид.
- Каждый день в толпе, в автобусе, в лифте он осматривает женщин. Он ищет похожую на Нилу.
- И вот в автобусе, прямо перед собой, он видит шею молодой женщины. И родинка на том самом месте.
- Вэй достает руку из кармана, разжимает ладонь. Там перстень.