Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Болт. «Мир крепежа», режиссер Михаил Сегал - Искусство кино

Болт. «Мир крепежа», режиссер Михаил Сегал

Пожалуй, лучшего названия для фильма о браке и потенциальном семейном благополучии, чем «Мир крепежа», придумать невозможно. Название вполне прозаического «нефэншуйного» магазина, расположенного напротив стильного кафе, где и встречаются герои, без прикрас являет саму суть современного брака — крепежной конструкции со множеством сочленений, гаек, заклепок, шурупов и прочего, главным винтом в которой традиционно считалась любовь. В случае с героями картины Михаила Сегала Олей и Митей все не так однозначно.

На первый взгляд — типичные романтики, наивные и миловидные влюбленные, которые просто хотят, чтобы свадьба их прошла как можно лучше, и потому обращаются за помощью к опытному «планировщику» (Андрей Мерзликин, надо признать, вжился в эту роль с поистине мефистофелевской органикой). Итак, вот двое. Любят друг друга, хотят пожениться, вполне адекватные вроде бы люди, беспокоящиеся лишь о том, как бы что не пошло не так, и стремящиеся «заранее все точно знать». Конечно, хочется, чтобы все не как у всех, чтобы оригинально, по-европейски, четко, правильно, благополучно и без пошлости. При этом готовы все же потерпеть баяниста, понимают, что нужно же и «соответствовать». Заказ, как говорится, принят. И «великий организатор» с холодным профессиональным задором Остапа Бендера принимается расписывать сценарий будущей свадьбы, ну а там — чего мелочиться — и семейной жизни.

Страх ли перед жизнью, банальный инфантилизм, наивность, тупость или просто растерянность толкают Олю с Митей на столь странный шаг, узнать нам не дано. Но факт — молодые, разложив «по полочкам» свадебные ритуалы, робко (а затем все смелее) просят «великого» предложить им варианты развития их совместной послесвадебной жизни. И варианты, конечно, находятся. Наивно ведь полагать, что в мире что-то еще не поддается безупречному прогнозированию и структурированию. Неуловимо преодолевая некую грань, будущие молодожены и хитроватый профессиональный менеджер превращаются, соответственно, в карикатурные марионетки и всемогущего судьбовидца, демиурга, способного «раскроить» жизнь по уже заготовленным лекалам на много лет вперед — до самого финала, который, собственно, тоже неизбежно кем-то планируется в самый момент нашего рождения. Как бы то ни было, молодые с готовностью, даже покорностью рассматривают и принимают «варианты» — своих будущих любовников и любовниц, перспективы личностного развития, даты своей смерти. Пресловутая свобода выбора полностью замещает, стирает свободу воли. Главное, галочки расставлены, вехи намечены, осталось лишь заполнить пространство между ними, и уже как-то полегчало — яснее стало, «что да как».

В интервью Михаил Сегал рассказывал, что импульсом к созданию фильма послужили обрывки реального разговора, подслушанного им как-то в кафе. Доведенный в фильме до гротеска, этот разговор незаметно трансформируется в сюжет пьесы современного театра абсурда, повествующей фактически о квадратуре человеческой головы, о кубизме человеческого мозга или — что вообще-то страшно — о некоем поразительном процессе механизации и обрастания сознания (или души?) непрозрачными штампованными кубическими кристаллами практицизма или еще чего похуже. Стандарт для молодой пары — все, это и есть главный «болт» их брака. Причем стандарт именно что «нестандартный», неординарный, «европейский», высокого класса, до мелочей продуманный, просчитанный, промеренный.

Абсурд — еще и зеркало. Всё — в деталях. Кто из нас хоть в одном жесте или формулировке фразы да не узнал себя? Мы выбираем место в кафе — покомфортнее, чтобы не шумно, и вид из окна приятный, и солнце не в глаза. Привычным жестом открываем меню, изучаем. Вежливо осведомляемся, свежие ли пирожные и что входит в состав коктейля, скажем, «Пчелиные колени». Привычным голосом надиктовываем официанту заказ. Едим, расплачиваемся, уходим. Нехитрый ритуал — как сама жизнь. Едим — расплачиваемся — уходим (иногда, правда, и не расплачиваемся). Оля с Митей — «зарождающаяся трепетная молодая вселенная», люди «новой формации» — готовы, кажется, пожертвовать всем ради «механизированного счастья», комфорта — комфорта свадьбы, жизни (и, видимо, смерти), комфорта «прогнозируемой эмоции» и заранее распланированных действий, реакций и чувств (в противовес естественности, которую они «уже проходили»). Или — опять страшно — даже и не подозревают, что чем-то жертвуют.

Тонкая абсурдистская ирония, избранная Сегалом в качестве подхода к этой вечной и многогранной теме, дает очень верную степень отстранения. Это и не занудствующе осудительный тон, каким представители старшего поколения бранят молодежь за отсутствие идеалов, безалаберность (хотя тут это обвинение как раз было бы необоснованно), цинизм и прочее, и не оправдательно сочувственный тон сверстника. Это взгляд именно что из-за соседнего столика в кафе, любопытный, чуть насмешливый, но и серьезный, улавливающий характеры в мельчайших подробностях. Взгляд на отчеканенные модели поведения как на факт, одновременно печальный и забавный.

Срежиссирована картина мастерски, изящно, остроумно, очень живо, ритмично, но и выверена, как, в общем, и подобает в этом «мире крепежа». А актеры органично вписаны в образы стандартизованных «гаек» и «шурупов», каждый из которых стремится непременно быть вогнанным в правильное, подобающее ему место, да так, чтоб накрепко. Безусловно, интересно, каким бы получился фильм (вероятно, уже полнометражный), повествующий о дальнейшей, уже полностью «свинченной» жизни этих молодых людей. С другой стороны, как раз в коротком метре эта история существует (и проживается зрителем) невероятно легко и органично, и полный метр, возможно, лишил бы картину всей ее прелести, а зрителя — возможности додумать, дофантазировать этот на первый взгляд нелепый анекдот.

«Мир крепежа» — эталонный анекдот, изящная мини-зарисовка на тему причуд современного общества. Смешная. Уморительная. И все-таки довольно грустная. Чувство тоски почему-то особенно отчетливо проступает в финальной сцене, на заезженной песне Fly Me to the Moon, перепетой уже всеми — от Пегги Ли до Рода Стюарта, — а в фильме бесподобно исполненной Полиной Касьяновой под аккомпанемент флегматичного баяна. В мире крепежа эта песня, увы, будет уже не актуальна.

_________________________________________________________________

«Мир крепежа»

Автор сценария, режиссер Михаил Сегал

Оператор Эдуард Мошкович

Композитор Анджей Петрас

В ролях: Андрей Мерзликин, Дарья Носик, Андрей Петров

RUmedia

Россия

2011


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Short cuts. «Лето замерзших фонтанов», режиссер Вано Бурдули

Блоги

Short cuts. «Лето замерзших фонтанов», режиссер Вано Бурдули

Зара Абдуллаева

На четвертом Национальном кинофестивале дебютов "Движение" приз за лучший сценарий был присужден картине Вано Бурдули "Лето замерзших фонтанов". В хитросплетениях судеб ее многочисленных героев разобралась Зара Абдуллаева.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Проект «Трамп». Портрет художника в старости

№3/4

Проект «Трамп». Портрет художника в старости

Борис Локшин

"Художник — чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его: он — голос своей эпохи". Максим Горький


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

«Искусство кино» учреждает грант на бесплатное обучение режиссуре в МШНК

29.08.2018

Журнал «Искусство кино» совместно с Московской школой нового кино начинает прием заявок на участие в творческом конкурсе, победитель которого получит возможность бесплатно учиться в режиссерской мастерской МШНК. Для участия в конкурсе на получение гранта претендентам необходимо снять короткий фильм на тему «Отчаяние. Гнев».