Аннотации научных статей

Зара Абдуллаева. Большие и малые
На материале фильма Бакура Бакурадзе «Охотник» автор статьи исследует уникальный стиль молодого режиссера, его эволюцию как автора и художника. По мнению критика в «Охотнике», знаковом для режиссера произведении, нет ни подражания, ни особой местной специфичности или экзотики, а есть универсальный сюжет, зрелая режиссура, конкретность кинематографической материи, прозрачность, лишенная ясности. Анализируя мотивы сосуществования в картине природного и человеческого начал, критик также отмечает, что эти категории здесь понимаются как единство, рождают не конфликт, а притяжение.
«Охотник», Бакур Бакурадзе, эволюция, универсальный сюжет, природное и человеческое начала

Елена Стишова. Venceremos!
Статья посвящена документальной картине Виталия Манского «Родина или смерть». Анализируя ряд смыслов, скрытых в этом амбициозном документальном полотне, видимые идеологические, политические и социальные аспекты жизни на Кубе, ментальность кубинцев, связь между прошлым и настоящим, а также проводя параллели с периодом советской власти в России, критик признает, что полувековой опыт социализма не истребил пассионарной энергетики кубинского народа. В честном реализме, торжествующем в этой картине над концептуальным замыслом, автор статьи видит глубокое жизнеутверждающее и гуманистическое начало.
«Родина или смерть», Виталий Манский, идеологические аспекты, опыт социализма, пассионарная энергетика, гуманистическое начало

Игорь Сукманов. Фемина торжествующая
Исследование материи картины «Портрет в сумерках» Ангелины Никоновой приводит автора к выводу о ее глубине и актуальности — как формальной, так и смысловой. Это новаторское для российского кино произведение феминистского искусства являет собой провокацию, причем не случайную, а осознанно полемичную, представляющую абсурдность маскулинного миропорядка. Критик считает оправданным сравнение Никоновой с такими радикальными фигурами, как Урсула Антоняк и Андреа Арнольд, своими резкими, порой отталкивающими работами бросающими вызов доминирующей эстетике кино, ассоциирующейся с мужским взглядом.
«Портрет в сумерках», Ангелина Никонова, феминистское искусство, провокация, маскулинный миропорядок

Зара Абдуллаева. Различение
Рецензия посвящена анализу картины «Безразличие» Олега Флянгольца, премированной на фестивале «Кинотавр». Анализируя специфическую «двойную оптику» картины, автор статьи отмечает мастерство, с которым режиссер конструирует преломленную реальность, заманивая зрителя в ловушку двойного оптического обмана, в иллюзию присутствия/отсутствия; а также ощущение погружения в карнавальную стихию, пропитывающую саму ткань фильма.
«Безразличие», Олег Флянгольц, «двойная оптика», преломленная реальность, карнавальная стихия

Наталья Сиривля. Завтра будет хуже, чем вчера
Автор рецензии анализирует проблематику, стилистику и формальное построение новой картины Владимира Котта «Громозека». Критик отмечает некоторую «аттракционность» картины, условность вневременного «постсоветского» пространства, созданного в фильме режиссером, а также его особую увлеченность деталями и формальными решениями, которые в итоге выходят на первый план, перекрывая собой психологические аспекты поведения героев и создавая эффект холодного остранения.
«Громозека», Владимир Котт, «Аттракционность», формальное построение, условность пространства, психологические аспекты, остранение

Ольга Шакина. Синдром третьего фильма
Рассматривая картину «Бедуин» Игоря Волошина в контексте творчества молодого режиссера, яркого представителя новой русской волны, автор статьи отмечает специфику и изменчивость режиссерского стиля: смешение разных жанровых приемов, «кочевание» из одной эстетики в другую, экспериментаторство, сочетание «интуитивного» и «рационального» методов. Признавая эстетические и формальные достоинства картины, критик, тем не менее, видит в ней отступление режиссера от прежней бурной визионерской стилистики.
«Бедуин», Игорь Волошин, новая русская волна, смешение жанровых приемов, экспериментаторство, визионерская стилистика

Анжелика Артюх. Идеологическая комедия
Подробно анализируя картину Авдотьи Смирновой «Два дня» и рассматривая ее в контексте традиционного жанра «ромком», автор статьи выводит ряд особенностей, выделяющих новую работу режиссера на фоне прочих произведений данного жанра в российском кино. Автор предлагает рассматривать картину Смирновой как своего рода «русский радикальный ромком». Отмечая, однако, постепенное упрощение радикализма изначального замысла за счет минимализации сюжета и актерских задач, автор признает наличие в картине важных смысловых аспектов, касающихся актуальных проблем российского общества, его идеологии.
«Два дня», Авдотья Смирнова, ромком, упрощение радикализма, минимализация сюжета, актуальные проблемы общества, идеология

Тамара Дондурей. Обстоятельство времени
Предмет анализа — короткометражная работа «Незначительные подробности случайного эпизода» Михаила Местецкого. Автор статьи рассматривает новую работу режиссера в контексте классического онтологического мотива остановки поезда, ставшего бродячей метафорой существования, застревания в пространстве на границе между прошлым и будущим, сном и явью, желаемым и действительным. Раскрывая многочисленные смыслы, аллюзии и интерпретации, заложенные в этой построенной на гиперболах сюрреалистической картине, критик утверждает глубину и эстетическую зрелость данного произведения, полноценного высказывания молодого режиссера.
Михаил Местецкий, мотив остановки поезда, граница между сном и явью, эстетическая зрелость, аллюзия

Елена Паисова. Болт
Статья посвящена анализу короткометражной картины Михаила Сегала «Мир крепежа», премированной на кинофестивале «Кинотавр». Автор статьи исследует процесс актуализации такой классической и уже тривиальной темы, как брак и семейное благополучие, а также утверждение новых поведенческих схем и психологических мотивировок современного человека на материале короткометражного кино, гротескного, сюрреалистичного, анекдотичного, и тем не менее чрезвычайно правдивого.
«Мир крепежа», Михаил Сегал, актуализация классической темы, поведенческие схемы, мотивировки, гротеск, анекдотичность

Книга и дым

Блоги

Книга и дым

Зара Абдуллаева

О всестороннем и значительном исследовании Ларисы Малюковой «Сверхкино. Девяностые / Нулевые», посвященном современной российской анимации, – Зара Абдуллаева. 

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

№3/4

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

Зара Абдуллаева

Корнелиу Порумбою, как и Кристи Пуйю, продолжает исследовать травматическое сознание своих современников, двадцать семь лет назад переживших румынскую революцию. Второй раз после «Второй игры», показанной тоже на Берлинале в программе «Форум», он выбирает фабулой своего антизрелищного документального кино футбол. Теперь это «Бесконечный футбол».

Новости

В Москве начался XIII-й фестиваль израильского кино

01.11.2013

C 1 по 17 ноября в Москве пройдет тринадцатый ежегодный фестиваль современного израильского кино, организованный посольством государства Израиль в РФ совместно с кинотеатром «Пионер».  В этом году программа фестиваля расширилась и состоит из трех тематических блоков. Игровое кино традиционно будет представлено в «Пионере», «Большой фестиваль мультфильмов» познакомит зрителей с самобытной израильской анимацией, а в Центре документального кино будут показаны лучшие неигровые картины израильских режиссеров.