Аннотации научных статей
- №8, август
- "Искусство кино"
- Зара Абдуллаева. Большие и малые
- На материале фильма Бакура Бакурадзе «Охотник» автор статьи исследует уникальный стиль молодого режиссера, его эволюцию как автора и художника. По мнению критика в «Охотнике», знаковом для режиссера произведении, нет ни подражания, ни особой местной специфичности или экзотики, а есть универсальный сюжет, зрелая режиссура, конкретность кинематографической материи, прозрачность, лишенная ясности. Анализируя мотивы сосуществования в картине природного и человеческого начал, критик также отмечает, что эти категории здесь понимаются как единство, рождают не конфликт, а притяжение.
- «Охотник», Бакур Бакурадзе, эволюция, универсальный сюжет, природное и человеческое начала
-
- Елена Стишова. Venceremos!
- Статья посвящена документальной картине Виталия Манского «Родина или смерть». Анализируя ряд смыслов, скрытых в этом амбициозном документальном полотне, видимые идеологические, политические и социальные аспекты жизни на Кубе, ментальность кубинцев, связь между прошлым и настоящим, а также проводя параллели с периодом советской власти в России, критик признает, что полувековой опыт социализма не истребил пассионарной энергетики кубинского народа. В честном реализме, торжествующем в этой картине над концептуальным замыслом, автор статьи видит глубокое жизнеутверждающее и гуманистическое начало.
- «Родина или смерть», Виталий Манский, идеологические аспекты, опыт социализма, пассионарная энергетика, гуманистическое начало
-
- Игорь Сукманов. Фемина торжествующая
- Исследование материи картины «Портрет в сумерках» Ангелины Никоновой приводит автора к выводу о ее глубине и актуальности — как формальной, так и смысловой. Это новаторское для российского кино произведение феминистского искусства являет собой провокацию, причем не случайную, а осознанно полемичную, представляющую абсурдность маскулинного миропорядка. Критик считает оправданным сравнение Никоновой с такими радикальными фигурами, как Урсула Антоняк и Андреа Арнольд, своими резкими, порой отталкивающими работами бросающими вызов доминирующей эстетике кино, ассоциирующейся с мужским взглядом.
- «Портрет в сумерках», Ангелина Никонова, феминистское искусство, провокация, маскулинный миропорядок
-
- Зара Абдуллаева. Различение
- Рецензия посвящена анализу картины «Безразличие» Олега Флянгольца, премированной на фестивале «Кинотавр». Анализируя специфическую «двойную оптику» картины, автор статьи отмечает мастерство, с которым режиссер конструирует преломленную реальность, заманивая зрителя в ловушку двойного оптического обмана, в иллюзию присутствия/отсутствия; а также ощущение погружения в карнавальную стихию, пропитывающую саму ткань фильма.
- «Безразличие», Олег Флянгольц, «двойная оптика», преломленная реальность, карнавальная стихия
-
- Наталья Сиривля. Завтра будет хуже, чем вчера
- Автор рецензии анализирует проблематику, стилистику и формальное построение новой картины Владимира Котта «Громозека». Критик отмечает некоторую «аттракционность» картины, условность вневременного «постсоветского» пространства, созданного в фильме режиссером, а также его особую увлеченность деталями и формальными решениями, которые в итоге выходят на первый план, перекрывая собой психологические аспекты поведения героев и создавая эффект холодного остранения.
- «Громозека», Владимир Котт, «Аттракционность», формальное построение, условность пространства, психологические аспекты, остранение
-
- Ольга Шакина. Синдром третьего фильма
- Рассматривая картину «Бедуин» Игоря Волошина в контексте творчества молодого режиссера, яркого представителя новой русской волны, автор статьи отмечает специфику и изменчивость режиссерского стиля: смешение разных жанровых приемов, «кочевание» из одной эстетики в другую, экспериментаторство, сочетание «интуитивного» и «рационального» методов. Признавая эстетические и формальные достоинства картины, критик, тем не менее, видит в ней отступление режиссера от прежней бурной визионерской стилистики.
- «Бедуин», Игорь Волошин, новая русская волна, смешение жанровых приемов, экспериментаторство, визионерская стилистика
-
- Анжелика Артюх. Идеологическая комедия
- Подробно анализируя картину Авдотьи Смирновой «Два дня» и рассматривая ее в контексте традиционного жанра «ромком», автор статьи выводит ряд особенностей, выделяющих новую работу режиссера на фоне прочих произведений данного жанра в российском кино. Автор предлагает рассматривать картину Смирновой как своего рода «русский радикальный ромком». Отмечая, однако, постепенное упрощение радикализма изначального замысла за счет минимализации сюжета и актерских задач, автор признает наличие в картине важных смысловых аспектов, касающихся актуальных проблем российского общества, его идеологии.
- «Два дня», Авдотья Смирнова, ромком, упрощение радикализма, минимализация сюжета, актуальные проблемы общества, идеология
-
- Тамара Дондурей. Обстоятельство времени
- Предмет анализа — короткометражная работа «Незначительные подробности случайного эпизода» Михаила Местецкого. Автор статьи рассматривает новую работу режиссера в контексте классического онтологического мотива остановки поезда, ставшего бродячей метафорой существования, застревания в пространстве на границе между прошлым и будущим, сном и явью, желаемым и действительным. Раскрывая многочисленные смыслы, аллюзии и интерпретации, заложенные в этой построенной на гиперболах сюрреалистической картине, критик утверждает глубину и эстетическую зрелость данного произведения, полноценного высказывания молодого режиссера.
- Михаил Местецкий, мотив остановки поезда, граница между сном и явью, эстетическая зрелость, аллюзия
-
- Елена Паисова. Болт
- Статья посвящена анализу короткометражной картины Михаила Сегала «Мир крепежа», премированной на кинофестивале «Кинотавр». Автор статьи исследует процесс актуализации такой классической и уже тривиальной темы, как брак и семейное благополучие, а также утверждение новых поведенческих схем и психологических мотивировок современного человека на материале короткометражного кино, гротескного, сюрреалистичного, анекдотичного, и тем не менее чрезвычайно правдивого.
- «Мир крепежа», Михаил Сегал, актуализация классической темы, поведенческие схемы, мотивировки, гротеск, анекдотичность