Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Карловы Вары—2011: Безрадостный экран - Искусство кино

Карловы Вары—2011: Безрадостный экран

Эва Заоралова, арт-директор Карловарского международного фестиваля, с именем которой прочно связаны его постсоветское возрождение, престиж и слава, ушла в отставку, увенчанная почетной государственной наградой.  На эту должность — с подачи Заораловой — заступил Карел Ох, ветеран команды, многоопытный куратор документального конкурса, а в последние годы уже вице-арт-директор. Пани Эва, хоть и сложила прежние полномочия, фестиваль не покинула, осталась арт-консультантом. Само собой, зримые изменения наступят разве что в будущем году — пока что новый арт-директор даже не опубликовал в каталоге традиционный текст — введение в очередную фестивальную программу. 

 

 

КВФ сохранил статус-кво: те же конкурсы, те же программы, именитые гости, раритетные ретроспективы, мастер-классы выдающихся кинематографистов, толпы студентов, приезжающих сюда со всей Европы, аншлаг в любое время в каждом фестивальном зале, etc. Но — сущая мелочь: отменилась ежедневная встреча участников фестиваля на крытой террасе в торце отеля «Термаль», остающемся приютом для КВФ еще с советских времен. Вроде бы пустяк. Ну что с того, если фестивальная публика привыкла после просмотров для прессы устремляться в сторону террасы, чтобы повидаться с коллегами, познакомиться с конкурсантами да еще и пропустить по рюмочке за казенный счет. Как привыкла — так и отвыкнет. И правда — дня три подряд фестивальный народ все еще влекся к привычному месту встречи. А потом — все, перестал. Но заметно потускнел.

Такого рода мелочи из разряда огромных прямо соотносятся с форматом фестиваля. А формат — дело тонкое. Недаром же англичане по сей день сохраняют в общественных местах умывальные раковины без смесителя. Вода холодная и горячая льется из разных кранов, а смешать ее можно, закрыв пробкой сливное отверстие. Британцы не намерены поступаться своими традициями. А в Карловых Варах сложившийся за пятнадцать лет симпатичный ритуал зачем-то порушили, не предусмотрев массовую реакцию: «Раз пани Эвы нет, то незачем и встречаться».

Слабость конкурсной программы я ни в коем случае не хочу объяснить отсутствием Заораловой. Это было бы неправдой, потому что пани Эва принимала самое активное участие в формировании программ и на фестивале присутствовала, как обычно. Да и не впервые такое в Карловых Варах. После Канна и Москвы, а ММКФ — прямой конкурент Карловых Вар, сферы интересов обоих фестивалей пересекаются: очень сложно собрать конкурс из штучных фильмов. Карловарские программеры давно сделали крен в сторону кинематографа второго эшелона — фильмов, как правило, малобюджетных и непафосных, зато осваивающих проблематику и поэтику, которая еще не влилась в мейнстрим. Частенько на карловарском конкурсном экране появляются странные люди — маргиналы, чудаки, фрики, инвалиды-колясочники, дивиантные тинейджеры — словом, персонажи, которые не допускались на экран в кинематографе соцлагеря.

Форматирование реальности, захватывающее скрытое и стыдное, типично для постмодернистской парадигмы. От героики, каковой нас обкормил принудительный соцреализм, современное искусство отдыхает, озабоченное, скорее, проблемами маргиналов, униженных и оскорбленных. В этом сезоне из двенадцати фильмов конкурса три уводили зрителя в зону перверсий. Испанская психодрама «Не бойся» (No tendas miedo, режиссер Монксо Армендарис): счастливое детство папиной любимицы оборачивается трагедией непоправимых последствий инцеста. Стилизованный комикс дебютантки из Германии Циски Риманн «Кукольные чудовища» (Lollipop Monster) — параллельная хроника двух деструктивных семеек, чьими жертвами становятся их пятнадцатилетние дочери-подружки. Брюнетка-вамп и блондинка не готовы к тому, чтобы интегрироваться в мир нормальных людей и нормальных отношений. Они выросли в выгородке, где все понарошку — даже самоубийство папаши одной из героинь, который повесился на дереве напротив школы своей дочери, выглядит розыгрышем. Героиням, видимо, на роду написано остаться в пространстве кислотного комикса, где один не слышит другого, а боли и вовсе никто не чувствует.

Возможная перспектива подружек развернута в немом бурлеске «Отдых у моря» (Holydays by the Sea) французского автора Паскаля Рабате, известного на родине своими комиксами. Его протагонисты — представители нижних слоев общества — торжественно выезжают на природу в самодельных авто и важно живут в домиках, сложенных из картонных коробок. Снятая в традициях великого Жака Тати (по словам режиссера), картина почему-то совсем не смешная, скорее, печальная. Жалко этих бедолаг, не обретших смелость жить с открытыми глазами, но неукоснительно следующих правилам общества потребления, где стыдно быть бедным. Честно говоря, жалко и автора, которому не удалось преодолеть статичность рисунка, — статуарное изображение в фильме словно бы не движется, так и хочется перевернуть страницу. Жюри, однако, оценило французский опус и вручило режиссеру престижный приз за лучшую режиссуру.

К группе картин, где без психоаналитика не разберешься, примыкает и немецкая «Трещина в скорлупе» (Die Unsichtbare, режиссер Кристиан Швохов) — попытка взглянуть на ролевые позиции личности как на возможность изменить судьбу. Девушка из проблемной семьи с матерью-разведенкой и сестрой-инвалидом вдруг получает главную роль в спектакле студенческого театра. И сама не может взять в толк, что это она, убитая бытом девственница, пленяет молодых людей, кокетничает, принимает приглашения поужинать в ресторане. Героиня, примеряя новую идентичность, переживает психологическую ломку: обретенная в новом образе свобода кончается, стоит только снять парик и смыть грим… Немецкая актриса Штине Фишер Кристенсен увезла из Карловых Вар «Хрустальный глобус» за лучшую женскую роль.

«Бедуин» Игоря Волошина, не однажды отмеченного в других программах КВФ, в этот раз был приглашен в большой конкурс. Парадоксально, что режиссер, известный авангардистскими замашками, попал в число претендентов на «Хрустальный глобус», когда поставил кино про суррогатное материнство в жанре жестокой мелодрамы с экзотическим финалом, снятым в иорданской пустыне. Картина прошла незаметно, не вдохновив на награду ни одно жюри — а им здесь несть числа, как и на каждом крупном фестивале.

Большое жюри во главе с классиком европейского кино Иштваном Сабо присудило «Хрустальный глобус» израильскому кинороману «Реставрация» (Boker Tov, Adon Fidelman) в постановке Иосифа Мадмони, известного у себя на родине создателя рейтинговых сериалов. Картина была приглашена в Карловы Вары на кинофестивале «Санденс», где получила приз за лучший сценарий.

В самом деле, нынче нечасто встретишь на экране адекватно воплощенную романную структуру, не испорченную модными аттракционами типа «экшн». «Реставрация» вовсе не стесняется своей старомодности — напротив, гордится ею, понимая, что сегодня умение актуализировать забытый стиль называется искусством винтажа. Семейная драма без политических обертонов построена на тонком рисунке отношений, длительных ли, как отношения героя с сыном, или совсем коротких, подобных встрече реставратора старинной мебели с молодым человеком, прямо с улицы, без всяких рекомендаций, пришедшим наниматься на работу. Юноша, про которого мы ничего толком так и не узнаем — может, он репатриант из России? — недолго пробудет в мастерской, но за это время словно вольет новую кровь в распадающуюся семью. Он оживит обанкротившийся было бизнес, заставит старика реставрировать антикварный «Стенвей», станет ему ближе, чем родной сын, заведет роман с беременной невесткой и, в конце концов, будет изгнан. Он выполнил свою миссию — реставрировал семейные отношения.

Самой сильной работой в конкурсе мне показался «Цыган» (Cigan) Мартина Шулика — лидера словацкого кино (Спецприз жюри). Через судьбу своего протагониста, тинейджера Адама, режиссер диагностирует состояние цыганского этноса, компактно проживающего в Словакии в больших селах. Согласно фильму, этнос криминализируется, вымирает, обитатели села смирились с положением изгоев и платят за свое унижение неприятием мира других. Вражда достает Адама в родном доме — в лице отчима, коррумпированного и жестокого мужика, требующего от пасынка подчинения и участия в его грязных делах. Парень уходит из дома, приют ему дает священник сельской церкви.

Помимо социальной аналитики, приближающей поэтику фильма к документу, в нем бьется тонко натянутая духовно-поэтическая струна. В самые сложные моменты жизни мальчику является его погибший от бандитского ножа отец, не видимый никем, кроме сына. А в финале по диагонали кадра важно прошагает невесть откуда взявшийся страус. Залетная птица, посланница иных миров, поставит точку в этом безрадостном нарративе.

…Между тем каждый фестивальный сеанс неизменно начинался взрывом смеха. Трехлетней давности проект о приключениях хрустальной девушки с хрустальным глобусом в руках — приза, вручаемого за вклад в киноискусство, — оказался долгоиграющим. Каждый сезон появляются свежие трейлеры с новыми celebrities. Успех оглушительный. В этом году публику насмешил Джуд Лоу. Он ловко отпилил статуэтку от глобуса и украсил ею капот автомобиля. В новом сезоне публика увидит, на что употребила карловарскую награду великолепная Джуди Денч. Она дала согласие сняться для трейлера, который покажут в Карловых Варах в июле 2012-го.

 

 


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Kinoart Weekly. Выпуск 113

Блоги

Kinoart Weekly. Выпуск 113

Наталья Серебрякова

Наталья Серебрякова о 10 событиях минувшей недели: умерли Киаростами и Чимино; ретроспектива Яна Немеца; постер к новому фильму Херцога; Содерберг возьмется за "панамский скандал"; Марк Казинс исследует Конэнгейт; советы Йонаса Мекаса; Хоакин Феникс против секс-траффика; Беренис Бежо в роли общественного добровольца; Цай Мин Лян говорит на камеру.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

№3/4

Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

Антон Долин

В связи с показом 14 ноября в Москве картины Филипа Грёнинга «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» публикуем статью Антона Долина из 3-4 номера журнала «Искусство кино».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

На IV-м ЗМКФ победили «Диалоги» Ирины Волковой

03.06.2014

2 июня в Чите завершился Четвертый Забайкальский международный кинофестиваль. На торжественной церемонии закрытия были вручены следующие призы. Лучшим фильмом IV ЗМКФ признана российская драма «Диалоги» режиссера Ирины Волковой. Приз за лучшую мужскую роль был вручен Максиму Суханову («Роль»), за лучшую женскую роль – Жюльетт Бинош («Камилла Клодель, 1915»). Приз за лучший сценарий получили южнокорейцы Хван Чжо Юн и Чанг-мин Чо («Маскарад»). Лучший режиссер – Мишель Гондри («Пена дней»). Специальный приз жюри – операторская  работа Сергея Мачильского в фильме «Зеркала». Эта же картина Марины Мигуновой получила и приз зрительских симпатий.