Без грязи. W.E., режиссер Мадонна

 

Картина Мадонны W.E. могла разочаровать только неисправимых романтиков. Все остальные, включая горячих поклонников поп-дивы, за почти тридцать лет стахановской деятельности необратимо изменившей лицо шоу-бизнеса, не ожидали от нее гениальных свершений в кинорежиссуре. И без фильма было понятно, что в режиссерское кресло поносимая книжными червями богиня дискотек уселась с благородной целью встряски и обновления. Редкая способность Мадонны в пятьдесят три года начать все с нуля и по доброй воле поставить себя в уязвимое положение дебютантки является не только мотивацией ее обращения к режиссерской профессии, но объяснением причин, по которым эта легендарная женщина многие десятилетия держится на плаву и, надо полагать, переживет еще не одну свою подражательницу.

Предположение о том, что предприимчивая и неутомимая Material Girl готовит себе в кино плацдарм для боевых действий после выхода на пенсию в качестве поп-исполнительницы, будет неверным. На пенсию она явно не собирается (пятьдесят лет в отменившем возрастной уклад ХХI веке — примерно то же самое, что сорок лет в прошлом), в настоящий момент готовит к выпуску новый альбом, с нетерпением ожидаемый миллионами фанатов во всем мире. Пусть у нее и давний роман с кинематографом (принято считать, что актерская судьба Мадонны не задалась, несмотря на полученный за «Эвиту» «Золотой глобус», на работу с Абелем Феррарой, Спайком Ли, Вуди Алленом, Уэйном Вонгом и Полом Остером, на участие в фильмах Уоррена Битти и Гая Ричи), не привыкшая сидеть без дела звезда в любой момент может найти себе развлечение и покруче. Например, полеты в космос.

Не умеющая халтурить и упорно отказывающаяся бронзоветь икона поп-музыки подошла к своему первому коммерческому, предназначенному для выхода в кинопрокат фильму со всей серьезностью. Никто не сможет упрекнуть Мадонну в том, что кино за нее снимал дядя. Нет, она самоотверженно и самостоятельно набила все шишки, совершенно напрасно не прибегнув к посторонней помощи бывших мужей и друзей-кинорежиссеров (в числе последних сам Гас Ван Сент). Будь по-другому, не сделала бы, кажется, всех ошибок, которые только можно сделать в дебютной картине (хотя формально это ее второй фильм). Она невероятно затянута, чрезмерно полагается на закадровую музыку, неуместный клиповый монтаж и неустанное движение камеры, а драматургия, неумело пытающаяся соединить «самую известную историю любви ХХ века» с современной сюжетной линией, то и дело вязнет в повторах — особенно в последней трети фильма.

По жанру W.E. (в названии обыграны инициалы простой американской женщины Уоллис Симпсон и женившегося на ней английского короля Эдварда VIII) — романтическая драма, которая вполне может впечатлить чувствительных зрительниц. Как впечатлила история любви августейшей особы к простолюдинке героиню фильма по имени Уолли Уинтроп (Эбби Корниш). Современная жительница Нью-Йорка не вылезает из музея и с аукционов «Сотбис», зачарованная вещами и драгоценностями миссис Симпсон. Когда, вероятно, перепутав себя с Мадонной, она за десять тысяч долларов приобретает ее перчатки, непонимающий муж немедленно избивает ее ногами.

Так же когда-то обходились и с самой Уоллис Симпсон: в прологе картины ее первый муж, по происхождению явно не принц, выволакивает девушку из ванны, чтобы побить ее. Бесконечно рифмуя похожие судьбы тезок, пострадавших от мужских ног, феминистка Мадонна, в реальной жизни беззастенчиво использовавшая мужчин, уверяет, что участь женщины — это страдание. И хорошо еще, если это страдание от любви. Обе истории, рассказанные в картине (сценарий ей помогал сочинять Алек Кешишян — режиссер документального фильма «В постели с Мадонной»), завершаются тем не менее хэппи-эндом. Эдвард (Джеймс Д'Арси) бросает к ногам Уоллис королевскую корону, а Уолли обретает подлинную любовь в объятиях чувствительного охранника по имени Евгений Колпаков (Оскар Айзек), который называет ее по-русски «моя детка».

«Русская» тема и имя Евгений (между прочим, Уолли + Евгений = W.E.) — наследие первой картины Мадонны-режиссера «Грязь и мудрость», замышлявшейся в качестве двадцатиминутной короткометражки. Снятое за копейки полусамодеятельное это действо в результате разрослось до 81 минуты и участия в берлинской «Панораме» — сузить свои амбиции Мадонна не захотела или не смогла. «Меня всегда вдохновляли фильмы Годара, Висконти, Пазолини и Феллини, и я надеюсь, что когда-нибудь смогу снять фильм, близкий им по гениальности», — заявляла она три года назад в меморандуме для прессы. В Венеции она воздержалась от эпатажных заявлений, молчаливо подставившись под пулеметный огонь критики.

Насчет Висконти начинающий кинорежиссер, конечно, погорячилась, но «Грязи и мудрости» — в отличие от W.E. — трудно было отказать в свободе и оригинальности. По духу это было абсолютно независимое, анархистское, даже андерграундное кино. Центральным персонажем картины был украинский иммигрант в Лондоне — харизматичный усатый малый по имени Евгений Гудзь (в американском варианте — Юджин Хутц), предводитель панк-группы «Гоголь Борделло» (дядя Гудзя, музыкант Александр Колпаков, подарил фамилию русскому герою W.E., с пониманием сыгранному Оскаром Айзеком). Его герой зарабатывал на жизнь, удовлетворяя клиентов в садомазохистских игрищах, ради которых переодевался в Маргарет Тэтчер. Одна из подруг украинца мечтала работать в корпусе мира и помогать африканским детям, другая изнуряла себя балетными тренировками, чтобы устроиться на работу стриптизершей и станцевать у шеста под песню Бритни Спирс. Все трое по-гружались в пучины разврата, чтобы найти в них себя и обрести мудрость.

По оригинальной мысли режиссера одного без другого просто не существует.

Уолли из W.E. такие экстримы неведомы. Она почти не барахталась в грязи и, стало быть, не познала мудрости. Если не считать таковой указаний от миссис Симпсон (в ее жизни, намекает Мадонна, «грязи» было предостаточно), появляющейся время от времени в ее растревоженном воображении. Герцогиня советует ей всегда оставаться собой. Примерно ту же мудрость внушает Мадонна своей пастве на своих высокотехнологичных концертах.

То, что певица идентифицирует себя с Уоллис Симпсон (Андреа Райзборо), не вызывает сомнений. Это видно уже по тому, какой грим она выбирает для своей героини. Неизвестно чем пленившая принца Уоллис напоминает Мадонну в тех видеоклипах, где она хочет выглядеть некрасивой, странной и «не похожей на себя». Налицо и явная идеализация исторической личности, выведенной в фильме «Король говорит!» в образе порядочной стервы, в сложные предвоенные годы подставившей под удар стабильность Британской империи. Несомненно, что в образе недопонятой миром миссис Симпсон образец прагматизма Мадонна в своем стопроцентно женском кино явила миру романтическую версию себя, любимой.

Кажется, она ни в грош не ставит то обстоятельство, что Эдуард VIII совершил подвиг, отказавшись от английского трона ради Симпсон и ее любви. Несравнимо больше режиссера волнует, через что пришлось пройти бедняжке Уоллис. Ведь, став мировой знаменитостью, она потеряла свободу. Ее вогнали в рамки, определили на полочку, обозвали «иконой стиля» и перестали воспринимать как живого человека. Даже когда она была жива.

W.E. при желании можно рассматривать как параллельную биографию певицы, актрисы и начинающего кинорежиссера. Ведь она тоже из простых, а стала, тем не менее, практически королевой — и никакой принц не понадобился!

Принц — несбыточная мечта тех, для кого Мадонна снимает свое кино. Подлинным королевам принц без надобности.

 

Венеция 2013. Странности Б.Б.

Блоги

Венеция 2013. Странности Б.Б.

Зара Абдуллаева

Итоги главной конкурсной программы Венецианского кинофестиваля комментирует Зара Абдуллаева.

Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

№3/4

Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

Антон Долин

В связи с показом 14 ноября в Москве картины Филипа Грёнинга «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» публикуем статью Антона Долина из 3-4 номера журнала «Искусство кино».

Новости

В Москве показывают «Искусство бэнси»

24.05.2015

С 25 по 30 мая в Москве пройдет показ программы «Искусство Бэнси». Так называется ретроспектива классических японских немых фильмов в сопровождении бэнси Юка Хисаготэй (Кэйко Симада).