Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Между политикой и искусством. «Завтра», режиссер Андрей Грязев - Искусство кино

Между политикой и искусством. «Завтра», режиссер Андрей Грязев

Посмотрев фильм «Завтра» про арт-группу «Война», я сказала Андрею Грязеву, что его герои будут разочарованы, не предполагая, что они оклевещут режиссера, он же оператор и продюсер. Грязев ответил в том духе, что фильм они видели, приняли (хотя потом отказались от своих слов) и только двое активистов надеялись на более внятную пропаганду их деятельности.

«Завтра» — меня жмет это название, но автор со мной не согласен — находится в промежуточном пространстве между политикой и искусством, что вызывает недоумения у блюстителей твердой авторской позиции, не предполагающей вопросов, которые возбуждают раздумье публики. Но концепция Грязева иная. Он монтирует наблюдения за своими персонажами, воссоздавая их детский мир с анархическими проделками, за которые активистов преследуют, заключают в кутузку, обращаются, как с маньяками или серийными убийцами. Совершенно ясно, что Грязев против таких акций правоохранительных органов.

Выступив в роли анонимной камеры слежения, Грязев снимает события изнутри, но одновременно так, будто его, автора, нет. «Получается, я как бы себя, снимающего акцию, тоже снимаю со стороны»1.

Противоречие, которое заложено в этой картине, связано и с самим материалом, и с ожиданием зрителей. Решив задокументировать действия, житье-бытье наших акционистов, Грязев пренебрег не только пропагандистским замыслом, но и вообще не слишком уверовал в то, что они делают «политическое искусство». Устранив закадровый голос и прочие подпорки, доверяя способности зрителя видеть/сопрягать, он лишил его возможности однозначной трактовки.

Конечно, после поведения полиции на декабрьских, февральских митингах в Москве, кадры его хроники, в которых разгоняют демонстрантов, кажутся историческим материалом далекого времени. Не исключено, что он вскоре вновь актуализируется. Но об этом пока снимать нечего.

Грязев также интуитивно догадался, что протестные действия группы «Война», в сущности (за исключением акции «Х… в плену у ФСБ»), принадлежат переходному времени. «В лице «Войны» не художники выходили в область социального, но, напротив, само общество ради свершения протестного жеста вынужденно приписывало себе артистические намерения. Так было год назад, и «Война» была симптомом бессилия, мощным и страшным симптомом. Но ситуация радикальным образом изменилась, и сейчас есть шанс у политической силы, а не у бессилия. Сегодня нет никаких оправданий по-стоянному регрессу в область артистических упражнений… Любой художник знает, что в руках у него оружие деполитизации, обессмысливания и украшения, и именно поэтому отношение настоящего художника к искусству всегда сложно и амбивалентно. И как раз от художников сегодня исходит призыв быть осторожнее с веселой креативностью. Сейчас один из тех моментов, когда лишняя инъекция искусства может оказаться смертельно опасной» (Е.Деготь). Над так называемой «креативностью» иронизируют в фильме «Завтра» и участники группы «Война».

Грязев, снимая почти два года повседневную жизнь этой группы, зафиксировал ее роль и значение на пороге социальных перемен, выбрав главным в сюжете своего фильма побочный на первый взгляд мотив.

Бюджет картины — 70 тысяч рублей, уплаченных автором за билеты из Москвы в Питер, куда Грязев ездил на съемки. Сумма впечатляет и отменяет разговоры о том, что деньги решают всё. Нет, всё решают, как считал наш главный тиран, кадры. Об этом недавно говорили (в одной дискуссии по телеку) молодые и старые ученые, умозаключившие, что повышение субсидий не поспособствует возрождению в России фундаментальной науки. Значит, дело, как во все времена, в таланте, душе, уме и — в мотивации.

Анархическая арт-группа «Война» делает протестные акции (в основном против ментов), за что правоохранительные органы ее преследуют, заключают под арест, выпускают под залог и опять готовы приструнить. При том что эта же группа — надо признать, с несколько размытой политической платформой — получила престижную премию «Инновация», прогремев не только в арт-тусовке, но и в безбрежном медийном пространстве. Солидарность жюри, понимающих необходимость, но отсутствие у нас политического искусства, вывела эту группу на международную арену. Недаром сам Бэнкси выслал деньги на залог отпущенных на свободу двух членов группы. Но в фильме Грязева эти известные подробности опущены.

Получилось необычное российское кино. В том смысле, что горячая тема нашего акционизма снята и смонтирована без кликушества и оглашенного популизма. Бывший фигурист Андрей Грязев оказался режиссером, способным на рефлексию и небрежение всеми уловками, приметами хоть публицистического, хоть просветительского доккино.

Устранив себя из кадра, не допустив на экран арт-критиков, политических активистов, он рассказал историю «Войны» сквозь оптику персонального — заинтересованного, но нейтрального и даже анонимного взгляда.

Эта арт-группа не имеет кураторов — только документаторов своей деятельности. Она действует на ощупь — как придется, вздумается и получится. Грязев-режиссер становится поневоле куратором, не видя разницы между такой своей ролью и режиссурой. Или полагая, что только дооформляет, додумывает во время подготовки и съемки акций не столько их эстетический образ, сколько социальный и политический смысл.

Три составные части идеологии и практики «Войны» (политическое измерение, художественное пространство, повседневное существование) взаимодействуют здесь в непрерывной материи, текучем повествовании, в неожиданной драматургии монтажа. Никто в этом «Завтра» не интерпретирует действия арт-группы. Грязев наплевал на то, что современное искусство, да и политика, немыслимо без вербальных комментариев. А может, он вообще этими вопросами не интересуется. Диалогов, монологов тут очень мало, а те, что есть, исключительно функциональны, конкретны. Более того. Поначалу даже кажется, что Грязев вводит в заблуждение зрителя, который пришел смотреть одну картину, а ему демонстрируют «другую».

Показывает Грязев бытовую повседневность «Войны», члены которой бегают по магазину, где воруют продукты, роются у помоек, воспитывают по разным, иногда шикарным квартирным углам Каспера, маленького сына Олега Воротникова и Натальи Сокол (она же Коза), названного в честь мультяшного дружелюбного привидения.

Камера Грязева выбирает героя. Это Каспер. Ему чуть больше года, и его всюду таскают за собой акционисты. Постепенно конструкция фильма надувает паруса, наполняется фрагментами собственно акций. К финалу зрителей ждет тот самый, прославивший «Войну» разводящийся Литейный мост — пока самая состоятельная акция.

Из «Завтра» мы узнаем, что Олег Воротников учился на философском МГУ, а Коза — физичка, что они ходили в Музей кино, когда он еще был на Краснопресненской, что главное — действовать, а не «креативить» («креативить — это не искусство»), сорвать шестом баннер «10 ноября — День милиции», что они помогли старику, у которого случился на улице приступ, вызвали неотложку, которая, впрочем, быстро уехала, взяв подписку с отказом от госпитализации, что именно писал Олег Козе из СИЗО («Не говори Касперу «нет» и «нельзя», здесь все на всё говорят «нет»). Мы увидим, как на митинге с лозунгами «Выйди на улицу — верни себе город» зверски избивали протестантов и забрали Козу, как митинговали на Пушкинской площади против задержания группы «Война», как они готовили акцию «Дворцовый переворот», как были свидетелями варварского разгрома палаток — мародерских атак, спровоцированных приказом нового столичного мэра уничтожить такую торговлю. Эти кадры — впечатляющая хроника реального, похожего на ирреальность настоящей войны, времени, а не съемка акций какой-нибудь еще «арт-группы».

Стержень фильма Грязева — отношение участников «Войны» к ребенку. Вот Коза обучает его различать цвета, выкладывая на полу посудомоечные губки; вот он целует пластмассовую собачку; вот переворачивает стул — точно так же, как его родители, — машину; вот — вдруг — в этом детском мире рождается анимация: пластилиновые люди рядом с игрушечной машинкой. Анимация, перерождающая «историческую» акцию «Дворцовый переворот» в эстетическую безделку.

Можно было бы сказать, что взгляд Грязева лишает «Войну» — разумеется, против внутренней воли группы — политического масштаба и даже выключает из политического поля. Он оставляет ей реализацию протестного духа во имя личной свободы и смелости людей, которые не сегодня, так завтра перестанут бояться всего, всех, а не только полиции.

Поэтому главным героем «Завтра» становится Каспер — умный мальчик, «наше будущее», имеющий бурный социальный и человеческий опыт (во время проведения акций, в ожидании папы на морозе у СИЗО) и отчаянную родительскую любовь.

Сцена на улице. Козе плохо. Сцена в больнице — на мониторе эмбрион. Скоро роды. Детский мир «Войны» на экране расширяется. А не детский заявит о себе после выборов — через две недели после закрытия Берлинале, где состоялась премьера фильма Грязева. Впрочем, стоит упомянуть, что у Козы родилась девочка. И что эта статья сдана в редакцию до 4 марта 2012 года.

 


 

«Завтра»
Автор сценария, режиссер, оператор  Андрей Грязев
Художник  Юлия Галочкина
Композитор  Александр Дударев
Россия
2012


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
«Такое современное искусст». Об итогах фестиваля видеопоэзии «Пятая нога»

Блоги

«Такое современное искусст». Об итогах фестиваля видеопоэзии «Пятая нога»

"Искусство кино"

Алена Солнцева вернулась из Петербурга, где приняла участие в работе жюри на фестивале видеопоэзии "Пятая нога".


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

№3/4

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

Зара Абдуллаева

Корнелиу Порумбою, как и Кристи Пуйю, продолжает исследовать травматическое сознание своих современников, двадцать семь лет назад переживших румынскую революцию. Второй раз после «Второй игры», показанной тоже на Берлинале в программе «Форум», он выбирает фабулой своего антизрелищного документального кино футбол. Теперь это «Бесконечный футбол».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

В Канне открылся 67-й МКФ

14.05.2014

14 мая в Канне открылся 67-й международный кинофестиваль. Фильмом открытия стала «Принцесса Монако» французского режиссера Оливье Даана с Николь Кидман в главной роли.