Анкета «ИК». Что для вас Интернет?
- №5, май
- "Искусство кино"
На вопросы «ИК» отвечают Сэм Клебанов, Александр Котт, Виталий Манский, Алексей Мизгирев, Марина Разбежкина, Андрей Прошкин, Михаил Сегал, Андрей Стемпковский, Алексей Федорченко.
1. Что для вас интернет? Как часто и чем именно вы в нем пользуетесь?
2. Как вы оцениваете интернет в качестве инструмента в кинобизнесе?
3. Есть ли, на ваш взгляд, какое-то принципиальное отличие интернета от других информационных медиа (пресса, телевидение и т.д.)?
Сэм Клебанов
1. Интернет для меня — это основное средство получения информации и коммуникации. Пользуюсь им очень много и очень часто: и с ноутбука и со смартфона. Прежде всего это социальные сети (Facebook, Twitter), информационные сайты, сайты СМИ — российских, шведских и англоязычных, онлайн-радио и ТВ, общественно-политические и киносайты — от массовых до узкопрофессиональных, музыкальные сервисы (eMusic, Spotify, iTunes), всевозможные сервисы: веб-шопы, банкинг, заказ билетов и пр., электронная почта, Skype и т.д.
2. В той сфере кинобизнеса, в которой действует моя компания, Интернет — это самое важное, эффективное и доступное средство маркетинга. Оно используется и на нашем сайте arthouse.ru, и в продвижении через соцсети, и в работе с другими кино- и информационными ресурсами. Кроме того, Интернет — это и средство получения профессиональной информации о фильмах и компаниях, а в последнее время и возможность просматривать виртуальные «скринеры». И, наконец, Интернет-VOD — это еще и самый быстрорастущий сегмент дистрибьюции, доходы от продаж в котором для нашей компании уже превысили доходы от DVD.
3. Главное отличие — интерактивность, быстрая обратная связь, возможность прямого и непосредственного общения с целевой аудиторией. Интернет — это и более точно направленный на целевую аудиторию и более доступный метод коммуникации — условно говоря, мы не можем доставить печатные издания об артхаусном кино всем, кто в них заинтересован, но любой человек, где бы он ни был, может зайти к нам на arthouse.ru. Кроме того, в Интернете большую роль в распространении информации играют и сами пользователи, передающие друг другу интересные материалы через социальные сети, срабатывает своего рода «вирусный эффект».
Александр Котт
1. Сначала это был поисковик. И только технический инструмент, справочник. С появлением социальных сетей возникло новое коммуникативное пространство — лекарство от одиночества, приятный обман свей нужности, сопричастности к процессам, происходящим за окном.
2. Как инструмент рекламы и продвижения кино Интернет, безусловно, хорош. Часто мой поход в кино зависит от мнения того или иного критика. Как автор я против того, чтобы мое кино выкладывали в Интернет и смотрели на мониторе компьютера. Категорически!
3. Принципиальное отличие есть. Интернет вмещает в себя все остальные медиа и создает новое пространство, которое формируется ежесекундно: пресса и телевидение рассказывают и показывают то, что было, а Интернет — то, что происходит здесь и сейчас. Так происходит диалог со временем.
Виталий Манский
1. По возможности ежедневно.
2. Думаю, зависит от бизнеса. В фестивальном деле — не менее 70 процентов.
3. Оперативность, экономичность, адресность, простота в управлении.
Алексей Мизгирев
1. Значение сети трудно описать. Постепенно возможности Интернета вышли за рамки архива информации. Сеть теперь не просто библиотека, но прежде всего один из основных способов социализации человека. Раньше провинция сильно отличалась от столицы. Москва отличалась от Европы. Сейчас эта разница стремится к нулю. Любой человек узнает про одежду, еду, машины, книги и так далее одновременно с другими в каждом уголке мира. Я пользуюсь лишь малыми возможностями Интернета. В основном информацией. Газеты я давно не покупаю. Все читаю в Интернете. Продукты и вещи по Интернету не заказываю. Не хочу редуцировать тактильный контакт с миром.
2. Помню, когда выходил мой фильм «Кремень», то продюсер сказал, что реклама в сети недорогая и мы можем ее себе позволить. Тогда шиком считалась наружная реклама вдоль автотрасс. Прошло время. Наружной теперь все меньше. Зато прокатчики с готовностью платят за «сарафан» в блогах. Это дешевле и эффективнее. В прокате востребованы фильмы-аттракционы. DVD-рынок погиб. Все больше и больше просмотр фильма — это просмотр в Интернете. Мне это не нравится. Большой экран — это не формальность. Интернет — религия цивилизации. Не зря с такой эпичностью был похоронен Джобс. Кинотеатр все-таки ближе к культуре.
3. Думаю, отличие в скорости. Любой митинг моментально выкладывается в сотнях любительских фото. Для жизни в авторитарном обществе это плюс. Официальные медиа тоже могли бы работать быстро, но им нужна пауза, в течение которой они получают установку. Несмотря на вопиющую непрофессиональность, думаю, Интернет победит все другие СМИ. Вопрос лишь в длине оптико-волоконного кабеля.
Марина Разбежкина
1. Я в нем живу. Пользуюсь нонстоп. Ночью рядом со мною ноутбук. Большой компьютер тоже всегда включен и находится в полутора метрах от дивана с лэптопом. Я абсолютно интернетзависима. Впрочем, когда-то вот так рядом всегда лежал блокнот.
Пользуюсь Facebook, торрентами (простите), скайпом, почтой, иногда смотрю пропущенные телепрограммы, слушаю радиопередачи (дома радио никогда не было), разыскиваю нужную информацию.
2. Возможно, документальное кино постепенно переместится в Интернет.
Да и кинофестивали тоже. Хотя было бы жаль полностью потерять возможность встречаться с коллегами вживую...
3. Да, это удобная многофункциональная система: все в одном...
Андрей Прошкин
1. Сегодня для меня Интернет — главный источник новостей. Телевидение смотреть давно не хочется, читать газеты уже непривычно, слушать радио не всегда есть возможность. А тут: проснулся, нажал кнопку — и сразу в топ Яндекса. Не устраивает топ, копаешь глубже — полный список главных новостей. А еще топ блогов… И никакой кремлевской цензуры. И никаких визитов президента в образцовое хозяйство. Но постепенно появилось ощущение, что есть цензура другая — толпы анонимных пользователей, выбирающих, что им интересней читать. Они-то и выводят новости в топ, предпочитая то, что попроще да позабористей. В итоге мне стало казаться, что в этом океане информации где-то затонули действительно важные лично для меня, непростые вещи. Спасаясь от толпы, ушел в Facebook. Тут-то вроде родные, близкие люди! Схожие интересы, увлечения и фобии… Вроде ересь всякая пропала, появилась масса отдельных, «наших» штучек и остроумных комментариев. Но через пару месяцев возникло ощущение духоты, отсутствия воздуха. Вроде приятно пахнет, но несколько затхлая атмосфера. Теперь нашел выход — подробно читаю и Яндекс, и Google, и Facebook. Ищу еще ресурсы. Время, выделяемое на работу, досуг и сон, неуклонно сокращается. Одна надежда — жена обещает отрубить дома Интернет. Дай ей бог решимости! Может, еще поживем...
2. Учитывая, что число людей, эмигрирующих в пользователи, неуклонно увеличивается, думаю, что роль Интернета и как рекламной площадки, и как средства «доставки контента» будет неуклонно возрастать. Со временем настанет золотое время, когда ни кинотеатры, ни телевидение кинематографу уже не будут нужны. Можно будет дешево снимать, размещать, рекламировать, а аудитория — весь мир! Но, боюсь, в этом раю не будет места для кино, которое я люблю, — кинематографа идей и эмоций, зрелища и художественного образа. Формируемая Интернетом привычка к коротким, лишенным нюансов сообщениям, отсутствие необходимости видеть лицо собеседника и ощущать тактильный контакт, возможность всеобщего свободного самовыражения, девальвирующая представления о художественном и профессиональном качестве, — изменят кино. Наверное, оно будет замечательным, но не моим — в этом я почему-то уверен.
3. Наверное, Интернет — это новая, более высокая ступень развития средств массовой информации. Поскольку всеобъемлющая. В крошечном наладоннике ты можешь иметь всю информацию мира и сам выбирать, что тебе по вкусу. По сути, Интернет — это торжество демократии и свободы личности. В нем есть все что угодно. Только... когда я вижу катастрофу или смерть человека по телевизору или в кино, я еще изредка могу вскрикнуть. А в Сети лишь ставлю «лайк» или «перепост».
Михаил Сегал
1. Интернет для меня — это возможность реализации идей и экономии времени. Пользуюсь я им часто: почта, Skype, Facebook, но Facebook — в основном — как почта, потому что там поймать многих проще, чем по @, его чаще проверяют.
2. Интернет в кинобизнесе полезен, как и в любом другом. Мне несколько странным кажется сам вопрос, он примерно пятнадцатилетней давности, так как будто до сих пор это дело вкуса или выбора. Выбора уже нет. Интернет — это стопроцентная новая реальность. Вы видели кого-то, кто не пользуется Интернетом?
3. Отличие Интернета от других «информационных медиа»?.. Минут пять пытался перевести на русский язык этот вопрос. Отличия есть — такие же, как между двумя любыми разными вещами, как между письмом и посылкой, салатом под шубой и эклером. Хорошо, напишу то, что от меня хотят услышать: «Интернет интерактивен, а обычная пресса — нет». Так хорошо?
Андрей Стемпковский
1. Да каждый день пользуюсь. Интернет давно заменил утренние газеты и телевидение. Выходя в сеть, гораздо быстрее можешь узнать объективные новости, еще и увидеть полемическую реакцию на них. Там же я всегда могу быстро найти практически любой фильм, если необходимо освежить его в памяти. В Интернете я смотрю трейлеры ожидаемых мною картин, слушаю музыку и т.д.
2. Думаю, его значение (и не только в кинобизнесе) трудно переоценить. Сейчас все уже понимают, какой это важный инструмент формирования аудитории. Для коммерческих фильмов специально разрабатывают кампании по интернет-продвижению. Причем Интернет влияет на прокат фильма не только посредством самой рекламной кампании, но и вследствие возникновения у фильма того или иного «сарафана». Есть мнение зрителей в интерактивном режиме — оно влияет на прокатную судьбу фильма, на его кассовые сборы.
3. Принципиальное отличие его — отсутствие цензуры. Интернет не принадлежит ни государству, ни отдельным лицам или корпорациям. Неподконтрольность Интернета и сделала его наиболее объективной медиасистемой. Здесь имеют право на существование любые точки зрения, возможна самая разная полемика. Самонаполняемость контента, безусловно, замусоривает информационное поле, заставляет проделывать работу по отсеиванию в зависимости от релевантности. Зато ты можешь получить практически любую необходимую тебе информацию.
Алексей Федорченко
1. Есть две вещи, которые мой мозг отказывается понять. Перед ними я преклоняюсь и отношусь к ним как к чуду. Это — Самолет и Интернет. Я интернетозависим — нахожусь в сетях по два-четыре часа в день, то есть месяц-два в год. Пытаюсь бороться и ограничивать себя.
2. За Интернетом — будущее. Телевизор уже проигрывает ему по всем статьям. Кинобизнес не справляется с пиратством и стоит перед необходимостью не запрещать, а договариваться с ним. Огромное количество фильмов распространяется только через Интернет. Ролики на YouTube являются источником вдохновения для режиссеров и создают основы для нового киноязыка. Придет время, и Интернет станет не инструментом кинобизнеса, а самим кинобизнесом, его львиной частью.
3. Оперативность, всемирный охват, интимность.