Где и как мы смотрим кино
- №8, август
- Ксения Леонтьева
Опрос
Осенью 2011 года компания «Невафильм Research» выступила инициатором всероссийского исследования аудитории кинотеатров, к участию в котором были приглашены все кинопоказчики страны. Самое деятельное участие в проведении анкетного опроса в своих кинотеатрах приняли волонтеры: они агитировали зрителей заполнять анкеты, провели первичную обработку результатов, которые затем сотрудники «Невафильм» агрегировали в единой базе.
К участию в исследовании допускались кинотеатры на основе репрезентативной выборки по федеральным округам России и по численности населения в городах проведения опроса. Всего в исследовании участвовало 77 кинотеатров, находящихся в 63 городах России и двух городах Казахстана. Там в общей сложности было собрано свыше 13 тысяч анкет.
Полученный материал был дополнен телефонным и интернет-опросами. Таким образом опрашивалась еще и аудитория, которая в принципе давно не ходит в кинотеатры, но при этом живо интересуется кинематографом. В ходе телефонного опроса было собрано более 2,5 тысячи анкет в 78 городах России. Вероятность отбора того или иного города для опроса зависела от размера населенного пункта. Еще 1,8 тысячи анкет было собрано в Сети. Опрос проводился на двух интернет-сайтах, а его реклама размещалась на страницах киногрупп «ВКонтакте», на самом популярном сайте о кино в России «Кинопоиск» и на его дочерней странице в социальной сети Facebook.
Всего с учетом всех процедур исследования было заполнено 18 105 анкет в 335 городах.
Цель этой беспрецедентной по масштабу работы — изучить особенности кинопотребления российской аудитории, выявить возможности привлечения новых зрителей в кинотеатры. Дополнительные задачи — дать оценку узнаваемости легальных ресурсов для просмотра фильмов в Сети, сопоставить их популярность с нелегальными ресурсами, а также определить, какое отношение к отечественному кино сложилось в российском обществе к концу 2011 года.
В основе исследования лежали следующие принципы: респонденты в зависимости от типов кинопотребления делились на тех зрителей, кто смотрит кино любым способом, и тех, кто ходит в кинотеатры; в зависимости от интенсивности кинопотребления (от гиперактивных до пассивных и случайных) выделялись и сравнивались качественные характеристики каждой такой категории, выявлялось не только потенциальное (самооценка), но и реальное поведение зрителей.
Основные результаты
Сенсационным итогом опросов стало то обстоятельство, что лишь 21 процент жителей городов, в которых есть современные кинотеатры, в настоящее время ходят в них не реже одного раза в год. В то же время среди посетителей
кинозалов преобладали те, кто бывает там два-три раза в месяц, — их доля составила 41 процент, тогда как доля активных кинозрителей, посещающих кинотеатры почти каждую неделю, составила 29 процентов. Остальные 30 — пассивная и случайная киноаудитория, предпочитающая смотреть фильмы на большом экране не чаще двух раз в квартал1.
Респонденты, опрошенные в кинотеатрах страны и в Рунете, оказались более активными зрителями, чем те, кто давно не ходил в кинозалы: процент зрителей, которые смотрят три и более фильмов в неделю, при опросе в кинотеатрах составил 54 процента, по телефону — 45 процентов, в Интернете — 55. Если же говорить о среднем российском зрителе, то всего он смотрит до четырех фильмов в неделю, не менее шестнадцати в месяц, но только два из них в кинотеатре. И при этом аудитория Рунета оказалась не менее активной в отношении частоты кинопросмотра, чем аудитория кинотеатров.
Качественные отличия
Качественные характеристики различных по интенсивности кинопотребления групп определялись в ходе исследования при помощи списка суждений, из которых опрашиваемым предлагалось выбрать те, с которыми они согласны.
Опрошенные в кинотеатрах гиперактивные кинозрители предсказуемо предпочитают смотреть фильмы на большом экране. Так ответили 54 процента респондентов этой категории публики, тогда как для пассивных и случайных кинозрителей большой экран вдвое менее значим — 24 и 17 процентов соответственно. Умеренные зрители ответили, что они обычно не ходят в кинотеатры, а ждут, пока картина появится в Интернете, чтобы ее бесплатно скачать. Среди гиперактивных и активных зрителей этот процент значительно ниже. Среди гиперактивных и активных кинозрителей меньше тех, кто в последнее время сократил свой интерес к полнометражным лентам, но стал смотреть больше сериалов. Кроме того, зрители, редко посещающие кинотеатры, значительно чаще других предпочитают смотреть фильмы в комфортных условиях у себя дома.
Другое важное отличие различных категорий зрителей касается репертуара. Те из них, кто редко ходит в кинотеатры, более внимательно относятся к выбору фильма. Они изначально знают, всегда планируют то, что собираются посмотреть. Тогда как активные и гиперактивные зрители могут пойти в кинотеатр, не имея информации о текущем репертуаре. При этом гиперактивные, активные и умеренные кинозрители больше, чем пассивные и случайные, предпочитают картины в 3D и со спецэффектами.
Умеренные зрители чаще других смотрят фильмы на ноутбуке или другом мобильном устройстве. Несмотря на то что они довольно редко посещают кинотеатры (1—2 раза в месяц), 31 процент из них являются гиперактивными зрителями — через различные каналы они смотрят кино практически каждый день. Именно они являются потенциальной аудиторией как для кинотеатров, так и для интернет-сервисов. То же самое справедливо в отношении пассивных кинозрителей. Важно отметить, что умеренные проявляют такой же интерес к 3D-фильмам, как и активные. Их в целом устраивает репертуар кинотеатров, и ходят они туда реже активных по независящим от афиши причинам. Во-первых, они более зависимы от времени, во-вторых — от финансовых ресурсов (35 процентов этой группы опрошенных ответили, что считают цены на билеты слишком высокими, тогда как среди гиперактивных зрителей так думают 25 процентов). Кроме того, умеренные зрители более других зависимы от того, есть ли с кем пойти в кино.
Зрители сайта «Кинопоиск.ру»: а) предпочитают смотреть фильмы на языке оригинала или с субтитрами, б) любят смотреть фильмы на большом экране, в) всегда заранее выбирают, на какой фильм пойти, но г) их не устраивает, что в кинотеатрах показывают много фильмов в формате 3D и отсутствует возможность большого выбора. Аудитория сайта «ВКонтакте» — это зрители, которые: а) предпочитают смотреть фильмы дома, б) ходят в кино только в компании, в) заранее выбирают, на какой фильм пойти, г) ждут, пока фильм появится в Интернете, чтобы его скачать.
При этом выяснилось, что публика сайта «ВКонтакте» в целом смотрит меньше фильмов в течение недели, чем респонденты той же возрастной группы, заполнившие анкету в кинотеатре. А вот аудитория «Кинопоиска» в целом смотрит больше фильмов в течение недели, чем респонденты, заполнившие анкету в кинотеатре. Таким образом, посетители сайта «Кинопоиск» являются самыми активными зрителями из всех опрошенных респондентов в ходе всего этого исследования.
Среди аудитории сайта «ВКонтакте» преобладают пассивные и случайные кинозрители (58 процентов респондентов), а среди аудитории сайта «Кинопоиск» таких 41 процент, тогда как в публике кинотеатров доля пассивных и случайных кинозрителей составила 31 процент. В то же время с помощью сайта «ВКонтакте» мы смогли выйти на группу кинозрителей, которая была мало представлена в кинотеатрах и практически совсем отсутствовала при опросе по телефону, — это активные пользователи интернет-сайтов, предоставляющих возможность просмотра полнометражных фильмов.
Где смотрят кино?
Посетители кинотеатров, бывшие кинозрители и интернет-киноманы, как показало исследование, предпочитают и разные каналы просмотра фильмов. Так, если театральные зрители, наряду с просмотром в Интернете, заинтересованы в трансляциях картин на бесплатном ТВ, а также в записях на дисках, то респонденты, опрошенные в Интернете, предпочитают бесплатные сайты, поставляющие далеко не всегда лицензионный видеоконтент. Опрошенные же по телефону давно не бывавшие в кинозалах зрители обычно смотрят фильмы по телевизору (74 процента). Для 62 процентов из них бесплатное телевидение является одним из основных каналов просмотра полнометражных лент, а для 37 процентов — платное ТВ.
При сравнении каналов кинопросмотра были замечены отличия между потенциальным и реальным поведением. Оказалось, что респонденты меньше ходят в кинотеатр и смотрят телевизор, чем они думают, и чаще используют бесплатные интернет-сайты для просмотра фильмов. При опросе в кинотеатре 45 процентов зрителей ответили, что хотя бы два из трех последних фильмов они посмотрели в кинотеатре, хотя на вопрос «Как Вы обычно смотрите фильмы?» так ответили 70 процентов респондентов. При опросе в Интернете показатель потенциального оценочного, символического поведения составил 47 процентов, а реального — только 19.
Демонстрируемые зрителями данные по бесплатному и платному телевидению и по платным сервисам «видео по запросу» тоже оказались завышенными: очевидно, что ответы о действиях в отношении этих каналов не соответствовали реальной частотности их использования. Практика обращения к платным ресурсам, даже при наличии доступа к ним, является пока не очень распространенной в России. А вот степень приверженности к бесплатным сайтам респонденты склонны занижать. Даже интернет-аудитория фактически смотрит намного больше полнометражных фильмов бесплатно в Сети, чем сама же об этом думает.
Наиболее популярными ресурсами в Интернете для просмотра полнометражных фильмов оказались торренты — 76 процентов, и социальная сеть «ВКонтакте» — 67. На третьем месте локальная сеть — 26 процентов. Все они являются ресурсами, используемыми для нелегального доступа к контенту, и бесплатны для пользователей. При этом взрослая аудитория чаще обращается к легальным и платным ресурсам, в то время как молодая — к бесплатным, содержащим нелегальный контент.
Что смотрят?
В анкетах, которые использовались при опросе в кинотеатрах и в Рунете, респондентам было предложено назвать три последних фильма, которые они посмотрели, и указать, при помощи какого канала этот конетент был получен. Анализ этих ответов был завершен только к июню 2012 года: в 18 тысячах анкет было указано более 35 тысяч названий фильмов, из которых после обработки осталось 3 тысячи. При этом лишь 323 фильма (11 процентов списка) были упомянуты более десяти раз. Их назвали в общей сложности 83 процента зрителей. Тогда как оставшиеся 2677 наименований (89 процентов) собрали около 17 процентов просмотров. Таким образом, «длинный хвост» российского кинопотребления оказался в восемь раз длиннее его «головы».
Была подтверждена выявленная ранее разница между театральной аудиторией и любителями кино в Рунете: интерес последних к кинематографу менее поверхностный. Так, опрошенные в Сети смотрят больше старых фильмов (44 процента просмотренных ими кинолент были сняты до 2010 года). Кинолюбители в Рунете в большей степени предпочитают европейское кино (29 процентов — против 14 среди зрителей в кинотеатрах) и более критичны к российской продукции.
Они также обращаются к более серьезным жанрам: драма собрала 30 процентов просмотров среди интернет-пользователей и 14 — среди посетителей кинотеатров, у которых более популярны комедии и приключения — 20 процентов просмотров против 11 среди интернет-пользователей.
Бесплатные сайты в Интернете, эфирные телеканалы и видеодиски (DVD, BD) являются теперь основными каналами для просмотра старых европейских картин — драм, мелодрам и музыкальных фильмов.
Российское кино
Во всех трех опросах респондентам был задан вопрос о том, как они относятся к российским фильмам, вышедшим на экраны в последние два года. Выяснилось, что аудитория кинотеатров более положительно оценивает российские фильмы, чем респонденты, опрошенные по телефону или в Интернете. Это объясняется тем, что основная часть принявших участие в телефонном опросе — люди в возрасте старше 50 лет. Взрослая аудитория оказалась менее терпима к современным российским кинокартинам, и эта тенденция отчетливо прослеживалась во всех трех опросах.
Таким образом, проведенный «Невафильм Research» при активном участии российских кинопоказчиков опрос кинозрителей стал первым опытом консолидации участников кинорынка с целью понимания всех сегментов отечественной киноаудитории. Результаты этого эксперимента показали: наш кинотеатральный зритель по-прежнему достаточно молод и непритязателен. Его вполне устраивают фильмы в 3D и со спецэффектами. Пожилая аудитория давно ушла к телевизорам, в том числе на платные каналы, она не слишком жалует современное отечественное кино. Видеодиски пока все еще достаточно популярны среди россиян — на них фильмы смотрят не меньшее число людей, чем на бесплатных телеканалах. Так что слухи о конце этого рынка пока несколько преувеличены.
Наиболее серьезной угрозой для кинотеатров становится Интернет. В то же время он предлагает все больше возможностей продюсерам и дистрибьюторам: здесь обитает наиболее взыскательная публика, предпочитающая фильмы в оригинале, сложные жанры и европейское производство. И хотя легальные сервисы видео по запросу в Интернете пока не столь известны публике, как торренты и прочие нелегальные каналы киноконтента, взрослая платежеспособная аудитория уже сейчас готова платить за фильмы в Сети.
1 По терминологии исследования классификация кинозрителей по интенсивности посещения кинотеатров выглядит так:
— гиперактивные кинозрители — это те, кто смотрит в кинотеатре несколько фильмов в неделю,
— активные посещают кинотеатр 3-4 раза в месяц,
— умеренные — 1-2 раза в месяц,
— пассивные — 1-2 раза в квартал,
— случайные — раз в полгода и реже,
— бывшие последний раз в кинотеатре более одного года назад.