Метод

1. Метод состоит в том, чтобы снимать игровые фильмы в условиях и обстановке, характерных для документального кино. Так неожиданные элементы реальности смогут естественным образом вплетаться в сюжет.

2. Сценария в традиционном смысле нет. Фактически это набор очень тщательно прописанных сцен, но без диалогов. В процессе съемок сценарий постоянно меняется и дополняется. Зайдль говорит: «Для меня создание кино — процесс, в котором каждый следующий шаг зависит от предыдущего. Так уже отснятый материал неизменно определяет дальнейшее развитие истории».

3. В актерском составе — как профессионалы, так и непрофессионалы. В ходе кастинга их кандидатуры рассматриваются с равным вниманием и тщательностью. В идеале зритель не должен ясно понимать, какие роли сыграны профессиональными артистами, а какие любителями.

4. На съемочной площадке актеры работают без сценария.

5. Сцены и диалоги рождаются путем импровизации.

6. Фильм снимается в хронологической последовательности, что дает возможность постоянно адаптировать и развивать определенные эпизоды и нити повествования. Финал остается открытым.

7. Картина снимается в оригинальных локациях, не в декорациях.

8. Музыка в фильме присутствует лишь в том случае, если она является неотъемлемой и органичной составляющей той или иной сцены.

9. Метод «открытой работы» применяется и на этапе монтажа, когда принимаются решения о том, какие сцены менее значительны и могут быть исключены из окончательной версии. Фактически на монтажном столе фильм полностью «переписывается». Предварительно необходимо создать несколько расширенных монтажных версий, чтобы определить, что стоит включить в финальную версию, а что — нет. Таким образом, например, создавался «Рай». Изначально режиссер планировал снять один фильм, однако затем проект превратился в трилогию, каждую часть которой можно рассматривать и как самостоятельное цельное произведение, и как эпизод трилогии.

10. В дополнение к игровым сценам снимаются так называемые «картины Зайдля» (Seidl tableaux) — строго выстроенные кадры, запечатлевающие людей, прямо смотрящих в камеру. Прием «картина Зайдля» (возникший уже в первой короткометражной работе режиссера «Метр в кепке» 1980 года) стал одной из отличительных черт австрийского кинематографа, сегодня он используется и другими режиссерами документального и игрового кино. Для каждого из своих фильмов Зайдль снимает множество таких «картин», хотя они не всегда входят в финальную версию. «Когда-нибудь я сделаю отдельный фильм-картину, состоящий исключительно из неиспользованных сцен и кадров, снятых мною за все эти годы», — говорит режиссер.

По материалам пресс-кита фильма «Рай: Вера» для 69-го Венецианского кинофестиваля

Перевод с английского Елены Паисовой

В отдельных пунктах этого текста есть очевидные повторы, но мы публикуем его по первоисточнику (см. пресс-кит фильма). — Прим. ред.

Занимательная патафизика

Блоги

Занимательная патафизика

Евгений Майзель

Одной из российских премьер Римского кинофестиваля стал «Бирмингемский орнамент 2» Андрея Сильвестрова и Юрия Лейдермана, показанный в рамках экспериментальной секции Cinema XXI и завоевавший специальный приз жюри. О редком случае успешного вторжения на территорию кинематографа патафизической теории и практики, рассказывает Евгений Майзель.

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

№3/4

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

Зара Абдуллаева

Корнелиу Порумбою, как и Кристи Пуйю, продолжает исследовать травматическое сознание своих современников, двадцать семь лет назад переживших румынскую революцию. Второй раз после «Второй игры», показанной тоже на Берлинале в программе «Форум», он выбирает фабулой своего антизрелищного документального кино футбол. Теперь это «Бесконечный футбол».

Новости

«Молодость» завершилась триумфом «Человеческой массы»

28.10.2013

26 октября в Киеве (Украина) состоялась торжественная церемония закрытия 43-го международного кинофестиваля «Молодость». Гран-при «Золотой скифский олень» и сертификат на 80 тысяч гривен получил студенческий короткометражный фильм «Человеческая масса» (The Mass of Men) режиссера Габриэля Гоше, Великобритания. Победитель международного полнометражного конкурса – фильм «Ило Ило» (Ilo Ilo) Энтони Чена (Сингапур) – получил сертификат на 2500 долларов США.