Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Чулпан Хаматова: «Мне лень играть в жизни» - Искусство кино

Чулпан Хаматова: «Мне лень играть в жизни»

Вивьен Ли говорила, что актер без фантазии «ходит пешком» мимо творчества. Чулпан Хаматова решается без страховки катапультироваться в пространство воображения. Там она царственная Клеопатра, бесшабашная Катерина, обреченная Лара, восторженная Патриция, святая блудница Маша Мухина, шукшинская баба… смесь лабрадора и дворняжки, лопоухий мальчик Андриу... река и берег…

В прошлом году имя Чулпан Хаматовой СМИ трепали в жестком режиме. Журналистов не слишком интересовали творческие замыслы.

К примеру, противоречивая роль в спектакле Евгения Арье «Скрытая перспектива» — Хаматова играет фотографа, снимающего смерть и погибающего в «горячей точке». Спектакль посвящен журналисткам Анне Политковской и Мари Колвин, военному репортеру Sunday Times. Готовясь к роли, актриса договорилась с ней встретиться, но опоздала на четыре дня — Мари погибла в революционной Сирии.

Зато медийные скандалы, связанные с именем Чулпан Хаматовой, вызвали миллионы откликов в Сети.

 

Лариса Малюкова. Чулпан, по моему ощущению, в театре вы востребованы и реализованы. В кино — процентов на десять. Для режиссеров нулевых вы — невидимка.

Чулпан Хаматова. Это понятно. Если б наше кинопроизводство развивалось в других объемах, по естественной спирали, были бы у нас не только «мыло» и артхаус, но и мейнстрим: тогда можно было бы обнаружить себя. Но наш кинематограф развивается специфически. А если говорить про избалованность в театре, то она в ролях, предлагающих возможность расти, пробовать самое разное, рисковать.

Л.Малюкова. Да, кино использует вас больше в «прикладном смысле»: к кому-то или чему-то «прислоняется» загадочная женщина с лицом Чулпан Хаматовой — «зеркало для героя» и отражения его рефлексий.

Ч.Хаматова. Такова участь актрис во всем мире. Зрительский кинематограф — мужского рода. В этом патриархальном укладе царит герой. Когда Милла Йовович спасает мир, а мужчины вокруг нее расставлены в качестве гарнира, — это исключение.

hamatova-skrytaia-perspektiva
«Скрытая перспектива», режиссер Евгений Арье. Театр «Современник»

Л.Малюкова. На сцене вы тратите себя нещадно, играете на пределе нервного срыва, нерасчетливо стирая границу между собой и ролью. Неужели совсем нет дистанции между вами и персонажем? Или, подобно Флоберу, говорите себе: «Маша Мухина, Катерина, фрёкен Жюли — это я?»

Ч.Хаматова. Я очень люблю свою профессию. Беречь себя — значит формально «держать» рисунок роли. Без помятого слова «душа», вкладывания себя ничего стоящего не выйдет. Но ныряя с головой в роль, я все же вижу ее со стороны. От этого, наверное, и возникает воздух между мной и тем, кого играю. Иногда контроль теряю: тогда непонятно, кто здесь — сценический характер или я? Случается, цели и чаяния персонажа так связываются с твоими сегодняшними вопросами — наше дыхание словно смешивается. Держишься за роль, как за спасительную соломинку, пытаясь разрешить и свои проблемы. Это похоже на арттерапию, когда театр прописывают в качестве лечения. Дистанция позволяет жалеть и любить, презирать и ненавидеть героя, которого играешь. Но буду делать все возможное, чтобы его оправдать. Если какие-то поступки не принимаю — сыграю, как я их не принимаю. Важно, чтобы и зритель почувствовал это.

Л.Малюкова. А что для вас означает понятие «трудная роль»?

Ч.Хаматова. Трудно, когда работаешь с режиссером, в которого не веришь. На кинопробах, предварительных встречах тебя талантливо обводят вокруг пальца, и только на съемочной площадке понимаешь: он не тот человек, за которым хотелось бы идти. Это страшнее неудачи. Фильм может даже иметь успех — все равно останется мучительное ощущение бездарно потерянного времени. А остальное «трудно» — это когда пробиваешься к роли: криком, слезами, кровью, выворачиваешься наизнанку… не самые светлые периоды жизни, но это составляющая творчества. Недавняя премьера — «Скрытая перспектива» — о подорвавшейся на мине фотокорреспондентке Саре Гудвин — из таких. Существование на зашкаливающем эмоциональном градусе. Дело в особенных людях, которых играем. Перед тобой глаза журналистов, с которыми мы общались. Спектакль не дает ответа на вопросы, возникающие перед героями. Сам материал несовместим с «театральной стилистикой», требует концентрированной ответственности, более документального подхода. В общем, работа шла чудовищно трудно. Мы ссорились с режиссером, но, к счастью, мирились после ссор. Главным было ощущение поиска. Надеюсь, пройдет год или два, и спектакль «встанет», родится. Заложено в нем что-то подлинно живое, чего мы еще не можем уловить, но уже пульсирующее и редко-редко вспыхивающее…

hamatova-golaia-pionerka
«Голая пионерка», режиссер Кирилл Серебренников. Театр «Современник»

Л.Малюкова. Сегодня все жалуются на нехватку времени. Но даже богатая фантазия не объяснит, как управляетесь вы с вашим графиком: театр, фонд «Подари жизнь», кино, дом, где три (!) дочки, одна из которых совсем малышка. Телефон не умолкает. Я знаю, что Галина Борисовна Волчек переживает за ваше здоровье. А как же необходимость остановиться, набрать дыхание для следующей роли…

Ч.Хаматова. Для меня остановиться и подумать — это возможность провести время дома с детьми, с неспящим маленьким ребенком. Безусловно, физически все это утомительно. Но я сама выбрала такую жизнь. Планируя за год отпуск, предупреждаю всех, что на две недели выключу телефон. Уеду жить жизнью обычного туриста, отдыхать и думать. С детьми или без детей. Признаю, что у меня много лишних надстроек: понятие ответственности слишком глубоко сидит со времен пионерского прошлого. Можно было бы провести ревизию, подчистить график. Но порой и спланированный день летит кувырком: нужно срочно разрешить какую-то ситуацию с фондом, с конкретным ребенком. Понимаешь: все, что запланировала, может ждать. Берешь телефонную книжку, часами звонишь, просишь, убеждаешь, разъясняешь. А все «отодвинутое» копится, вытягивается в хвосты. В моей записной книжке который год под пятью восклицательными знаками запись: «Разобрать фотографии!» Каждый раз в поисках фото перебираю целую гору. Так что пасть рабой моего жесткого графика не позволяют каждодневные встряски…

Л.Малюкова. Вы сказали про гиперответственность — за собственных дочерей, за больных детей, жизнь которых зависит от благополучия фонда… Это особенный груз. Приходится быть осмотрительной, взвешивать слова и поступки. Осмотрительность и честность — довольно сложный сплав.

Ч.Хаматова. Ой, не расстраивайте меня. Наверное, существовать со мной рядом невозможно. Я не приспособлена для нормального размеренного существования. Так воспитали родители, литература, которую читала с детства, так вырулила сама жизнь. Я должна отвечать за собственные решения. Не люблю людей, которые безмятежно снимают с себя ответственность, перекладывая ее на плечи других. Мой груз ответственности — данность, как этот стол, окно. Не только потому, что люблю свою профессию, — я понимаю ее связанность с другими людьми. И это значит, что я не имею права топнуть ножкой: «Сегодня я не буду играть спектакль!» Буду, невзирая на проблемы и самочувствие. Не могу прийти на съемочную площадку с невыученной ролью. Не могу не купить домой продукты, хлеба. Не могу сбросить с себя фонд со всем клубком проблем. Иначе: о чем ты думала раньше? Необходимо поступками соответствовать собственным решениям.

hamatova-rasskazy-shukshina-4
«Рассказы Шукшина», режиссер Алвис Херманис. Театр наций

Л.Малюкова. Расхожий стереотип — считать успешных актеров баловнями судьбы. Вам повезло работать с замечательными режиссерами: Остермайер и Херманис, Волчек и Серебренников, Трушкин и Абдрашитов, Прошкин-старший и Герман-младший. Но даже самый прославленный режиссер — не обязательное условие отменной актерской работы.

Ч.Хаматова. К некоторым ролям прирастаешь трудно. Едва намеченная, слышимая внутри тема может однажды зазвучать-запеть. А как ты к этому пришла — не понимаешь. Порой долго играешь спектакль, пока он не вспыхнет. Спектакль — не результат, а процесс. «Голую пионерку» играли четыре года, действие «устаканивалось», пока я не поняла про что играю, как надо играть.

Л.Малюкова. За некоторыми актерами подмечаю, что и в будничной жизни они вдруг «входят в образ», говорят заученными текстами, вы себя на этом не ловили?

Ч.Хаматова. Вроде нет… Междометия, фразы из роли могут выскочить… Нет, мне лень играть в жизни. Может, так легче решать проблемы, но мне не хочется псевдожизни — она уже есть в моей профессии. Хочу существовать в реальности, в настоящих отношениях. В то же время так или иначе все мы попадаем в ролевые игры. Наверное, можно сказать, я играю в маму — ведь каждый представляет себе, каким хочет выглядеть в глазах ребенка. Но это происходит безотчетно, бесконтрольно.

Л.Малюкова. Вы любите роли-парадоксы, столкновение полярностей, оксюмороны. Трагедию, «помешанную» на карнавале, лирику, усмиряющую гротеск.

Ч.Хаматова. О, это самое интересное, что может быть в профессии. Новелла «Сапожки» из «Рассказов Шукшина» вызывает в зале хохот. А мне эту Клавдю так жалко! Когда безуспешно втискиваю «распухшую» ногу в модельную обувь… обливаюсь настоящими слезами. Самое лучшее в профессии — возможность через комедию нести человеческую суть, боль, страдание. А через трагедию вытаскивать на поверхность радостное и абсурдное. Смешивать на сцене пестрые краски всей нашей пестрой жизни. Подобных краев и пограничий мне не хватает в кино. Все как-то слишком ровно.

hamatova-bumajnii-soldat
«Бумажный солдат», режиссер Алексей Герман-младший

Л.Малюкова. Кажется, вы человек азартный, способный рисковать собой ради результата. Пусть даже спортивного, как в телепроекте «Ледниковый период».

Ч.Хаматова. Было трудно принять решение участвовать в проекте. Это же Первый канал, а ты, как медведь на арене, будешь позориться на этих коньках. Просыпалась в холодном поту — какие-то непостижимые задачи: кататься, делать программы, искать музыку. У тебя есть какое-то имя, ты отказываешься сниматься в сериалах. Вся такая правильная театральная актриса. А сейчас на всю страну опозоришься. Потом, шаг за шагом, с поддержкой Авербуха и Костомарова двигались вперед. Самыми отвратительными были дни соревнований. Понимаешь идиотизм положения: какие соревнования среди актеров, почему все психуют? Отчего близкие друзья перестают с тобой здороваться, видя в тебе соперника? Жуткое нагнетание надуманной конкуренции: какие-то рейтинги, глупые оценки. Я не заразилась борьбой, но от волнения не избавилась до финала. Надо оправдывать ожидания гигантской аудитории — если не техникой, то хотя бы актерски соответствовать образу. За счет труда, выкладывания себя. Недавно, увидев кусок нашего танца, я изумилась: что это было? как? Видимо, включился форс-мажорный механизм «была не была», я забыла о том, как это повлияет на мою актерскую репутацию. Результаты превзошли наши ожидания — суммы пожертвований на лечение детей в те месяцы, когда я «каталась», увеличились в три-четыре раза. Поэтому я благодарна этому шоу.

hamatova-b 88355
«Из Токио», режиссер Алексей Герман-младший

Л.Малюкова. Вы работали в Германии, учились в Лондоне. Сегодня вы могли бы жить и работать в Европе?

Ч.Хаматова. Идеальный вариант — жить везде. Не идеальный — спланированная эмиграция, когда срываешься с места, вырывая корни, стряхиваешь с них землю. Потом надо врасти в чужую почву. Чувствовать себя желанным гостем комфортно. Чудовищно неуютное ощущение чужеземца, пытающегося облегчить собственную жизнь с помощью достижений других людей, другой страны. Лучше всего, не замечая географических ограничений в работе, возвращаться домой.

Л.Малюкова. Снимаясь за границей, вы поняли что-то про особенность отечественной актерской школы, или это красивые истории?

Ч.Хаматова. Актеру необходимо знать все техники, включая систему Станиславского. Но это сказки, мол, овладев технологией, станешь хорошим артистом. Все грандиозные артисты, с которыми я работала, свои знания синтезируют, пропускают через собственное видение, голову, эмоции, личный опыт. Поэтому говорить, что ты русский артист и потому круче всех, — нелепость. Ты можешь быть Актером или неактером.

Л.Малюкова. Во «Фрёкен Жюли» вы играете «золотую девочку», несчастную взбалмошную инфантилку, угорающую в герметичном мире Рублевки, — вы встречались с ее прототипами?

Ч.Хаматова. Конечно, причем среди моих собеседниц были и интеллектуалки. Но их движение — по замкнутой орбите, с которой они не могут соскочить в силу всех своих микроклеток. Они признаются, что уже не понимают: любят тебя или твой достаток?

Л.Малюкова. В общении вы чувствуете отличие бедных от богатых?

Ч.Хаматова. Все зависит от уровня культуры. Есть богатые, которые помнят, откуда вышли, какие ценности оберегают в себе, вокруг себя. Они остаются жить на этой земле, понимая, что нет избранных в этом мире. Когда общаешься с ними, получаешь удовольствие: перед тобой образованные, скромные люди, не кичащиеся Оксфордом-«Шопардом», подлинниками Кандинского. Есть другая категория… Но знаете, она есть почти в любом слое людей, в том числе и среди тех, кто гордо называет себя интеллигентами. Это те, у кого не сложилось внутренне прописанных координат, для них основной критерий — количество денег. Разве нет таких в среде людей необеспеченных?

Л.Малюкова. Вряд ли вам удается воспринимать недоброжелательную шумиху вокруг вашего имени отстраненно.

Ч.Хаматова. Да, прошлый год был важным и непростым куском моей жизни. Давшим новый эмоциональный, интеллектуальный опыт мне как личности, как взрослому человеку.

hamatova-dost
«Достоевский», режиссер Владимир Хотиненко

Л.Малюкова. После скандала на «Нике» во время вручения вам с Диной Корзун премии вы все-таки решились идти на программу к Ксении Собчак, отчасти инициировавшей своими «вопросами с пристрастием» целую медийную вакханалию.

Ч.Хаматова. Я считаю, что все вопросы, недоумения, злоба, обида или непомерные восторги возникают в отсутствие полной информации. Все что произошло, было вызвано домыслами: Ксении ли, моими ли, Жени Миронова, многих людей вокруг. А где фундаментальные камни, на которых зиждется реальная ситуация, каково наше отношение к ней — никто не знал. Сначала я думала: ну бесполезно ходить и всем что-то объяснять. Кто-то и без объяснений все понимает, другие поймут позже или никогда. Их право, пусть сами разбираются… Но фонд неразрывно связан с моим именем — что плохо и хорошо одновременно. Хорошо, когда мы средства собираем. Когда же я совершаю поступки, которых от меня не ждут, — это скверно отражается на фонде. Встал вопрос: надо ли объясняться? И так как у меня на Ксению Собчак не было обиды… ну сморозила что-то на вручении премии. Вот же она, свобода слова. Конечно, мы с Диной Корзун к подобному абсолютно не были готовы. Мы были растроганы, благодарны кинематографистам, решившим нас поддержать. А когда зрительный зал встал, я просто расплакалась. На фоне всей накопленной усталости, выхолощенности вдруг видишь глаза: Германа-старшего, Абдрашитова, Смирнова, Баталова… Это важнее всех статуэток. В общем, Ксения что-то говорила, а я в эйфории, еще не въехав, радужно мотала головой. В итоге все остались при собственных мнениях.

Но мы живем в век массмедийных инсинуаций и мифотворчества — пошла волна, завертелся тайфун надуманной вражды: «Собчак — Хаматова». Нас столкнули лбами. Больше всех досталось Жене Миронову, который просто по-джентльменски бросился меня защищать и получил по полные уши. Как-то мы были с Юрием Борисовичем Норштейном в Третьяковской галерее. Вдруг ко мне подходит пожилой мужчина интеллигентного вида и на весь зал начинает меня отчитывать: где же моя совесть, когда же наконец я отвечу на «главный вопрос»! Я впала в ступор, судорожно соображая, что же он имеет в виду? И поняла, что это вопрос, который задала Ксения, который будоражит многих людей. И надо на него ответить. Собственно, поэтому и пошла на «Дождь», чтобы объясниться глаза в глаза, а не на уровне слухов. Но так как мы изначально разговариваем на разных языках… И у каждого из нас свое понимание действительности… И свой путь… В общем, беседа оставила всех в недоумении. Я по ряду причин была, как рысь, осторожна, осмотрительна — за мной стоит дело, и глупо брошенное, необдуманное, пусть даже эффектное слово может на этом деле отразиться…

Л.Малюкова. Но Ксения — неглупая девушка, неужели она этого не понимает?

Ч.Хаматова. Думаю, она все понимает, но это такой профессиональный журналистский азарт. Кстати, в разговоре мы договорились, что Ксения в своем Твиттере объявит о сборе средств для одного ребенка (его нельзя было включить в круг детей, которым помогает фонд). Был крохотный шанс...

К несчастью, ребенок умер, но мы этот шанс использовали. Ксения, по крайней мере, включилась в эту заботу. Потом она здорово помогла в поиске дорогих лотов для нашего аукциона в Лондоне — на собранные деньги мы купим эрвиназу, заменитель химиотерапии, которая продается только в Англии. Так что я Ксении очень благодарна. В общем, чтобы окончательно расставить все по местам, скажу, что все эти «ринги» и «медиавойны» — глупый детский сад. Живя в нашей непростой среде, глупо тратиться на борьбу друг с другом.

Л.Малюкова. Лучшая из защит от нападок — чувство юмора и самоирония.

Ч.Хаматова. Мой любимый жанр — трагикомедия. Вся жизнь подключена к батарейке внутреннего смеха, спасающего в минуты уныния. И про нашу благотворительность, связанную с бедой, с горем, можно писать не только драмы, но и фельетоны. Смешное и абсурдное подстерегают нас ежедневно.

hamatova-kazus-kukotskogo
«Казус Кукоцкого», режиссер Юрий Грымов

Л.Малюкова. Ваша Таня в «Казусе Кукоцкого» Юрия Грымова, наделенная обостренным чувством правды, пробивается сквозь «подмены и мнимости». Как вы формулируете для себя ощущение свободы?

Ч.Хаматова. Жизнь в любом обществе предполагает сумму ограничений, внешних и внутренних. Сказать, что ты полностью свободен, — лукавство. Свобода чего? Поступков или мыслей? Если мыслей, будешь свободен везде, несмотря на объективные препоны. Поступков? Но за счет кого? Поэтому для меня настоящая свобода — это свобода мысли и принятия решений по отношению к моей собственной жизни.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Warning: imagejpeg(): gd-jpeg: JPEG library reports unrecoverable error: in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/gk_classes/gk.thumbs.php on line 390
Памятное – важнейшее – любимейшее кино 2017 года

Блоги

Памятное – важнейшее – любимейшее кино 2017 года

"Искусство кино"

Какими главными фильмами запомнился уходящий 2017 год? Отвечают Зара Абдуллаева, Андрей Василенко, Евгений Майзель, Андрей Плахов, Вадим Рутковский, Вика Смирнова, Стас Тыркин, Вероника Хлебникова Бруни, Нина Цыркун, Вячеслав Черный, Петр Шепотинник. Изучаем, сравниваем, спорим, берем на заметку.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

№3/4

Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

Антон Долин

В связи с показом 14 ноября в Москве картины Филипа Грёнинга «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» публикуем статью Антона Долина из 3-4 номера журнала «Искусство кино».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Апрельский номер – на сайте

16.05.2013

Большая часть этого номера посвящена практике современного телевидения. Стена, в которую неизбежно упираются все попытки создать общественное телевидение — в широком значении этого понятия, — это, к сожалению, не только власть, чиновники и цензура или финансирование, вернее, его отсутствие. Это еще и само общество, которое не готово иметь свободное телевизионное пространство, где важную роль должны играть сами зрители, граждане. Воспитанные в том числе — или прежде всего — как раз телевидением. Каково общество, таково и ТВ? Но ведь и обратная формула неотменима!