Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Даешь «Кинопробу!» - Искусство кино

Даешь «Кинопробу!»

  • Блоги
  • Елена Стишова

C 1 по 5 декабря в Екатеринбурге прошел XII международный фестиваль киношкол «Кинопроба». В этом году его посетила Елена Стишова.


kinoproba fest logoЛучший в России международный фестиваль киношкол за 12 лет работы стал ожидаемым культурным событием в Екатеринбурге. На «Кинопробе» сложился свой стиль: академизм, строгие критерии отбора и оценок органично сочетаются с вольной атмосферой студенческого праздника. Студенты лидируют, но и горожане не отстают: с 10 утра в обоих залах Дома кино аншлаг, и так до поздней ночи, когда можно посмотреть фильмы мэтров – членов жюри.

В этом сезоне на фестивале прошли 22 мастер-класса, собиравшие большую аудиторию. В числе мастеров были Алексей Федорченко, Изабелла Плучинска, Павел Печенкин, Сергей Пускепалис, Алексей Демин, Михаил Местецкий, Светлана Старостина, Николай Изволов, Наталья Нусинова. Профессора Уральского госуниверситета приводили своих студентов, мастер-классы шли в режиме нон-стоп – нехватало места. Приют мастерам давали «Коляда-театр» и библиотека им. Белинского.

«Кинопроба» с самого начала позиционирует себя как фестиваль-практикум. На этот раз он отработал свою программу по полной, включая питчинг и воркшоп, участники которого показали на церемонии закрытия два докфильма из цикла «Альтернативная история 90-х. Стратегия личных инициатив и личной ответственности». Воркшоп финансировался только что открытым с большой помпой Ельцин-центром. Оба фильма, по договоренности, дополнят экспозицию центра.

Как всегда, деньги на проведение фестиваля собирались по принципу «с миру по нитке». Федеральный Минкульт в прошлом году внес небольшую лепту, а в нынешнем – отказал. Помогли областное Министерство культуры, Свердловская областная организация СК России, спонсоры-доброхоты. Местные фермеры обеспечили кухню Дома кино овощами, на фестиваль работало множество волонтеров. Словом, «Кинопробу» поднимали вскладчину. И все же не было средств на то, чтобы пригласить на день-другой зарубежных участников конкурса. Соревновались 94 фильма в номинациях «лучшая студенческая работа», «лучшая дипломная работа», «лучший дебют» в трех ветвях кинематографа – документальной, игровой, анимационной.

Почти сто фильмов за четыре просмотровых дня – огромная нагрузка для жюри, в этом году возглавляемого Сергеем Пуспекалисом. Разные жанры, разные стили, разные фактуры, разный хронометраж, как правило, короткий – знаю на своем опыте, что легче смотрится полный метр, чем мелкая нарезка. Решение жюри облегчает, если в ходе конкурса объявляется фильм-фаворит, как это было, к примеру, три года назад: тогда игровой дебют петербуржца Тимофея Жалнина «F5» закрыл проблему Гран-при. На сей раз подобного фаворита не было, и только ближе к финалу вынырнула индийская картина «Камакши» режиссера Сатиндара Сингх Беди. Черно-белая с цветовыми фрагментами, она впечатляла изысканным визуализмом. В ней нет внятного сюжета, это не стори, а поток авторской фантазии, истоком которой является укорененное в мифологии хинди народное предание о богине сострадания Камакши. Старуха, дочерна прокаленная солнцем, руками копает сухую землю в поисках воды.

Приз за лучший игровой дебют ушел фильму «Рекомендация» Семена Гальперина (Екатеринбург) – трагикомической love story с гастрономической завязкой: блондинка за колбасным прилавком порекомендовала покупателю новый сорт докторской, а покупатель пришел в такой восторг от культурного обслуживания, что в тот же вечер завел с блондинкой бурный роман...

Приз за лучший документальный дебют достался фильму «Ребалда» Елены Отрепьевой (Москва) – картине, снятой на одном из Соловецких островов на экзотическом материале, еще никем не тронутым. Маленькая семейная артель добывает в Северном море богатые йодом ламинарии и готовит сырье для натуральных лекарств. Развеска, сушка водорослей, обрезка концов – весь нехитрый, но невероятно трудоемкий технологический цикл мы проходим вместе с семьей, где и младшему сыну достается работа. Вот только не на отечественные фармфабрики идут эти заготовки…

kinoproba rebalda«Ребалда», режиссер Елена Отрепьева

А приз за лучшую киношколу получила всемирно пражская школа с большими традициями – FAMU.

Помимо конкурсной на «Кинопробе» демонстрировалась большая информационная программа, включая авторские. Разумеется, я отправилась смотреть программу постоянного автора «ИК» и большого знатока азиатского кино Сергея Анашкина. Ему удалось побывать на международном фестивале короткого метра и независимого кино в Дакке, столице Бангладеш. И там есть киношколы и киноманы, хотя страна бедная, а нищие на каждом шагу – это образ жизни многих поколений. Сергей показал несколько отличных фильмов. Особенно мне понравилось «Терпение» (режиссер Чайтали Соммадер).

Это тот самый постдок, когда с документальным материалом работают, как с игровым. Камера установлена на уровне глаз чистильщика обуви, сидящего возле вокзала. Мы не увидим его, но вместе с ним будем высматривать клиента, которому надо почистить ботинки. Куда там! Камера панорамирует вдоль перрона, по которому шлепают и шлепают босые ноги, шлепанцы, вьетнамки, кеды, а вот и инвалид ползет, используя для движения все четыре конечности, обутые в самодельные опорки. И вдруг – вот она, удача! Черный кожаный мокасин нарисовался в визире камеры и твердо встал на скамеечку чистильщика. Терпенье и труд все перетрут!

Черный юмор короткометражки «Летающий пес» (режиссер Библоп Саркар) тянет на философему. В кадре молодой человек, стоя на стопке книг, примеривается к свисающей с потолка петле. Рядом плачет собака, понимая, что хозяин задумал нехорошее дело. Молодой человек мрачно удаляется в туалет, возможно, чтобы выкурить последнюю сигарету. Когда он возвращается, петля уже занята: умница – собака повесилась, чтобы спасти хозяина…

На церемонии закрытия бессменный арт-директор «Кинопробы» Лилия Немченко посчитала необходимым поблагодарить всех и каждого, кто внес свою лепту в организацию и проведение фестиваля. Список оказался так велик, что Лилия, взяв паузу, чтобы перевести дыхание, сказала: «Да это же целый завод!» Смех в зале.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Проект «Трамп». Портрет художника в старости

№3/4

Проект «Трамп». Портрет художника в старости

Борис Локшин

"Художник — чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его: он — голос своей эпохи". Максим Горький


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Даниил Дондурей: «Темы, которые никем не обсуждаются»

23.07.2013

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Здравствуйте. Это программа «Особое мнение». Меня зовут Татьяна Фельгенгауэр. Я приветствую в этой студии главного редактора журнала «Искусство кино» Даниила Дондурея.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Национальное общество кинокритиков США выбирает «Любовь»

06.01.2013

Триумфальное шествие картины Михаэля Ханеке по планете продолжается. Драма «Любовь» стала лучшей картиной 2012 года по итогам голосования Национального общества кинокритиков США. «Любви» присуждены также и две других награды: за режиссуру (Михаэлю Ханеке) и за исполнение главной женской роли (Эмманюэль Риву).