Даешь «Кинопробу!»

  • Блоги
  • Елена Стишова

C 1 по 5 декабря в Екатеринбурге прошел XII международный фестиваль киношкол «Кинопроба». В этом году его посетила Елена Стишова.


kinoproba fest logoЛучший в России международный фестиваль киношкол за 12 лет работы стал ожидаемым культурным событием в Екатеринбурге. На «Кинопробе» сложился свой стиль: академизм, строгие критерии отбора и оценок органично сочетаются с вольной атмосферой студенческого праздника. Студенты лидируют, но и горожане не отстают: с 10 утра в обоих залах Дома кино аншлаг, и так до поздней ночи, когда можно посмотреть фильмы мэтров – членов жюри.

В этом сезоне на фестивале прошли 22 мастер-класса, собиравшие большую аудиторию. В числе мастеров были Алексей Федорченко, Изабелла Плучинска, Павел Печенкин, Сергей Пускепалис, Алексей Демин, Михаил Местецкий, Светлана Старостина, Николай Изволов, Наталья Нусинова. Профессора Уральского госуниверситета приводили своих студентов, мастер-классы шли в режиме нон-стоп – нехватало места. Приют мастерам давали «Коляда-театр» и библиотека им. Белинского.

«Кинопроба» с самого начала позиционирует себя как фестиваль-практикум. На этот раз он отработал свою программу по полной, включая питчинг и воркшоп, участники которого показали на церемонии закрытия два докфильма из цикла «Альтернативная история 90-х. Стратегия личных инициатив и личной ответственности». Воркшоп финансировался только что открытым с большой помпой Ельцин-центром. Оба фильма, по договоренности, дополнят экспозицию центра.

Как всегда, деньги на проведение фестиваля собирались по принципу «с миру по нитке». Федеральный Минкульт в прошлом году внес небольшую лепту, а в нынешнем – отказал. Помогли областное Министерство культуры, Свердловская областная организация СК России, спонсоры-доброхоты. Местные фермеры обеспечили кухню Дома кино овощами, на фестиваль работало множество волонтеров. Словом, «Кинопробу» поднимали вскладчину. И все же не было средств на то, чтобы пригласить на день-другой зарубежных участников конкурса. Соревновались 94 фильма в номинациях «лучшая студенческая работа», «лучшая дипломная работа», «лучший дебют» в трех ветвях кинематографа – документальной, игровой, анимационной.

Почти сто фильмов за четыре просмотровых дня – огромная нагрузка для жюри, в этом году возглавляемого Сергеем Пуспекалисом. Разные жанры, разные стили, разные фактуры, разный хронометраж, как правило, короткий – знаю на своем опыте, что легче смотрится полный метр, чем мелкая нарезка. Решение жюри облегчает, если в ходе конкурса объявляется фильм-фаворит, как это было, к примеру, три года назад: тогда игровой дебют петербуржца Тимофея Жалнина «F5» закрыл проблему Гран-при. На сей раз подобного фаворита не было, и только ближе к финалу вынырнула индийская картина «Камакши» режиссера Сатиндара Сингх Беди. Черно-белая с цветовыми фрагментами, она впечатляла изысканным визуализмом. В ней нет внятного сюжета, это не стори, а поток авторской фантазии, истоком которой является укорененное в мифологии хинди народное предание о богине сострадания Камакши. Старуха, дочерна прокаленная солнцем, руками копает сухую землю в поисках воды.

Приз за лучший игровой дебют ушел фильму «Рекомендация» Семена Гальперина (Екатеринбург) – трагикомической love story с гастрономической завязкой: блондинка за колбасным прилавком порекомендовала покупателю новый сорт докторской, а покупатель пришел в такой восторг от культурного обслуживания, что в тот же вечер завел с блондинкой бурный роман...

Приз за лучший документальный дебют достался фильму «Ребалда» Елены Отрепьевой (Москва) – картине, снятой на одном из Соловецких островов на экзотическом материале, еще никем не тронутым. Маленькая семейная артель добывает в Северном море богатые йодом ламинарии и готовит сырье для натуральных лекарств. Развеска, сушка водорослей, обрезка концов – весь нехитрый, но невероятно трудоемкий технологический цикл мы проходим вместе с семьей, где и младшему сыну достается работа. Вот только не на отечественные фармфабрики идут эти заготовки…

kinoproba rebalda«Ребалда», режиссер Елена Отрепьева

А приз за лучшую киношколу получила всемирно пражская школа с большими традициями – FAMU.

Помимо конкурсной на «Кинопробе» демонстрировалась большая информационная программа, включая авторские. Разумеется, я отправилась смотреть программу постоянного автора «ИК» и большого знатока азиатского кино Сергея Анашкина. Ему удалось побывать на международном фестивале короткого метра и независимого кино в Дакке, столице Бангладеш. И там есть киношколы и киноманы, хотя страна бедная, а нищие на каждом шагу – это образ жизни многих поколений. Сергей показал несколько отличных фильмов. Особенно мне понравилось «Терпение» (режиссер Чайтали Соммадер).

Это тот самый постдок, когда с документальным материалом работают, как с игровым. Камера установлена на уровне глаз чистильщика обуви, сидящего возле вокзала. Мы не увидим его, но вместе с ним будем высматривать клиента, которому надо почистить ботинки. Куда там! Камера панорамирует вдоль перрона, по которому шлепают и шлепают босые ноги, шлепанцы, вьетнамки, кеды, а вот и инвалид ползет, используя для движения все четыре конечности, обутые в самодельные опорки. И вдруг – вот она, удача! Черный кожаный мокасин нарисовался в визире камеры и твердо встал на скамеечку чистильщика. Терпенье и труд все перетрут!

Черный юмор короткометражки «Летающий пес» (режиссер Библоп Саркар) тянет на философему. В кадре молодой человек, стоя на стопке книг, примеривается к свисающей с потолка петле. Рядом плачет собака, понимая, что хозяин задумал нехорошее дело. Молодой человек мрачно удаляется в туалет, возможно, чтобы выкурить последнюю сигарету. Когда он возвращается, петля уже занята: умница – собака повесилась, чтобы спасти хозяина…

На церемонии закрытия бессменный арт-директор «Кинопробы» Лилия Немченко посчитала необходимым поблагодарить всех и каждого, кто внес свою лепту в организацию и проведение фестиваля. Список оказался так велик, что Лилия, взяв паузу, чтобы перевести дыхание, сказала: «Да это же целый завод!» Смех в зале.

Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

№3/4

Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

Антон Долин

В связи с показом 14 ноября в Москве картины Филипа Грёнинга «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» публикуем статью Антона Долина из 3-4 номера журнала «Искусство кино».

Колонка главного редактора

«Эффективность вечных кодов двоемыслия»

15.04.2013

Имперское сознание россиян непоколебимо. Поколение интернета пока не способно к проектированию будущего. Экономисты наивны в своих цеховых объяснениях. Самое главное свойство российского общества – тотальное недоверие: всех ко всем, считает социолог культуры, главный редактор журнала «Искусство кино», член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ, кандидат философских наук Даниил Дондурей.

Новости

«Темные ночи» - 2018 объявили программу

24.10.2018

В конкурсную программу XXII Таллиннского кинофестиваля «Темные ночи» (PÖFF) вошли 19 фильмов. Фестивальные показы начнутся 16 ноября, церемония закрытия состоится 1 декабря.