Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Вонг Карвай: «Великий мастер — это щедрость и великодушие» - Искусство кино

Вонг Карвай: «Великий мастер — это щедрость и великодушие»

Гонконгский режиссер о подготовке и вдохновении, о боевых искусствах и искусстве кино, а также о разнице между фильмом в стиле кунфу и фильмом о кунфу.


О вдохновении

Идея фильма «Великие мастера» возникла у меня в 1999 году, когда мне посчастливилось посмотреть документальную ленту о великом мастере Ип Мане. На самом деле это было семейное домашнее видео, снятое за три дня до его смерти. В этом фильме он демонстрировал 108 боевых комбинаций Вин-Чунь, а на это нужно довольно много времени. На тот момент мастер был уже сильно болен. И в фильме, снятом на пленку Super 8, мы видим его совсем глубоким стариком, он очень слаб, одет в пижаму, на заднем плане можно увидеть его кошку, внуков, бегающих по дому. А он показывает все эти приемы. Так вот, демонстрация длится очень долго, и уже почти в самом конце мастер вдруг останавливается. И, даже несмотря на то что его лица мы не видим — он стоит спиной к зрителю, — мы понимаем, что для него это по-настоящему мучительный момент. Может, он слишком ослаб, устал или просто забыл, что нужно делать дальше. Этот момент глубоко тронул меня. Позже он все же продолжает демонстрацию и заканчивает ее надлежащим образом. В архивах осталась лишь одна копия этой уникальной записи.


karwai4
«Великие мастера»


О качествах великого мастера

Все мы знаем, что 108 комбинаций — важный элемент школы Вин-Чунь. Многие люди, в том числе Брюс Ли, просили Ип Мана провести для них — за щедрую плату — индивидуальную демонстрацию, но мастер отвечал отказом. И это при том, что в то время он был очень беден. Он говорил: «Я не буду делать этого для кого-то одного. Я хочу передать свое мастерство всем моим ученикам».

Думаю, все дело в этой силе духа — именно она дает основание называть человека великим мастером. Человек, в совершенстве владеющий боевым искусством, еще не великий мастер. Великий мастер — это щедрость и великодушие, он берет на себя ответственность передать своим преемникам знания и умения, унаследованные им от предыдущих поколений и от своего наставника.


О разнице между фильмом в стиле кунфу и фильмом о кунфу

Многие называют «Великих мастеров» фильмом в стиле кунфу. Спрашивают, первый ли это мой фильм такого рода. Но это не просто фильм, где дерутся. На самом деле это фильм о кунфу: в нем рассказывается не только о мастерстве владения боевым искусством. Зритель узнает больше о самих людях, владеющих этими искусствами, об особом мире, в котором они живут. Каков их кодекс чести? Каковы их главные ценности? В чем заключается их философия? Думаю, это по-настоящему увлекательно и захватывающе. Надеюсь, благодаря этой картине люди смогут по-новому взглянуть на боевые искусства, в том числе на кунфу, и на сам Китай.


О подготовке к работе над фильмом и о восхищении мастерами кунфу

Самым большим препятствием для меня был тот факт, что сам я не занимаюсь боевыми искусствами. Я большой их поклонник — мне нравятся не только они сами, но также и фильмы, и книги о них. Но, работая над картиной «Великие мастера», я был по-настоящему поражен открывшимся мне миром. Я три года ездил по разным местам, беседовал с мастерами и великими мастерами, и меня особенно впечатлило одно их качество — скромность. Все они смиренны, очень робки.

В одной из сцен фильма мы видим юношу, который заглядывает в окно школы кунфу просто из любопытства. Это вполне мог бы быть я в молодости. Да и по сути это я — режиссер, удовлетворяющий свое любопытство. Это путешествие было невероятно увлекательным, в нем столько уровней, ответвлений. Я бы хотел, чтобы оно продлилось подольше.


О боевых искусствах как средстве борьбы

Сегодня многие воспринимают боевые искусства как спорт. Некоторые относятся к ним как, скажем, к йоге. Однако в классическом смысле боевые искусства — средство борьбы, настоящее оружие. С его помощью можно убивать. Именно поэтому все мастера столь скромны и сдержанны: они отлично знают, что они обладают смертельным оружием. Все они соблюдают строгую дисциплину.

karwai5
«Великие мастера»


О значении кино

Кино обладает рядом специфических свойств. Для кого-то это развлечение, для кого-то — средство самовыражения. Приведу пример, иллюстрирующий мое личное отношение к кино.

Мы отправились на премьеру фильма «Великие мастера» в Пекин, и один из сценаристов, с которым мы работали, очень интересный человек, сильно нервничал и сказал, что не сможет смотреть фильм в зале вместе со всеми зрителями. В день премьеры рано утром он прокрался на пресс-показ, посмотрел картину, и чувства буквально захлестнули его. Он не захотел звать на просмотр своих друзей, так что был совсем один. А ему хотелось поговорить о многом. В итоге он позвонил по мобильному одному своему приятелю, с которым уже долгое время не общался, и в течение почти часа рассказывал ему о своих чувствах.

Так и режиссеры. Они хотят рассказать, выразить что-то, чем-то поделиться, и поэтому им, естественно, нужна аудитория. Некоторые люди посмотрят фильм и подумают: «Это урок, наставление». Другие подумают: «Это отличный аттракцион». А будут и те, кто скажут: «Да это же полная дрянь».

http://twitchfilm.com

Перевод с английского Елены Паисовой


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Памятное – важнейшее – любимейшее кино 2016 года

Блоги

Памятное – важнейшее – любимейшее кино 2016 года

"Искусство кино"

Какими главными фильмами запомнился минувший 2016 год? Свои ответы нам прислали Зара Абдуллаева, Андрей Василенко, Евгений Гусятинский, Антон Долин, Евгений Майзель, Борис Нелепо, Андрей Плахов, Денис Рузаев, Вадим Рутковский, Вика Смирнова, Елена Стишова, Стас Тыркин, Нина Цыркун, Вячеслав Черный, Петр Шепотинник. Изучаем, сравниваем, спорим, берем на заметку.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

№3/4

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

Лев Наумов

В 3/4 номере журнала «ИСКУССТВО КИНО» опубликована статья Льва Наумова о Сэмуэле Беккете. Публикуем этот текст и на сайте – без сокращений и в авторской редакции.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

В Москве пройдет ретроспектива Карла Теодора Дрейера

20.02.2014

С 21 февраля по 7 марта в Москве состоится ретроспектива фильмов Карла Теодора Дрейера, в которую войдут немые картины «Возлюби ближнего своего» (1922), «Михаэль» (1924), «Страсти Жанны д’ Арк» (1928), звуковые ленты «Вампир» (1932), «День гнева» (1943), «Слово» (1955), «Гертруда» (1964) а также короткометражные фильмы «Они успели на паром» (1948) и «Торвальдсен» (1949). Ретроспектива, приуроченная к 125-летнему юбилею великого датского режиссера, состоится в Общественном центре имени Моссовета.