Вонг Карвай: «Великий мастер — это щедрость и великодушие»

Гонконгский режиссер о подготовке и вдохновении, о боевых искусствах и искусстве кино, а также о разнице между фильмом в стиле кунфу и фильмом о кунфу.


О вдохновении

Идея фильма «Великие мастера» возникла у меня в 1999 году, когда мне посчастливилось посмотреть документальную ленту о великом мастере Ип Мане. На самом деле это было семейное домашнее видео, снятое за три дня до его смерти. В этом фильме он демонстрировал 108 боевых комбинаций Вин-Чунь, а на это нужно довольно много времени. На тот момент мастер был уже сильно болен. И в фильме, снятом на пленку Super 8, мы видим его совсем глубоким стариком, он очень слаб, одет в пижаму, на заднем плане можно увидеть его кошку, внуков, бегающих по дому. А он показывает все эти приемы. Так вот, демонстрация длится очень долго, и уже почти в самом конце мастер вдруг останавливается. И, даже несмотря на то что его лица мы не видим — он стоит спиной к зрителю, — мы понимаем, что для него это по-настоящему мучительный момент. Может, он слишком ослаб, устал или просто забыл, что нужно делать дальше. Этот момент глубоко тронул меня. Позже он все же продолжает демонстрацию и заканчивает ее надлежащим образом. В архивах осталась лишь одна копия этой уникальной записи.


karwai4
«Великие мастера»


О качествах великого мастера

Все мы знаем, что 108 комбинаций — важный элемент школы Вин-Чунь. Многие люди, в том числе Брюс Ли, просили Ип Мана провести для них — за щедрую плату — индивидуальную демонстрацию, но мастер отвечал отказом. И это при том, что в то время он был очень беден. Он говорил: «Я не буду делать этого для кого-то одного. Я хочу передать свое мастерство всем моим ученикам».

Думаю, все дело в этой силе духа — именно она дает основание называть человека великим мастером. Человек, в совершенстве владеющий боевым искусством, еще не великий мастер. Великий мастер — это щедрость и великодушие, он берет на себя ответственность передать своим преемникам знания и умения, унаследованные им от предыдущих поколений и от своего наставника.


О разнице между фильмом в стиле кунфу и фильмом о кунфу

Многие называют «Великих мастеров» фильмом в стиле кунфу. Спрашивают, первый ли это мой фильм такого рода. Но это не просто фильм, где дерутся. На самом деле это фильм о кунфу: в нем рассказывается не только о мастерстве владения боевым искусством. Зритель узнает больше о самих людях, владеющих этими искусствами, об особом мире, в котором они живут. Каков их кодекс чести? Каковы их главные ценности? В чем заключается их философия? Думаю, это по-настоящему увлекательно и захватывающе. Надеюсь, благодаря этой картине люди смогут по-новому взглянуть на боевые искусства, в том числе на кунфу, и на сам Китай.


О подготовке к работе над фильмом и о восхищении мастерами кунфу

Самым большим препятствием для меня был тот факт, что сам я не занимаюсь боевыми искусствами. Я большой их поклонник — мне нравятся не только они сами, но также и фильмы, и книги о них. Но, работая над картиной «Великие мастера», я был по-настоящему поражен открывшимся мне миром. Я три года ездил по разным местам, беседовал с мастерами и великими мастерами, и меня особенно впечатлило одно их качество — скромность. Все они смиренны, очень робки.

В одной из сцен фильма мы видим юношу, который заглядывает в окно школы кунфу просто из любопытства. Это вполне мог бы быть я в молодости. Да и по сути это я — режиссер, удовлетворяющий свое любопытство. Это путешествие было невероятно увлекательным, в нем столько уровней, ответвлений. Я бы хотел, чтобы оно продлилось подольше.


О боевых искусствах как средстве борьбы

Сегодня многие воспринимают боевые искусства как спорт. Некоторые относятся к ним как, скажем, к йоге. Однако в классическом смысле боевые искусства — средство борьбы, настоящее оружие. С его помощью можно убивать. Именно поэтому все мастера столь скромны и сдержанны: они отлично знают, что они обладают смертельным оружием. Все они соблюдают строгую дисциплину.

karwai5
«Великие мастера»


О значении кино

Кино обладает рядом специфических свойств. Для кого-то это развлечение, для кого-то — средство самовыражения. Приведу пример, иллюстрирующий мое личное отношение к кино.

Мы отправились на премьеру фильма «Великие мастера» в Пекин, и один из сценаристов, с которым мы работали, очень интересный человек, сильно нервничал и сказал, что не сможет смотреть фильм в зале вместе со всеми зрителями. В день премьеры рано утром он прокрался на пресс-показ, посмотрел картину, и чувства буквально захлестнули его. Он не захотел звать на просмотр своих друзей, так что был совсем один. А ему хотелось поговорить о многом. В итоге он позвонил по мобильному одному своему приятелю, с которым уже долгое время не общался, и в течение почти часа рассказывал ему о своих чувствах.

Так и режиссеры. Они хотят рассказать, выразить что-то, чем-то поделиться, и поэтому им, естественно, нужна аудитория. Некоторые люди посмотрят фильм и подумают: «Это урок, наставление». Другие подумают: «Это отличный аттракцион». А будут и те, кто скажут: «Да это же полная дрянь».

http://twitchfilm.com

Перевод с английского Елены Паисовой

Ейск-2015. О доблестях, о подвигах, о славе

Блоги

Ейск-2015. О доблестях, о подвигах, о славе

Евгений Майзель

На третьем ежегодном фестивале российского кино «Провинциальная Россия» победил самый необычный номинант – независимый, академический, безбюджетный – фильм литератора Игоря Вишневецкого (совместно с композитором Эли Тамаром) «Ленинград». Пытается осмыслить это экстраординарное событие, попутно комментируя и другие решения жюри, Евгений Майзель.

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

№3/4

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

Лев Наумов

В 3/4 номере журнала «ИСКУССТВО КИНО» опубликована статья Льва Наумова о Сэмуэле Беккете. Публикуем этот текст и на сайте – без сокращений и в авторской редакции.

Новости

Опубликована программа второго мкф «Рудник»

10.07.2018

С 30 июля по 5 августа на острове Свияжск – в 60 километрах от Казани — пройдет второй международный фестиваль документального кино «Рудник». В конкурсную программу фестиваля вошли одиннадцать фильмов.