Игра в клише
- Блоги
- Зара Абдуллаева
В российском прокате тихо идет последний фильм Франсуа Озона, который впервые за свою долгую жизнь получил прошлым сентябрем главный приз на фестивале в Сан-Себастьяне. Зара Абдуллаева оценивает справедливость этого решения.
Озон любит экранизировать пьесы. Удачу на давнем Берлинале ему принесли «8 женщин», которых французские этуали сыграли с отвагой, шармом, брио, за что и заслужили награду (за ансамбль женских ролей).
«8 женщин»
Фильм «В доме» снят по пьесе «Мальчик за последней партой» испанского драматурга Хуана Майорги. На первый взгляд может показаться, что Озон вдруг решил послать воздушный поцелуй невротическим персонажам Вуди Аллена. На второй – что он иронизирует над героями картин Жана-Клода Бриссо. На самом же деле, подозреваю я, Озон вступил в диалог с Лораном Канте, с его «Классом» (так в нашем прокате назывался фильм Entre les murs или «Между стен»), но перевел неразрешимую глубинную конфликтность Канте в необидную сатиру на средний класс. Но не только, конечно.
Объект нынешних интересов Озона – конфликт между воображением и реальностью в самом прямом смысле слова. Этот конфликт построен на разнообразных клише, иногда вполне остроумных, иногда выспренних или излишних (как, например, шлейф семейного положения шестнадцатилетнего Клода, взрослеющего без матери и с парализованным отцом).
«В доме»
Как и в «Классе», главным героем фильма «В доме» назначен учитель французского языка и литературы Жермен (Фабрис Лукини). Только школа эта вовсе не в опасном двадцатом округе Парижа, где кипят раскаленные межрасовые страсти, а в провинции, и вполне престижная. В лицее Огюста Флобера ординарнейший Жермен задает половозрелым подросткам темы сочинений, на которые вообще-то должна писать малышня. Например, «Как я провел уикенд». Странички, поданные словеснику, поражают его дебильностью белокожих учеников. Но вот учитель читает нечто странное, и – пошло-поехало.
Фрейдизм для, так сказать, бедных (зрителей), аранжированный ловким мастерством Озоном. А также старательными Кристин Скотт Томас (жена препода литературы, хозяйка галереи как бы contemporary art, над которым мягко издевается Озон, а верный муж называет ее заведение секс-шопом) и Эмманюэль Сенье в роли домохозяйки, мечтающей стать дизайнером или хотя бы перестроить свой дом. Она – мать еще одного ученика из класса Жермена. Туповатого спортивного подростка, которому помогает литературно одаренный Клод (Эрнст Умауэр) по математике. На самом деле в этом доме он находит мир, персонажей, материал для своих страничек, которые безумно возбуждают Жермена, а прерываются с неизменным уведомлением: «продолжение следует».
Учитель литературы с галерейщицей Жанной бездетны. Так что отношения Жермена с учеником компенсируют это минус-отцовство словесника. Он к тому же несостоявшийся писатель – когда-то в молодости издал книжку, но понял, что Флобер писал лучше и завязал со своими амбициями. (В отличие от чеховского Тригорина, признававшего, что Тургенев «писал лучше», однако сочинять не бросил.)
«Класс», режиссер Лоран Канте
В своем ученике Жермен находит то, чего лишен сам, а работа с автором школьных сочинений окрыляет его собственное воображение не к добру (сюжетному). Он пойдет на профпреступление, за что вылетит из школы. Причем и жена его «одновременно» потеряет работу в галерее и даже уедет к матери, то есть покинет добропорядочного еще недавно учителя, с которым она проскучала, не ведая о роковой скуке, много-много лет. Ну, а вторая семейка, куда внедрился сочинитель Клод, – образчик другой разновидности среднего класса. Эталон (или стереотип) мещанства, где, хитрованный начинающий писатель Клод учуял даже «запах женщины из среднего класса».
Возможно, эта лучшая в фильме реплика примиряет с этим фильмом, который конструируется на качелях предсказуемых неожиданностей. Понятно, что сексапильная Эстер, героиня Сенье в миленьких «маленьких платьях», станет несмутным объектом (воображаемых?) желаний Клода, лишенного матери, и экранизированных Озоном. И даже асексуальная героиня Кристин Скотт Томас, псевдоинтеллектуалка в красивых очках, которые она меняет столь же часто, как Эстер – свои платьица в горошек, в цветочек, сподобится на вторжение Клода в ее дом и общую с учителем литературы постель. Тем самым обольстительный ученик вытолкнет бездарного писателя Жермена из его ритуально налаженных социальных связей.
«В доме»
Озон, любитель киноигр то в ситком, то в детектив, то в мюзикл или мелодраму (в недооцененном «Ангеле» он экранизировал сюжет далекой эпохи – эдвардианской Англии – с тщанием исследователя ну, например, иранской миниатюры), теперь озадачился клише социальной драмы. Но сделал это – в отличие захватывающего виртуозной режиссурой «Класса» – и сноровисто, и поверхностно. Впрочем, и элегантно, потому что с обманчивой серьезностью.