Алексей Федорченко: «Ландшафт всегда подсказывает»

Беседу ведет Людмила Литвишко. 

Людмила Литвишко. Как вы стали продюсером? Вы человек из бизнеса? 

Алексей Федорченко. Я экономист. Сначала стал директором продюсерского управления Свердловской киностудии, а потом начал снимать кино. 

Л.Литвишко. Тогда вам сам бог велел быть продюсером собственных фильмов. Бывают ли конфликты между этими двумя ипостасями в одной личности? 

А.Федорченко. Конфликтов нет. Есть внутренние рамки — я четко понимаю, что могу и что не могу делать как режиссер, более точно, чем если бы продюсером был другой человек. 

Л.Литвишко. И это вас организует? Вы сами с собой в ладу?

А.Федорченко. Да.

Л.Литвишко. А как вы ищете деньги?

А.Федорченко. Как все: по знакомым, по незнакомым, по олигархам, по компаниям. В «Овсянках» полностью были частные деньги. В «Небесных женах луговых мари», моем последнем фильме, кроме тех средств, которые мы получили от Министерства культуры, еще примерно такая же сумма была внесена одной непрофильной компанией, связанной с производством калия, Михаилом Щукиным, а еще Леонидом Лебедевым, который занимается в основном нефтью, но и кино тоже — у него известная кинокомпания «Красная cтрела». Для него это уже много лет любимый «непрофильный актив». Он снимал в том числе фильм «Стиляги» и другие значимые картины.

Л.Литвишко. Он делает это для денег, для славы, для имиджа?

А.Федорченко. Для денег вряд ли. Тот, кто зарабатывает на нефтяном бизнесе в таких объемах, вряд ли будет заниматься кино для денег. Думаю, что больше для удовольствия. Фильмы у него интересные, неглупые. Такое кино вызывает уважение. Причем он не вмешивается в производство.

fedorchenko-2
«Небесные жены луговых мари»

Л.Литвишко. На полном доверии? Везет же вам. Как вы рассказываете, и у вас это действительно получается, со стороны может показаться, что поиск денег у нас в стране идет легко, чуть ли не играючи.

А.Федорченко. Конечно, нелегко. Я долго не мог найти средства на завершаю­щую стадию «Небесных жен…». И Леонид Лебедев просто подставил плечо прямо перед Римским фестивалем, оплатив постпродакш полностью. Если бы не он, я бы не закончил картину в этом году. Конечно, все это возникает случайно. Нет у нас постоянного и осмысленного института инвестирования и поддержки кинематографа. Деньги в основном не возвращаются. Получить заведомо невозвратные деньги, конечно, очень сложно.

Л.Литвишко. Говорят, что Фонд кино будет теперь предоставлять возвратные деньги.

А.Федорченко. Ну посмотрим. Теперь так часто все меняется. Мы, к счастью, успели в декабре минувшего года получить от фонда последние невозвратные деньги.

Л.Литвишко. А теперь для большинства российских студий-немейджоров будут в основном возвратные?

А.Федорченко. Надеюсь, хотя бы наполовину, не сто же процентов.

Л.Литвишко. А вот бюджетная помощь Министерства культуры — это как раз невозвратное финансирование?

А.Федорченко. Да. Они поддерживают дебюты, авторское и детское кино.

fedorchenko-3
«Небесные жены луговых мари»

Л.Литвишко. Думали ли вы о зарубежных фондах? Там вроде все неплохо налажено. Вы ведь в Европе довольно известный режиссер.

А.Федорченко. Что-то предпринимаю в этом плане. Даже пишу сценарии на перспективу.

Л.Литвишко. Для проката в Европе?

А.Федорченко. «Овсянки» в основном там и показывались. До сих пор «катаются» в разных странах. На прошлой неделе в Германии очередная премьера была. И еще в Америке. У нас ведь так и не создана прокатная система авторского фильма. Тут нужна какая-то специальная организационная форма. Все зависит от количества кинотеатров в стране. Когда будет пять тысяч залов, какая-то часть пойдет под авторское кино. Сегодня глупо строить сеть полностью в расчете на такие произведения — они не окупаются. Авторские работы смотрят, как канал «Культура», не более трех процентов населения. И для них когда-то появится отдельная ниша, специальные кинотеатры, сети, которые есть в Америке, Европе, в развитых странах Азии. Они всегда поддерживаются государством, у них даже идет борьба за показ такой продукции, потому что за нее прокатчики получают гарантированные дотации.

Л.Литвишко. А вы получаете какие-то деньги с проката своих картин?

А.Федорченко. Да фактически нет. «Овсянки», дай бог, чтобы вышли в ноль. Это, поверьте, неплохо для такого кино. Сейчас мы займемся «Небесными женами…». Будем их прокатывать в Европе, США, Канаде, России. Я собираюсь отдать на это деньги, которые предоставили наши друзья и спонсоры. Но это будет точечный показ по кинотеатрам. Поскольку мы делаем фильмы, рассчитанные не на один уикенд, а так называемые «долгие» картины. Поэтому и показ тоже должен быть долгим — несколько месяцев. Один сеанс в день, но три месяца. Мы так «Овсянки» прокатывали. По городам-миллионникам, в специальных кинотеатрах, три-четыре месяца, сеанс в день. Он собрал свои — совсем неплохие — деньги.

Л.Литвишко. А вы подписываете отдельный договор с дистрибьюторами или у вас на это есть агент? Вы сами договариваетесь с ними на фестивалях?

А.Федорченко. Бывает по-разному. Сейчас после фестиваля в Риме появилось несколько предложений на Италию, Францию, Америку. Поэтому мы не будем искать мирового дистрибьютора, как это было с «Овсянками». Займемся точечными, выверенными иностранными продажами. Это выгоднее.

Л.Литвишко. Вы подписываете соглашение и получаете роялти, проценты?

А.Федорченко. В основном права выкупают на страну, платят всю сумму сразу. Потому что кто потом будет следить за поступлениями? Мы это пока не можем делать. Меня действительно неплохо знают в Италии и Франции. «Овсянки» были прокатаны во Франции в сорока пяти копиях. Для российского фильма это очень хорошо. Такого за редким исключением не было. В Италии такое же количество копий, показ был во всех городах. А еще в Швейцарии, Германии. А вот в России — сорок копий на такую огромную страну.

Л.Литвишко. В Европе воспринимают где-то лучше, а где-то хуже или примерно одинаково — в Швейцарии, Италии, Франции, Германии?

А.Федорченко. Мне кажется, там понимают мои фильмы, адекватно реагируют.

Л.Литвишко. Но там же другая ментальность…

А.Федорченко. Да нет, почему. Во Франции я представлял свою картину и по Италии с фильмом ездил по городам. В Германии еще не был, как там получится, не знаю.

Л.Литвишко. Как вы оцениваете финансирование нашего кинематографа, какие тут перспективы?

А.Федорченко. Это, честно говоря, не мое дело — думать о кинематографе страны. Дай бог, со своими работами разобраться.

fedorchenko-4
«Овсянки»

Л.Литвишко. Но вы бы пожелали человеку, который собирается заняться кино в качестве режиссера, быть самому себе продюсером?

А.Федорченко. У нас с Дмитрием Воробьевым своя небольшая кинокомпания. Она называется «29 февраля». Маленький коллектив и под каждое производство мы собираем команду. Очень удобно, экономично, мобильно. Найти своего продюсера — это счастье. Как Балабанов обрел Сельянова — это великое везение, случай, подарок судьбы.

Л.Литвишко. Вот Звягинцев, у него же разные продюсеры, хотя он тоже успешный режиссер, получает множество наград на самых престижных фестивалях.

А.Федорченко. Ну не случилось пока. Сейчас он опять фильм делает с Роднянским.

Л.Литвишко. Вы какой на площадке? Тиран с мегафоном? Не кричите?

А.Федорченко. Нет. Все тихо. У нас на площадке царит счастье. Семейная атмосфера, шутки, розыгрыши. Никто не пьет, не кричит. Актеры уезжать не хотят, остаются. Говорят, то, как у нас, вообще почти ни у кого нет. Всех участников и партнеров опекают, любят. Заботятся.

Л.Литвишко. Сколько у вас человек в съемочной группе, в частности, было на «Небесных женах…»?

А.Федорченко. Человек пятьдесят.

Л.Литвишко. В кино это считается компактная группа.

А.Федорченко. Ну да, у меня же не блокбастер, а камерная история.

Л.Литвишко. Я слышала от одного немецкого режиссера, что он сделал фильм за миллион евро с группой восемь человек. Так все сумел «ужать».

А.Федорченко. Игровой?

Л.Литвишко. Да.

А.Федорченко. Ну смотря какое кино. У меня постоянная группа — это администрация, которая получает зарплату, и моя режиссерская группа: второй режиссер, кастинг-директор, помощники. Специалисты ведь чаще всего из фильма в фильм переходят.

Л.Литвишко. Постоянный костяк?

А.Федорченко. Да. А вот художники и операторы разные. Я ищу нужного оператора под данный проект. Хотя счастлив работать с каждым. Мне просто интересно пробовать. Не нравится, когда фильмы похожи друг на друга, хочется, чтобы они были совершенно разные.

Л.Литвишко. Поэтому вы художников и операторов меняете?

А.Федорченко. Это не самоцель. Я сейчас, если согласится Михаил Кричман, с удовольствием с ним еще раз поработаю. И с Шандором Беркеши, с которым только что «Небесных жен…» снял, и с Леонидом Илюхиным. От проекта все зависит. Его природа и специфика подсказывает.

Л.Литвишко. Вы европейских и американских операторов знаете?

А.Федорченко. Да нет, нельзя сказать, чтобы я выбирал из них. На «Овсянках» была такая возможность. Мы думали о нескольких именах, но у них все расписано на несколько лет вперед. При этом они соглашались.

Л.Литвишко. Придется подстраиваться?

А.Федорченко. Просто нет необходимости. У нас операторы ничуть не хуже.

Л.Литвишко. Говорят, что гонорары наших операторов больше, чем у иностранных, минимум на десять процентов.

А.Федорченко. По-разному.

Л.Литвишко. Все зависит от человека, от проекта, от того, как ты договариваешься?

А.Федорченко. От фильма. Могут и бесплатно пойти поработать.

Л.Литвишко. У вас есть директор по актерам, которому вы доверяете? Да вы и сами уже, наверное, знаете, когда начинаете работать, кого будете приглашать?

А.Федорченко. У меня очень хороший кастинг-директор Ольга Гилева. Она сейчас работает на проекте с Аней Меликян. Живет в Москве, пока у нас нет работы. Вообще она из Екатеринбурга, даже снималась в «Небесных женах…» в одной из главных ролей как актриса. Очень хорошо сыграла. Там много непрофессиональных актрис. Мы чувствуем друг друга, поэтому работаем интуитивно, понимая с полуслова.

fedorchenko-5
«Первые на Луне»

Л.Литвишко. Мне кажется у нас в стране большие проблемы со вторыми режиссерами, со вторым составом. Это так?

А.Федорченко. У меня нет таких проблем, потому что есть замечательный второй режиссер Сергей Константинов, который почти на всех моих фильмах был вторым режиссером. Весь его профессиональный опыт — мои фильмы. Он специально этому не учился. Но сейчас у него можно учиться. Опыт.

Л.Литвишко. Как вы его вычислили? Взяли за какие-то человеческие качества, а дальше пошли развитие, способности, опыт?

А.Федорченко. Он работал ассистентом еще на фильме «Первые на Луне». А после этого стал вторым режиссером.

Л.Литвишко. Расскажите мне про вашу фестивальную жизнь. На площадке, ­утверждаете, у вас счастье. А на фестивалях тоже счастье?

А.Федорченко. Я люблю фестивали. Только ездить не люблю, саму дорогу. А на фестивалях чувствую себя замечательно. Столько городов, столько стран.

Л.Литвишко. Общаешься, смотришь кино?

А.Федорченко. К сожалению, не знаю языка. Смотрю страну, стараюсь объехать как можно больше, детально рассматриваю окрестности. Благодаря своей профессии повидал весь мир.

Л.Литвишко. С камерой ездите?

А.Федорченко. Нет.

Л.Литвишко. Вы и за камерой не стоите?

А.Федорченко. Я обязательно смотрю каждый кадр.

Л.Литвишко. Как вы с оператором работаете? Раскадровку делаете? Сториборд? У вас большой подготовительный период или есть сценарий на пятнадцати страницах и поехали?

А.Федорченко. Я обязательно пишу режиссерский подробный сценарий и работаю по нему. С раскадровкой или без. Как нужно в данном проекте. По-разному бывает. Какие-то фильмы были полностью раскадрованы — «Первые на Луне», «Железная дорога». А вот «Овсянки» нет. Только основные сцены. Прием придуман, а остальное уже по интуиции.

Л.Литвишко. Насколько удается действовать по собственному режиссерскому сценарию? Или жизнь вторгается?

А.Федорченко. Вторгается, конечно. Но я «вслушиваюсь» в ландшафт очень ­серьезно. Ландшафт всегда подсказывает. И квартира какая-то, пейзаж, лес, холм. Солнце, облако может поменять сцену, ее смысл полностью. Глупо к этому не прислушиваться.

Л.Литвишко. У вас обычно подготовительный период для фильма сколько длится?

А.Федорченко. Три месяца.

Л.Литвишко. Быстро. А съемки?

А.Федорченко. «Овсянки» сняты за тридцать три смены. «Небесные жены…», поскольку по сюжету там четыре времени года, а следовательно, четыре экспедиции, снимались шестьдесят четыре смены.

Л.Литвишко. Прямо по европейским стандартам. Сколько у вас часов смена? Десять, двенадцать, шестнадцать часов?

А.Федорченко. Мы не «упахиваемся». Если надо — актер не может остаться в экспедиции подольше и надо его сегодня снять, — все работают не глядя на часы. А так обычно в мирное время действуем по стандартам.

Л.Литвишко. Какие, если не секрет, были бюджеты у «Овсянок» и у «Небесных жен…»?

А.Федорченко. Полтора-два миллиона долларов.

Л.Литвишко. Скромно по нынешним временам. Так разумно у вас все просчитано?

А.Федорченко. Глупо тратить на такое кино много денег, они ведь не возвращаются. Можно и за миллион, и за полмиллиона снять приличное кино. Нет ведь цели своровать у самих себя во время производства.

Л.Литвишко. Над каким количеством проектов вы работаете одновременно?

А.Федорченко. В разных стадиях у меня обычно в работе находятся пять фильмов. Пишем и дорабатываем три сценария и еще два фильма в запуске. Их надо снять в течение двух лет.

fedorchenko-6
«Железная дорога»

Л.Литвишко. Вы сами пишете сценарии или участвуете в написании с кем-то в соавторстве?

А.Федорченко. Я сценарист по второму образованию. Я сам не пишу, но…

Л.Литвишко. Ваши идеи?

А.Федорченко. Да. Но у меня замечательный сценарист, Денис Осокин, который живет в Казани. Он мне в основном пишет сейчас. Мне удобнее, чтобы кто-то это делал, потому что кино – это многомерное искусство и желательно, чтобы авторов у него было много.

Л.Литвишко. Но вы не стремитесь к разнообразию сценаристов?

А.Федорченко. Нет, сценарист у меня сейчас фактически один.

Л.Литвишко. Он готов с вами быть все время?

А.Федорченко. Он не хочет. Кино — это его непрофильное занятие. Он ученый, филолог и писатель. Хочет писать книги. Я его своими проектами отвлекаю. Но это то, чем он зарабатывает на жизнь.

Л.Литвишко. Так что вам повезло. Некоторые продюсеры сейчас все чаще говорят: американцам будем заказывать, нет у нас сценаристов.

А.Федорченко. Сценарная проблема существует во всем мире. Кризис. Это действительно жуткая проблема. Сколько фильмов уже снято за сто лет, не сосчитать, наверное, сотни тысяч. Конечно, идут повторы. Да и в американском кино кризис. Иначе бы они не стали молотить все время по одному месту, снимая римейки.

Л.Литвишко. Они в телевизор все ушли. И как-то у них там хорошо получается. Много качественных сериалов. Например, «Война престолов», HBO. Есть еще полицейский сериал, называется «Дерьмо». Про неоднозначного полицейского, который и плохой, и хороший, живой, яркий персонаж. Смотрели?

А.Федорченко. Я вообще не смотрю телевизор. Тут был в Тбилиси. Включил российский канал, идут американские сериалы, один за другим. Мне очень понравилось. Такие простые, остроумные. «История большого взрыва», формат «Друзей». Они несут народу продукт высокого качества. А у нас как-то считается, что чем проще и хуже, тем лучше.

Безопасные связи. «Любовь и дружба», режиссер Уит Стиллман

Блоги

Безопасные связи. «Любовь и дружба», режиссер Уит Стиллман

Инна Кушнарева

18 августа в прокат вышла костюмная драмедия «Любовь и дружба» любимца синефилов Уита Стиллмана («Золотая молодежь», «Барселона», «Последние дни диско»). О новой, фривольной и элегантной экранизации Джейн Остин – Инна Кушнарева.

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.

Новости

«Ленинлэнд» завоевал Гран-при на V «Свидании с Россией»

02.10.2014

27 сентября в Республике Ингушетия завершился завершился V Международный фестиваль туристического кино «Свидание с Россией». Фестиваль проводился Некоммерческим партнерством Содействия развитию кино и туризма «КиТ» и Комитетом по туризму Республики Ингушетия при поддержке Министерства культуры РФ, Федерального агентства по туризму РФ, Союза кинематографистов РФ.