Абделатиф Кешиш: «Боюсь, что не получится…»
- №10, октябрь
- "Искусство кино"
Во время фестиваля «Послание к человеку»-2014 Абделатиф Кешиш провел миниатюрный — на 50 минут — мастер-класс. Этот конкретный разговор мы считаем полезным и для российских режиссеров.
Абделатиф Кешиш. Тема нашей сегодняшней встречи – работа с актерами. Я не учу специально актерскому мастерству, драматическому искусству, поскольку для этого требуется совершенно отдельное образование. Кроме того, теория актерского искусства была создана русскими, и мне уже нечего к ней добавить, она была прекрасно разработана Станиславским. Поэтому я хотел бы лишь поделиться своим личным опытом и предлагаю задавать вопросы.
Алексей Медведев. Многие только что впервые посмотрели фильм «Уловка». Для этого фильма вы выбрали в основном непрофессиональных актеров. Они прекрасно выглядели на экране. Замечательные, выразительные люди, но для большинства из них это была первая и последняя роль, они не стали актерами. Какова для вас разница между профессионалами и непрофессионалами? Когда и для чего вы выбираете начинающих, дебютантов, а когда вам нужны действительно профессионалы высшей категории? Тем более что недавно было объявлено, что в следующем вашем фильме будет сниматься Жерар Депардье.
Абделатиф Кешиш. Если говорить о молодых непрофессиональных актрисах, я выбрал их из большого числа девушек, участвовавших в кастинге. В первую очередь это было человеческое общение; я видел, что некоторые молодые люди обладают потенциалом, предрасположенностью к актерскому искусству, стремятся к самовыражению. Часто оказывается гораздо приятнее работать именно с непрофессионалами, которые очень хотят работать, пробовать себя в чем-то новом. К тому же с ними иногда проще работать, чем с профессионалами. Должно быть некоторое товарищество, братство между актерами и режиссером; тесную связь с профессионалами наладить гораздо сложнее.
Алексей Медведев. Как проходит кастинг?
Абделатиф Кешиш. Для каждого фильма по-разному. Есть профессиональные актеры, с которыми я стараюсь работать в каждом фильме, они – фактически моя семья и помогают мне, поддерживают меня. Профессионалы обладают такими важными актерскими качествами, как сосредоточенность, ответственный подход к делу, это важно для серьезных ролей. Что касается кастинга, часто все зависит от случая. Мы ищем повсюду. У меня много ассистентов; мы часто размещаем объявления о кастинге, в том числе в лицеях, школах, в пригородах. Этот поиск может длиться достаточно долго – от полугода до года, но нам важно найти нужного человека. Каждый раз, когда удается выбрать подходящего исполнителя, для нас это настоящее открытие.
Вопрос из зала. Ваш собственный актерский опыт помогает в работе?
Абделатиф Кешиш. Мне – да. Но вообще я не думаю, что для режиссера это большое преимущество. Актер в роли режиссера не всегда помогает установить ту самую тесную связь с другими артистами, с которыми ты должен работать в ином для себя качестве.
Вопрос из зала. А если у актера возникает зажим, особенно в начале съемок? Когда вокруг камеры, осветительные приборы, он может растеряться. Тем более если это непрофессиональный актер. Вы заранее представляете себе конкретный типаж и ищете под него актера? Или, увидев какого-то человека, понимаете, что это тот, кто вам нужен?
Абделатиф Кешиш. Что касается характеров персонажей, о которых я думаю, то, конечно, я беру их из обычной повседневной жизни. Я работаю с разными людьми и стараюсь разглядеть будущих героев вокруг себя. Если на кастинге я вижу, что непрофессиональный актер чем-то похож на героя, которого я задумал, то могу героя к нему адаптировать. Есть режиссеры, которые точно подгоняют артистов к персонажам, которых они себе заранее представили. Но я стараюсь адаптировать этого актера к своему представлению о персонаже и всегда оставляю пространство для удивления, для какого-то нового импульса и спонтанности.
«Жизнь Адель»
Зара Абдуллаева. Почему вы так привязаны к Мариво и вообще к французской литературе? В первом вашем фильме «По вине Вольтера» вы цитируете реплику Гавроша из «Отверженных», нигде в этом фильме не упоминая об этом. В чем нерв вашего контакта со старой французской литературой?
Абделатиф Кешиш. Этот вопрос напрямую не связан с темой нашей сегодняшней встречи, но я отвечу. Я стремлюсь к тому, чтобы мои фильмы выполняли и некую образовательную функцию. Но пытаюсь делать это как можно проще и легче. Именно поэтому я выбрал Мариво, это великий, грандиозный и одновременно легкий для восприятия автор, большая часть его произведений – комедии. На мой взгляд, учить языку стоит именно через воздушные, даже игровые тексты, нежели чем посредством трагедий.
Вопрос из зала. Как снять зажим у артиста?
Абделатиф Кешиш. Когда я выбираю того или иного актера, непрофессионала, к началу съемок у нас не существует психологического барьера, мы уже установили близкие, чисто человеческие отношения, и эта связь освобождает исполнителя от всяких зажимов. В этом плане с профессионалами сложнее; но в процессе работы мы делаем все возможное, чтобы добиться необходимого для роли освобождения.
Вопрос из зала. Бывало ли так, что вы ошибались в выборе актера, но осознавали это в процессе съемок? Как вы решали эту проблему?
Абделатиф Кешиш. Не могу сказать, что случались именно ошибки, но сожаления по поводу выбора того или иного актера бывали. Порой может показаться, что доверие достигнуто, что виден потенциал артиста и даже его способность удовлетворить мой замысел, мое ви`дение роли. Но во время съемок вдруг понимаешь, что по каким-то необъяснимым причинам что-то не получается, идет не так. Я никогда не расставался из-за этого с актерами. Но если понимал, что выбор оказался неверным, я мог сократить роль этого актера или изменить ее, выстраивая иной «маршрут», облегчающий присутствие такого персонажа в фильме. Случалось, что актер, чья роль была второстепенной, выходил на первый план, и наоборот. Но такие вещи никогда нельзя предусмотреть, предугадать. Иногда при выборе исполнителя происходит некая вспышка, это как влюбленность, между нами устанавливается очень сильная эмоциональная связь, и ты думаешь, что она сохранится на протяжении всего времени съемок. Но бывает, что такие чувства по неизвестным причинам пропадают.
«Жизнь Адель»
Вопрос из зала. Чтобы добиться от актера нужного результата, вам приходилось его обманывать, то есть намеренно провоцировать?
Абделатиф Кешиш. Вы имеете в виду манипуляцию? Когда я работаю с непрофессиональными актерами, то стараюсь наладить с ними доверительные отношения. Необходимо, чтобы у меня оставалось очень сильное желание видеть какого-то актера или актрису на протяжении всего периода съемок, каждый день, а работа может длиться довольно долго, и на этапе монтажа они могут понадобиться. Поэтому мне важно, чтобы эти отношения были как можно более здоровыми, пластичными, поскольку с актерами мы работаем именно над человеческой природой. Конечно, здесь можно использовать и чувственную манипуляцию. Хочу привести пример. Я уже несколько раз рассказывал смешную историю о съемках фильма Уайлера «Бен-Гур». В картине есть сцена, где герой Чарлтона Хестона встречает своего старого друга во Франции. Режиссер хотел, чтобы Бен-Гуру было не по себе при встрече с дорогим ему другом, поскольку у них были некоторые противоречия, в том числе политические. Режиссеру не удавалось добиться от Хестона нужного результата. Тогда он обратился к другому актеру и велел тому во время сцены объятий взглядом «напомнить» Хестону, что у них были сексуальные отношения, когда они были подростками. Тот актер взглянул подобающим образом, и Хестону действительно стало не по себе, он не понимал, почему его друг, с которым они столько лет знакомы, смотрит на него так странно. Это магический момент по-настоящему правдивой игры, особенно игры Хестона. Такой тип манипуляции, веселый, легкий, игривый – в отличие от психологической манипуляции, – мне нравится.
Вопрос из зала. Невероятная спонтанность актеров в ваших картинах говорит о том, что вы практически не даете им возможности импровизировать. Часто именно так и бывает – все выглядит естественным, живым, а на самом деле за этим стоит огромная работа, отсеивание материала при монтаже, жесткий диктат режиссера. Какова роль импровизации в ваших фильмах? Насколько она для вас допустима?
Абделатиф Кешиш. Все зависит от актера, от персонажа, от ситуации в целом. Иногда артисту сложно работать с написанным диалогом, тогда мы ищем какие-то другие слова, интонации, находим нужные варианты. В этом плане я не придерживаюсь каких-то жестких правил, рамок, не стараюсь сохранить каждую точку и запятую, которые есть в сценарии. Здесь важно проявлять гибкость. Но если мы должны четко следовать сценарию, у актера должно быть солидное образование. Если же говорить о непрофессиональных исполнителях, то они для точности существования в фильме должны обязательно иметь пространство для импровизации, неожиданности и даже удивления. Я люблю работать с теми, кто действительно безупречно владеет профессией; но люблю работать и с непрофессионалами, обладающими истинным актерским даром.
Я всегда стараюсь дождаться того, что мне надо. Нельзя дать указания ребенку, как он должен играть. Иногда он хочет играть, иногда – нет. Мы должны предоставить ему свободу. У детей есть необходимость в игре, они постоянно играют – в папу, маму, учителя и т.д., примеряют на себя разные роли. Ребенку дано играть. И когда у него есть такое искреннее желание, сцена получается правдивой.
Алексей Медведев. В ваших фильмах камера вступает в практически сексуальные отношения с актерами. Она находится очень близко к ним; вы часто используете крупные планы. Это становится частью игры – такие планы работают благодаря таланту не только актера, но и оператора. Вы сами выстраиваете кадр или просто выбираете правильного оператора?
Абделатиф Кешиш. Это наша общая работа. Несмотря на то что в моих фильмах много крупных планов, камера не всегда находится рядом с актерами, я всегда сохраняю между ними некую дистанцию; это важно, чтобы актерам было комфортно. Я работаю с длиннофокусной оптикой, которая позволяет снимать крупные планы даже с большого расстояния.
«Жизнь Адель»
Вопрос из зала. После фильма «Жизнь Адель» было много разговоров о том, что вам приходилось манипулировать актерами, добиваясь нужного результата. Это так?
Абделатиф Кешиш. Я не всегда стараюсь объяснять, почему я выбираю определенный подход, почему поступаю тем или иным образом в процессе работы с актерами. Тем не менее я всегда стремлюсь создать комфортную обстановку, мне важно, чтобы у актеров и съемочной группы были нормальные отношения. Несмотря на полемику о манипуляции, которая была в прессе, все же могу сказать, что на площадке у всех были хорошие, здоровые отношения. Для меня это залог того, что актер сможет выразить себя абсолютно и раскрыться полностью.
Вопрос из зала. Все, о чем вы сейчас говорите, – результат большого опыта. Но когда вы снимали свой первый фильм, впервые работали с актерами, у вас были другие ощущения? Что вам помогало стать опорой для всех людей, которые там собрались? Вам было страшно? Как с этим справиться?
Абделатиф Кешиш. Что касается первого, второго и всех прочих фильмов, а также тех, что я буду снимать, то внутренний страх, конечно, никуда не девается. Боюсь, что не получится, что ошибусь, что покажу себя не с лучшей стороны. Но это происходит всякий раз, когда приступаешь к работе. Необходимо сохранять самообладание. Снять фильм непросто, требуется не только умение общаться с актерами. Ты каждый день размышляешь о фильме, думаешь о монтаже и еще о тысяче разных вещей; конечно, это все давит на тебя, возникает волнение, тревога, которые в процессе работы должны исчезнуть, отступить. Необходимо сконцентрироваться; только сосредоточенность должна освободить вас от этого давления, поскольку иначе вы просто не сможете работать, это будет сказываться на всех, кто вас окружает. Наступает момент, когда вы просто должны взяться за фильм, постепенно выполняя определенные задачи.
Алексей Медведев. Расскажите о вашем следующем фильме.
Абделатиф Кешиш. Это грустная история; съемки должны были начаться летом, но из-за проблем с финансированием их пришлось перенести на следующий год. Однако действие фильма непременно должно происходить летом, таково необходимое условие.
Санкт-Петербург, 2014
Записала Зара Абдуллаева