Приключения киноконтента на ТВ
- №11, ноябрь
- Наталья Венжер
Понятие «кино на ТВ» включает в себя не только игровые, документальные и анимационные фильмы и сериалы, но и все телепередачи, так или иначе относящиеся к кино в самом широком смысле слова, – все виды экранного продукта, запечатленного на любых носителях.
Понятно, что для тех, кто занимается программингом (к сожалению, аналогичных слов в русском языке нет, так как выражение «составители программ» не совсем точно передает содержание этой профессиональной работы), полезно иметь данные о том, какой фильм/сериал и с какими рейтингом и долей прошел на канале-конкуренте на прошлой неделе.
Производители контента не занимаются стратегическим планированием, тем более выращиванием ценностных установок своих аудиторий. Им надо думать исключительно, как принято выражаться в профессиональной среде, о цифрах, не нарушать негласные политические предписания. А заодно правильно расставить возрастные ярлычки, проследить, чтобы дети до 16+ не посмотрели «Анну Каренину» или, того ужасней, кого-нибудь из великих европейцев, убивающих долю. Опасность таких искушений сведена практически к нулю, потому что большинство классиков если и прорываются на телеэкран, то никак не ранее полуночи.
Эта статья написана на основе обработки данных мониторинга показов кино на четырнадцати телеканалах за период с 1 января по 30 сентября 2014 года.
В прошлом году, когда мы также предлагали некоторые результаты анализа телевизионного кинорепертуара ведущих каналов, были все основания прийти к выводу, что национальное кино в «ящике» чувствует себя гораздо увереннее, чем в киносети. Оно не нуждается ни в финансовой господдержке, ни в попечительном квотировании, насильно отучающем неразумных зрителей от настырного заграничного кино. Отечественные кинопроизведения тогда путем открытой, «нахальной», рыночной конкуренции легко обыграли на телеплощадке хиты мирового кино- и телепроката.
Как показали исследования нынешнего года, пристрастие большинства телезрителей к отечественному кино сохранилось (таблица 1).
Таблица 1
Распределение общего времени киновещания между странами-производителями
Нетрудно рассчитать, что любой телезритель страны может в течение суток выбирать фильм или сериал из 66-часового непрерывного сеанса российского кино и 16 часов – советского. В сумме нам ежесуточно предлагают 82 часа родного отечественного продукта. И это только на самых «главных», самых рейтинговых каналах.
Более 23 часов – практически сутки – занимают фильмы производства США, 26 – европейские с «примкнувшими» к ним австралийскими, новозеландскими, канадскими и израильскими. Менее получаса достается всем прочим странам и регионам, включая некогда непобедимых чемпионов латиноамериканцев. Заметим, кстати, что в этом году впервые за много лет североамериканцы уступили своим европейским конкурентам. В общей сложности кино в сумме занимает на ведущих наших каналах порядка 135 часов ежесуточно. Сегодня чрезвычайно важно понять, насколько такая национально ориентированная программная политика помогает (или мешает) общероссийским каналам в их конкуренции.
Естественно, помимо национальной принадлежности на выбор потребителей влияют их «жанровые» предпочтения. Это понятие мы вынуждены ставить в кавычки, так как ни публика, ни составители программ не делают различий между собственно жанром и, например, видом зрелища, показанного на телеэкране. Отсюда непозволительное с точки зрения строгой теории смешение в наших таблицах таких разноприродных определений, как драма или комедия, с одной стороны, мультфильм или документальный фильм – с другой, телепередача или репортаж – с третьей... Но в данном случае объектом наших исследований является все-таки не сам контент, а тот механизм, который устанавливает связь экранной продукции с телезрителем.
Зрительские предпочтения мы вынуждены определять по косвенным признакам, через телевремя, занимаемое тем или иным «жанром». Тут мы как бы полагаем, вынуждены так считать, что выбор контента, сделанный программером, априори безошибочно учитывает предпочтение зрителя. Хотя мы знаем, что это получается далеко не всегда. И все же рискнем опереться на этот небезупречный критерий за неимением более достоверного. В первом общем приближении он все-таки работает. Наиболее проницательные руководители каналов умеют вовремя почувствовать ветер перемен. Или, что тоже бывает, искусно корректировать розу ветров зрительского спроса.
«Жанровая» карта отечественного телепоказа выглядит так, как показано в таблице 2.
Таблица 2
Распределение общего времени кинопоказа между произведениями основных «жанров» в программе ведущих телеканалов
Неуклюжим термином «докРеконструкция» мы назвали сравнительно новый, особенно для российского кинопроизводства, «жанр», в котором объединили фильмы, формально игровые, но маркированные авторами как документальные на том основании, что их сюжетом является документально подтвержденный материал. По замыслу создателей такой фильм или сериал является максимально приближенной к реальности реконструкцией факта, произошедшего в прошлом. При этом несущественна эпоха инсценируемого происшествия: сравнительно недавняя или отделенная от нас тысячелетиями. Примером такой кинореинкарнации можно назвать, скажем, вполне достойный и рейтинговый в свое время сериал НТВ «Следствие вели...», почти не отличимый от хорошей документалистики. И вот теперь по-любительски слабые, формально игровые, «судебные бесконечности» того же канала «Суд присяжных» или «Прокурорская проверка» выполняют функцию реинкарнаций. Более «историческое» направление тех же задач выполняется многочисленными сюжетами из времен античности, средневековья, наполеоновских войн и т.п. Время, отведенное показу этого экзотического «жанра» на основных каналах, пока еще невелико и его более подробный анализ мы отложим по меньшей мере до 2015 года.
В таблице 2 соотношение жанров представлено суммарно и отдельно для фильмов и сериалов. Здесь любопытно проследить роль формата, который по-разному влияет на предпочтения зрителей. Отмечены чемпионы каждой категории, соответственно «серебряные» и «бронзовые» призеры, а также по три аутсайдера. Бросается в глаза дистанция, отделяющая первые четыре места от остальных: время их теледемонстрации уменьшается на порядок. Например, суммарное третье место детективов складывается из более чем скромного седьмого среди фильмов и триумфального, первого среди сериалов, которое определяется максимальным для всей выборки показателем 29,2 процента.
Почетное второе место в категории фильмов комедийного жанра с почти чемпионским суммарным показателем все-таки чуть «подпорчено» четвертой позицией, которую комедия занимает в категории сериалов. Рискнем предположить, что такое равнодушие к привычному жанру-любимцу объясняется самой природой комедии, не склонной к сериальным длиннотам. Комедийные сериалы предстают на нашем телеэкране в виде различных ситкомов-скетчкомов и прочих сравнительно недавно у нас появившихся вариантов жанровых инноваций, еще не укоренившихся в сознании массовой аудитории.
Исключение из этих предрасположенностей представляют анимационные сериалы, для которых, напротив, серийность не просто органична. С легкой руки Диснея, Флейшера и их команд именно серии традиционных лент «Дурацких симфоний» и «Моряка Попая» утвердили анимацию как один из самых популярных видов кино. Твердое пятое место, причем и в обоих форматах и в сумме, подтверждает извечные симпатии зрителей к мульткино, и только краткость фильмов и эпизодов и сравнительно небольшое количество полнометражных лент диктуют временны́е ограничения этого «жанра» в общей программе. Недаром телерейтинги любых популярных сериалов и мультфильмов, как полно- так и короткометражных, как наших, так и зарубежных, почти всегда достигают 7–8 баллов.
На первый взгляд трудно объяснить нынешнюю экспансию неигрового кино, даже получившего хорошие цифры в несерийной категории. На самом деле это вполне естественно, ибо многие документальные фильмы воспринимаются как часть новостного и политического спектра вещания, а потому неизменно вызывают интерес у большинства постоянной телеаудитории.
Третье и четвертое места группы остросюжетных жанров, которые мы объединили в рубрике «Боевик+», показывают, что экшны, триллеры и вестерны выиграли у детективных фильмов, но проиграли детективным сериалам. Любимые книжные герои-детективы позапрошлого века продолжают и теперь оставаться общими любимцами, пополняя свои ряды не менее популярными Перри Мейсоном, инспектором Барнеби или командой Каменской вместе с персонажами «Улиц разбитых фонарей». По-видимому, формат телесериала и есть идеальная форма бытования для детективного жанра.
Очевидное влияние жанров и форматов на зрительский выбор той или иной программы демонстрирует таблица 3 и диаграмма.
Бросается в глаза шокирующий вывод: самую большую аудиторию собирает канал, у которого суммарное время показа фильмов и сериалов минимально – менее трети общего времени вещания! Руководство Первого канала раньше других у нас догадалось о том, что в эпоху гаджетов и мобильного Интернета главная сила телевидения сегодня – прямое общение. Рейтинговую, а значит, и финансовую погоду на Первом делают наряду с программой «Время» специальные проекты, интерактивное телевидение, такое как «Голос», и только потом все остальные типы программ. Характерно, что путь, открытый для нашего телепоказа Первым, активно осваивается не только основными его конкурентами, но и, например, каналом «Культура» с его «Большим балетом» и «Большой оперой».
Второй ключ к успеху – производство и показ сериалов, причем с четко очерченной жанровой специализацией. Третье место в дележе «телезала», занятое каналом НТВ, определяется его желанием тотально наполнить свою сетку серийными стрелялками.
Канал «Россия-1» ориентируется главным образом на женщин определенного возраста и конкретных социально-культурных слоев. Можно с большой долей вероятности предположить, что второе место при дележе долей зрительского внимания достается этому каналу благодаря не столько сериальному формату, сколько верности одному и тому же жанру – старой доброй мелодраме с обязательными слезами и счастливым концом. Кстати, большинство сериалов «России-1» довольствуется минимальным количеством эпизодов и фактически является «длинными фильмами».
По-видимому, устойчивое положение в середине списка, которое занял 5-й, определяется его приверженностью своим зрителям и собственным форматам. Поражает верность раз и навсегда выбранному контенту: перехватив осенью 2011 года у Первого сериалы «След» и «Детективы», канал вот уже три года чуть ли не ежедневно демонстрирует их своим бесконечно терпеливым зрителям. И, как мы видим по вполне пристойной доле, именно такая политика дает положительный результат. Утрата былого престижа «Пятого колеса», памятного участникам всеми теперь обруганной перестройки, а также его эксперименты в 2010 году вряд ли беспокоят новое руководство и тем более акционеров этого канала.
Таким образом «специализация» контента, приверженность сложившемуся или складывающемуся типу «своего» зрителя, как показывают наши данные, себя чаще всего оправдывает. А вот отступление от этого правила способно негативно повлиять на перспективу. В частности, небольшое в абсолютном выражении, но заметное для такого «немейстримного» канала, как «Россия – Культура» (данные 2014 года по сравнению с февралем 2013-го), падение его доли, возможно, определяется изменением политики кинопоказа. Здесь, в отличие от других каналов, в киноконтенте по-прежнему преобладают фильмы. Однако выбор кинопрограмм порой приводит в недоумение. На утренних и дневных телесеансах все чаще демонстрируются второ- и третьестепенные ленты советского производства, которые, кроме своего почтенного возраста, не имеют никаких достоинств. То же и в вечерних и ночных зарубежных программах, в которых все чаще юбилейные реверансы в честь мировой киноклассики чередуются с проходными, порой откровенно второсортными «историческими» приключенческими фильмами и сериалами. Хотя, конечно, такой контент, видимо, во многом определяется сильнейшим сокращением бюджетного финансирования ВГТРК этого канала.
Рассчитанная на более широкую аудиторию коррекция привычного выбора кинопродукта себя не оправдывает, потому что конкурировать с привычным для этой аудитории предложением «Культуре» вряд ли удастся. Судя по всему, канал потеряет в ближайшее время «своего» – воспитанного почти за полтора десятилетия, привыкшего к «некоммерческому» кино – зрителя.
Судя по динамике показателей киноконтента 2014 года по сравнению с прошлым годом, отмеченные тенденции развития еще останутся живы. Но собственно кино будет постепенно вытесняться с премьерных каналов и из прайм-тайма, хотя до конца все-таки, видимо, не уйдет оттуда. Во всяком случае, до того, увы, не слишком далекого времени, когда телевещание в нынешнем своем виде окончательно уступит чему-то другому.