Паоло Соррентино: «У меня потребность – создавать проблемы!»

Интервью ведет Найджел Смит.


cannes logoНАЙДЖЕЛ СМИТ. Вы в шестой раз представляете фильм в Канне. Наверное, вы уже привыкли?

ПАОЛО СОРРЕНТИНО. Нет, нет, нет. Каждый мой фильм, представленный здесь, конечно, новый, но каждый – как первый. И всегда я очень волнуюсь.

НАЙДЖЕЛ СМИТ. Как зал принял фильм на премьере?

ПАОЛО СОРРЕНТИНО. Мне кажется, хорошо. Аплодировали долго, минут пятнадцать. Мне было очень приятно.

НАЙДЖЕЛ СМИТ. В Канне всегда рискуешь, показывая фильм: критики тут не боятся резко высказать свое мнение сразу после просмотра. На пресс-показе я слышал и «буу», и аплодисменты во время финальных тит­ров. Мнения критиков резко разделились. Это вам как режиссеру досадно? Или вам нравится возбуждать аудиторию?

ПАОЛО СОРРЕНТИНО. В глубине души меня это очень забавляет.

НАЙДЖЕЛ СМИТ. Почему?

ПАОЛО СОРРЕНТИНО. Потому что у многих, в том числе и у меня, есть извращенная потребность создавать проб­лемы, а вовсе не делать людям приятное.

НАЙДЖЕЛ СМИТ. Когда я смотрел «Молодость», мне не приходило в голову, что вы хотите «создать проблемы». По-моему, этот фильм очень выделяется среди других ваших картин как раз тем, что вполне рассчитан на широкую публику. Разве вчерашняя реакция не стала для вас сюрпризом?

ПАОЛО СОРРЕНТИНО. В самом деле, я действительно был удивлен. До первого показа я боялся, что люди не будут ни кричать, ни хлопать, что критики скажут, что по сравнению с «Великой красотой» это не слишком значительно. Это был мой единственный страх: что фильм оставит всех равнодушными. Поэтому то, что мнения критиков так резко разделились, мне в каком-то смысле нравится. (Смеется.) Я и не думал, что так получится с этой картиной. С «Великой красотой» этого ожидал.

НАЙДЖЕЛ СМИТ. Почему с «Великой красотой»? Мне просто любопытно.

ПАОЛО СОРРЕНТИНО. Потому что я знаю, что в «Великой красоте» есть некоторые вещи, которые могут запутать и разозлить зрителя. Я показал, как богатые и испорченные люди заняты ничегонеделанием. Главный герой не вызывает симпатий. Его постоянно все раздражает. А в новом фильме есть спокойные и милые персонажи. Мне казалось, что критикам понравится эта человечность. Я думал, что если что-то и вызовет с их стороны негативную реакцию, так это то, что фильм слишком простой по сравнению с моей предыдущей работой.

НАЙДЖЕЛ СМИТ. Но герои «Молодости» тоже очень богаты. Чем этот один процент населения заинтересовал вас как режиссера?

ПАОЛО СОРРЕНТИНО. Меня не очаровывает богатство. На самом деле я больше очарован художниками. Все богатые люди, которых вы видите в фильме, – художники.

НАЙДЖЕЛ СМИТ. Но очевидно, что вы очарованы темой смерти. Вы много занимаетесь этой темой как в «Великой красоте», так и в «Молодости». А ведь вам нет и пятидесяти!

ПАОЛО СОРРЕНТИНО. Возможно, это какие-то психоаналитические причины, которые я и сам пока не очень понимаю. Но это правда, я очарован пожилыми людьми. Надеюсь, что, когда я состарюсь, буду очарован молодежью.

НАЙДЖЕЛ СМИТ. С чего начиналась работа над фильмом «Молодость»? Чем вы вдохновлялись, сочиняя эту историю?

ПАОЛО СОРРЕНТИНО. Я думал над ней очень долго. Мне хотелось рассказать историю дирижера. Я просто заворожен дирижерами. Я читал историю о великом итальянском дирижере, который отказался поехать выступать перед королевой. Я был потрясен. Мне, человеку, выросшему в маленьком городке, трудно представить, что кто-то может противопоставить себя королеве. Это и стало отправной точкой.

НАЙДЖЕЛ СМИТ. Ваша первая работа на английском, фильм «Где бы ты ни был», не поразила критиков. Были ли опасения относительно работы с английским в этот раз – с оглядкой на прошлый опыт?

ПАОЛО СОРРЕНТИНО. В каком-то смысле это была возможность вернуться назад. Мне кажется, что «Где бы ты ни был» несправедливо критикуют. Думаю, критики неправильно подошли к фильму. Он не получил успеха, которого заслуживает, во всяком случае мне он очень нравится.

НАЙДЖЕЛ СМИТ. Ваши композиции сложны и необычны. Интересно, вы сами делаете раскадровку для своих фильмов?

ПАОЛО СОРРЕНТИНО. Раньше делал, это было важно для меня. Сейчас у меня больше опыта, и я просто все детально обдумываю, а потом на месте решаю, как развести сцену.

НАЙДЖЕЛ СМИТ. Я в предвкушении вашего мини-сериала на HBO с Джудом Лоу в главной роли. Что заставило вас перекочевать на телевидение?

ПАОЛО СОРРЕНТИНО. Во-первых, тема Ватикана безгранична и одного фильма для нее будет недостаточно. Мне нужен более масштабный холст, чтобы раскрыть ее. Когда я пишу, то обычно пишу много, а в итоге приходится многим жертвовать. Сейчас же у меня есть возможность писать сколько хочу.

НАЙДЖЕЛ СМИТ. И HBO даст вам достаточно денег, чтобы вы могли сделать все так, как вам хочется?

ПАОЛО СОРРЕНТИНО. Надеюсь. (Смеется.)

 

http://www.indiewire.com/article/cannes-paolo-sorrentino-on-why-the-boos-for-youth-amused-him-20150521

Перевод с английского Марии Торопыгиной

Берлин-2014. Одержимость

Блоги

Берлин-2014. Одержимость

Нина Цыркун

Во втором репортаже Нины Цыркун из Берлина – фильмы-участники основного конкурса «Крестный путь» Дитриха Брюггеманна и пятичасовая «Нимфоманка» Ларса фон Триера, а также мокьюментари с участием Мишеля Уэльбека из параллельной программы «Форум».

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

№3/4

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

Зара Абдуллаева

Корнелиу Порумбою, как и Кристи Пуйю, продолжает исследовать травматическое сознание своих современников, двадцать семь лет назад переживших румынскую революцию. Второй раз после «Второй игры», показанной тоже на Берлинале в программе «Форум», он выбирает фабулой своего антизрелищного документального кино футбол. Теперь это «Бесконечный футбол».

Новости

В Россию приехало «Новое Британское Кино»

30.10.2013

30 ноября стартовал XIV ежегодный фестиваль «Новое Британское Кино». Фестиваль пройдет сразу в четырех городах России – в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Новосибирске. В качестве основных хитов (или, как пишут организаторы, «больших туристических приманок») выступят «Повседневность» (Everyday, 2012) Майкла Уинтерботтома, «Грязь» (Filth, 2013) по роману шотландского писателя Ирвина Уэлша с Джеймсом МакЭвоем в главной роли, а также долгожданная «Диана: История любви» (Diana, 2013) с Наоми Уоттс – хроника последних лет жизни покойной принцессы.