Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Далеко от Москвы. О кино, которое снимают в регионах - Искусство кино

Далеко от Москвы. О кино, которое снимают в регионах

Число региональных релизов в 2015 году снизилось с двадцати девяти до двадцати трех, сократилось и общее количество фильмов, вышедших в прокате (с три­дцати четырех до двадцати шести). Однако отдельным лентам удалось выйти за пределы своего региона во всероссийский (хотя и достаточно ограниченный) прокат.

Так, около 20 кинотеатров страны демонстрировали фильм «Дети 90-х» (в том числе сеть «Стар Синема»), более 50 кинотеатров – «По небу босиком» (включая «Пять звезд» и «Стар Синема»), 75 – «Дороги» («Синема парк» и «Стар Синема»), а фильм «Решала-2» взяли в прокат 160 кинотеатров; все эти картины попали в статистику отраслевых изданий.

Самым кинематографическим регионом России в этом плане, безусловно, остается Якутия, при этом занимающая второе место Бурятия в 2015 году резко сократила объемы кинопроизводства, что в итоге и повлияло на общие объемы вышедших региональных фильмов. В Якутии в минувшем году было снято 13 картин, в Бурятии – 4, в Башкортостане – 2, в Новосибирской, Красноярской, Амурской, Самарской, Тульской областях и Кабардино-Балкарии – по одной ленте.

leontieva 2

Рассматривая российский кинопрокат с точки зрения представленных на нем жанров[1], мы проанализировали и региональное производство. Региональные кинематографии представлены как драмами, детективами, так и комедийными картинами для взрослой аудитории, на третьем месте здесь мужское жанровое кино. Интересно, что в 2015 году спектр региональных действующих производителей расширился: на экраны вышли детские, документальные фильмы и даже один сериал.

Если сравнить интерес отечественных продюсеров и режиссеров к различным жанрам в региональном и в столичном кино, то в 2015 году можно увидеть близкие значения по доле взрослых и детских фильмов. В то же время в самих регионах вышло гораздо меньше комедий и молодежных картин, хотя это коммерческие жанры, причем недорогие в производстве. При этом доля мужских жанровых картин здесь вдвое выше, чем в целом по стране. Даже в больших областях нет средств на съемку попкорн-блокбастеров, но нет здесь денег и на арт-фильмы.

Прокатные региональные истории – это коммерческие проекты, нацеленные сегодня на взрослую – исключительную мужскую или семейную аудиторию. Тогда как общенациональные отечественные фильмы – это еще и коммерческие молодежные жанры, и артхаус или артмейнстрим, выходящие за счет поддержки Минкульта из федерального бюджета.

Отметим, что закрытость данных ЕАИС, недоступных для широкой аудитории и исследователей, создает сложности в анализе статистики сборов и посещаемости региональных проектов. Этот сегмент рынка в меньшей степени освещается частными компаниями, изучающими рынок кинопроката в России. По данным, которые удалось получить Невафильм Research непосредственно от кинотеатров[2], в 2015 году фильмы регионального производства собрали 264 тысячи зрителей и почти 59 миллионов рублей – результат, почти в три раза превосходящий прошлогодний. Во многом этого удалось добиться благодаря прорыву отдельных лент в общероссийский прокат, которые и вошли в тройку лидеров среди фильмов регионального производства.

leontieva 3

Если взглянуть на долю посмотревших эти фильмы жителей городов, где они были показаны (без учета посещений в Москве и Петербурге и числа жителей столиц), то две региональные картины 2015 года приблизились к фильмам-событиям местного масштаба: в Якутии «Муммуттар» («Заблудившиеся») собрал 4,4 процента жителей рес­публики, «Сибэкки» – 3,4 процента, а еще три якутских фильма посмотрели от одного до трех процентов жителей: «Уон Биэс Кун» («15 дней») – 1,7 процента, «Чысхаан» – 1,4, «Маннайгы таптал» («Первая любовь») – 1 процент. Это подтверждает звание Республики Саха (Якутия) как самого кинематографически развитого региона России, где не только активнее всего снимают фильмы, но и по-настоящему любят свое кино, обеспечивая его самоокупаемость и возобновление производства. К сожалению, результаты других региональных картин на местном рынке не столь впечатляющие.

leontieva 4

В целом же региональные фильмы пока составляют незначительную долю российского рынка. Если добавить их результаты в прокате к анализу по странам производства, то отечественные картины не слишком поднимаются в рейтинге.

В связи с кризисом независимой дистрибуции на рынке сократилось число релизов; освободившееся экранное время пытаются заполнить представители мейджоров, выпуская больше фильмов и более широкими тиражами, однако достичь разнообразия уровня 2012–2014 годов в прокате им пока не удалось. Посещение отечественных картин с учетом регионального кино составило в 2015 году 17,5 процента, а доля кассовых сборов – 16,2 процента.

На фоне падения числа зарубежных картин в прокате количество отечественных лент растет, хотя их посещаемость в абсолютном и относительном выражении падает. При этом попытки продюсеров выпускать свои работы самостоятельно, без помощи опытных прокатных компаний, как правило, не увенчиваются успехом, если только речь не идет о фильмах региональных: имея поклонников на своих территориях, они прокатываются весьма успешно. В 2015 году четыре так называемых местных фильма вышли на общенациональный уровень, в том числе в федеральных киносетях, что существенно увеличило их сборы.

В минувшем году вновь расширилось число региональных производителей (первые местные картины вышли в прокат в Амурской, Самарской и Тульской областях, в Кабардино-Балкарии), серьезно просели объемы производства во второй наиболее кинематографической республике – Бурятии, что отрицательно сказалось на общих объемах регионального производства. Зато в минувшем и в этом году местные продюсеры и режиссеры задумались об участии в конкурсах на господдержку со стороны Министерства культуры и Фонда кино, а значит, их бюджеты и объемы производства могут существенно вырасти.

Региональные продюсеры расширили свой репертуар, шагнув в сферу креативного контента (в кинотеатрах вышли сериалы и документальные фильмы), а также выпустили первые детские картины, продемонстрировав оперативность реакции. Как и весь рынок в целом, они ринулись удовлетворять нарастающую потребность аудитории в семейных киносеансах, где пока преимущество остается за зарубежными производителями.

Столичные же продюсеры в 2015 году заострили свое внимание на фильмах о войне (в связи с 70-летним юбилеем Победы в Великой Отечественной), но ни их результаты в прокате, ни экранное воплощение (по мнению экспертов сайта сinemaplex.ru) не дотянули до уровня попкорн-блокбастеров, хотя они и стали довольно успешными фильмами категории «серьезное взрослое кино».

Таким образом, на экранах сокращается выбор молодежных фильмов и артмейнстрима, но растут их тиражи и, значит, доступность в большем числе городов. Тогда как артхаус, что неожиданно, несмотря на кризис независимого кино, уверенно удерживает свои позиции как по числу фильмов, так и по посещаемости – именно благодаря лояльной аудитории. Любопытно, что этот тип любимых российскими режиссерами фильмов до сих пор являлся главным направлением экспорта отечественных картин в другие страны.

В российском прокате повысился уровень блокбастеризации, но причины не до конца ясны: это следствие изменений в структуре самого спроса (со стороны зрителей) или следствие предложения российских мейджоров из-за их давления в вопросах росписи картин в кинотеатрах? Анализу проблематики мешают очередные проблемы отраслевой статистики, связанные с упадком понятия «прокатная копия» и недоступностью более развернутых данных из общенациональной базы ЕАИС о числе киносеансов.

 

[1] Классификация региональных фильмов – Александр Дьяков, Cinemaplex.ru

[2] Информацию предоставили: «People’s Cinema» (Улан-Удэ), RGB Cinema (Улан-Удэ), «Азбука кино» (Тюмень), «Айви Синема» (Санкт-Петербург), «Айыллаан» (Чурапча), «Гигант» (Хабаровск), «Дархан» (Сунтар), «Еврозона» (Улан-Удэ), «Лена» (Якутск), «Мир кино» (Амурская обл.), «Победа» (Новосибирск), «Пять звезд» (Волгоград, Самара, Пенза, Москва), «Россия» (Гусиноозерск), СinemaPark (Селенгинск), «Синема парк» (Воронеж, Уфа, Красноярск, Челябинск, Тюмень, Вологда, Санкт-Петербург, Москва), «Синема центр» (Якутск), «Слава» (Омск), «Сокол» (Оренбург), «Стар Синема» (Альметьевск, Сочи), «Темп» (Кяхта), «Художественный» (Самара), «Центральный» (Якутск), «Шахтер» (Сангар), «Эпицентр» (Красноярск), «Юнион» (Нюрба), Якутская республиканская киносеть.