Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Возвращенный ад - Искусство кино

Возвращенный ад

  • Блоги
  • Нина Цыркун
Хорошо незабытое старое – вот что бросается в глаза, когда смотришь «Прометея» Ридли Скотта по сценарию Дона Спейтса и Деймона Линделофа. Сюжетный стержень – поиски людьми своих создателей с целью найти ответ на вопрос: зачем же они нас все-таки создали? – своей традиционалистской серьезностью отсылает к классике научной фантастики, к Станиславу Лему и Айзеку Азимову. Сверхразумный и подчеркнуто невозмутимый блондинистый робот Дэвид (Майкл Фассбендер), пожалуй,  слишком навязчиво напоминает робота ХЭЛа из «Космической одиссеи 2001 года» Стенли Кубрика.
Жуткое существо, извлекаемое из чрева Элизабет Шоу (Нуми Рапас) выглядит цитатой из «Чужих» и т.д. И даже сам темпоритм, размеренный, неторопливый, выбивает картину из современного сверхдинамичного ряда, возвращая ее к временам Bladerunner’а или «Чужих». Последнее, разумеется, естественно, поскольку Ридли Скотт анонсировал «Прометея» как приквел франшизы, эпизоды которой связывает как минимум присутствие компании Weyland, но в целом это совсем другая история, хотя формально действие происходит здесь за тридцать лет до «Чужих». Новое – это, конечно, грандиозные спецэффекты и особый, присущий Ридли Скотту вкус к миксу виртуального и реального, вроде говорящей (и соображающей) оторванной головы и рояля Фациоли или крабовидного убийцы и люстр, инкрустированных кристаллами Swarovski. Соответственно и жанр фильма не сводится к чистой научной фантастике, это еще и микс хоррора, вампирского кино и экшена.
Да и сравнение с традиционной научной фантастикой, надо признать, все же хромает, так как сюжет изначально в большей степени основывается на антидарвиновской креационистской теории. Лейтмотив с крестиком отца, с которым не расстается Элизабет, главная героиня фильма, не вполне уклюже соединяет христианский миф с легендами новейших времен о пришельцах, принесших жизнь на планету Земля из каких-то далеких галактик. Элизабет верит в то, что встреча с инопланетянинами подтвердит историю Христа, но ее возлюбленный Чарли (Логан Маршалл-Грин), одним из первых гибнущий на чужой планете, надеется как раз на обратное – на подтверждение теории Дарвина. Правда, реальный контакт с внеземной цивилизацией оборачивается непредсказуемой логикой, вполне четко намекающей на то, что в такие дебри забираться не следовало, и подобными вопросами лучше было не задаваться. Люди кажутся особенно и безнадежно беззащитными и уязвимыми в этих чуждых ландшафтах гигантских вулканических гор и мрачных водопадов, где их тела пронзают бесплотные световые вихри непостижимых существ.
Горячий энтузиазм Элизабет, носительницы бескорыстно сверхнаучной идеи, контрастирует с ледяным прагматизмом Мередит Уикерс, безраздельно командующей на космическом корабле дочери хозяина компании, этой Снежной королевы, которую идеально играет Шарлиз Терон. Характерно, что именно женщины стоят во главе экспедиции, указывая на то, что девяностые годы нашего столетия будут эпохой матриархата. Отсюда и снисходительная ироничность капитана космического корабля «Прометей»Янека (Идрис Элба) с его нахальной сигареткой в углу рта. Его профессионализм и реальное мужество – уходящие на наших глазах ценности, противостоящие романтическому безрассудству одной и бессердечному корыстолюбию другой.
А ответ на вопрос, которым задавались герои фильма, все-таки прозвучал – из уст всезнающего робота-андроида Дэвида. «Они создали вас, потому что могли». «Так просто?» «Так просто. Хотя ответ может вам не понравиться». Да уж, конечно. Тем более что и сам акт творения, которым открывается фильм, выглядит мало торжественно и отнюдь не величественно, скорее наоборот. Впрочем, ведь и акт рождения человека сам по себе скорее отвратителен, чем прекрасен – в жуткой слизи и крови появляется на свет венец творения. Загадочные наскальные рисунки на стенах карстовых пещер Земли, оставленные нашими предками или кем-то другим тридцать с половиной тысячелетий назад, позвавшие в дорогу экипаж «Прометея», и реальные жуткие каменные лабиринты, где этих людей поджидает ужасная смерть – это два полюса, между которыми – в различных инкарнациях – всегда проходит наша жизнь, независимо от местоположения. Поэтому очередное путешествие, в которое увлекает зрителя Ридли Скотт, это не столько путешествие космическое, сколько метафизическое.

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

№3/4

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

Лев Наумов

В 3/4 номере журнала «ИСКУССТВО КИНО» опубликована статья Льва Наумова о Сэмуэле Беккете. Публикуем этот текст и на сайте – без сокращений и в авторской редакции.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Российское общество между 2014 и 2015

12.01.2015

Вечером 2 января 2015 года на радиостанции «Эхо Москвы» была открыта новая программа, в которой принял участие культуролог, член Совета по правам человек при президенте Российской Федерации и главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей. Ведущие программы Виталий Дымарский и Ксения Ларина.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Премьера «Небесных жен луговых мари» состоится в Риме

10.10.2012

В главную конкурсную программу Римского фестиваля (9-17 ноября 2012 г.) взят фильм Алексея Федорченко «Небесные жены луговых мари». «Жены...» сняты по сценарию Дениса Осокина в жанре, по словам режиссера, «марийского Декамерона, эротической комедии» и состоят из 22 новелл. В картине заняты Юлия Ауг, Яна Троянова, Яна Сексте и другие актрисы.